Помните масштаб общественного негодования, поднявшегося летом против принятия закона, по которому можно закрывать любой сайт, если там появится «пиратский», то есть, бесплатно скачанный из Сети фильм или видеоролик?
Новый закон даёт возможность властям ликвидировать любой сайт, неугодный властям или конкурентам. Достаточно лишь в чьём-либо комментарии на форуме «интеллектуальных» робингудов разместить ссылку на «пиратский» ресурс. В этом случае Роскомнадзор будет вправе заблокировать весь ресурс как минимум на пятнадцать дней. Представляете, какой простор для коварства со стороны недругов того или иного сайта! Достаточно подложить на форум «недружественного» ресурса пакостную ссылку, и обеспечена его блокировка как минимум на полмесяца. А при желании и навсегда, ведь «злостных рецидивистов» будут просто ликвидировать…
На сайте «Российской общественной инициативы» была выложена петиция против антипиратского закона. В короткое время под ней было собрано сто тысяч подписей. Как известно, в этом случае органы федеральной власти обязаны рассмотреть предложение. Однако привела эта массовая народная инициатива совсем к противоположному результату. Депутат Госдумы от «Единой России» Роберт Шлегель вносит в Госдуму законопроект, распространяющий действие вступившего в силу в августе антипиратского закона не только на кино- и видеоконтент, но и на музыку, литературу и программное обеспечение. При этом Шлегель отмечает:
— Законопроект мною подготовлен по поручению рабочей группы. В нём — предложение расширить список на весь перечень объектов авторских и смежных прав. Предлагается сохранить за Московским городским судом обязанность рассматривать споры по защите прав на фильмы, а по всем иным объектам — передать суду по интеллектуальным правам, начавшему работу в минувшем июле. Принимается и предложение Министерства культуры по созданию досудебного урегулирования между правообладателями, информационными посредниками и лицами, размещающими информацию в интернете. Минкультуры предлагается наделить правом устанавливать порядок закрепления авторских прав.
Наряду со Шлегелем свои законопроекты собираются внести и Минкульт, и зампред Госдумы от ЕР Сергей Железняк. В принципе все они — об одном и том же: о расширении действия антипиратского закона. Например, законопроект от Минкульта предлагает уточнить систему блокировки информации: доступ на страницу сайта может быть закрыт «при наличии у оператора связи технической возможности», в противном случае блокируется весь ресурс. Окончательный выбор сделает рабочая группа по доработке «антипиратского» закона под руководством замглавы президентского управления внутренней политики Радия Хабирова, а сведением всех предложений занимается председатель временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества сенатор Руслан Гаттаров.
После того, как антипиратский закон в его полной версии будет принят, придёт черед заняться санкциями за его нарушения в виде поправок к КоАП.
Официальная причина принятия нового закона — это борьба с пиратством. Мол, бесплатные скачивания книг, музыкальных композиций и кинофильмов не дают их создателям получать причитающиеся им дивиденды и тем самым мешают подъёму национального искусства в стране. В ответ «расхитители интеллектуальной собственности» доказывают, что они борются с социальным неравенством, из-за которого искусство становится доступно лишь богатым людям, и помогают приобщиться к нему и обычным, безденежным, россиянам. Да и Конституция гарантирует право людей на доступ к культуре и на свободу информации.
Руководитель проекта «РосКомСвобода» Артём Козлюк в беседе с корреспондентом «СП» раскритиковал намерение расширить сферу действия «антипиратского» закона:
— На всех нас накладываются новые ограничения и запреты. Увы, ужесточающие законы с непринужденной лёгкостью и быстротой проходят все стадии обсуждения и голосования. Общество опять оставлено за бортом. Решение должно приниматься совместно с обязательным участием тех, кого будут касаться принимаемые законы — нас, граждан России, и наших представителей в лице общественных организаций. Мы не дадим «засчитать слив»!
«СП»: — Как вы намерены отстаивать права интернет-сообщества?
— Мы будем требовать публикации открытого поимённого голосования членов экспертной комиссии по результату обсуждения нашей петиции. Вместе со всеми будем делать выводы по результату данного процесса. Действовать мы намерены асимметричными методами. Какими? Путём самоорганизации мы их найдем вместе с вами. Мы с вами должны доказать, что являемся гражданским обществом, а не заснули в летаргическом сне уныния и отстранённости от абсурда происходящего! Это — наш с вами интернет, и давайте сделаем хотя бы попытку не отдать его без боя! Чтобы нам всем не было потом стыдно за самих себя. Лично мы просто так его не отдадим.
«СП»: — А с чего вообще началась эта запретительная кампания властей?
— Первый звонок прозвенел ещё год назад, когда был принят закон о «чёрных списках сайтов». Мнение общества тогда никто не учёл, хотя мы утверждали, что закон не сможет достигнуть заявленных целей — защитить детей и общество от негативных факторов. Он только узаконит неправомерные блокировки сайтов. Уже свыше 30 тысяч ресурсов заблокированы только за то, что находятся на том же сетевом адресе, что и ресурс, несущий запрещённую информацию. Таких сайтов на данный момент почти 99% от общего числа заблокированных. Абсурд! Блокируются электронные библиотеки, сообщества программистов и даже сайты детских садиков — вот чего добился закон о «чёрных списках». Вскоре депутат Елена Мизулина, одна из идеологов запретов в Интернете, заявила, что надо дорабатывать закон, чтобы можно было блокировать сайты наподобие нашего «РосКомСвобода», а также анонимайзеры и прокси — сайты, защищающие анонимность интернет-пользователей. Мы виноваты в том, что даём информацию о том, как можно восстанавливать доступ к информации.
«СП»: — Почему, по-вашему, государство так рьяно взялось за контроль интернета?
— Государство боится быть нелегитимным, а в Сети всё становится наглядным. Если чиновник что-то скрывает, рано или поздно это станет достоянием гласности в интернете. Общество в Сети само формирует приоритеты, самоорганизовывается. Разуму открыт широкий спектр информации — сам оценивай её объективность, делай выводы. Когда наши власти сталкиваются с чем-то им неподконтрольным, у них появляется огромное желание всё это прибрать к рукам.
«СП»: — Насколько технически осуществимы ограничительные меры?
— Любой нормальный человек склонен не раскрывать ту или информацию о себе. Поэтому если различные программы будут позволять скрывать себя в интернете, люди будут ими пользоваться. Никто пока не запрещает использовать анонимные сети и прокси. Разработаны программы, которые одним нажатием клавиши дают доступ к заблокированному сайту. Все эти программные средства появляются всё в больших количествах.
Тем, кто считает, что их ресурс заблокирован неправомерно, мы предлагаем юридическую помощь. Законы о блокировках в интернете несправедливы по своей сути и технически безграмотны. Мы будем стоять за свободный интернет до конца и его просто так не отдадим.
Свою точку зрения на ужесточение контроля в Сети высказал и один из лидеров Пиратской партии России Александр Шубин:
— Правящая каста мечтает о возвращении тех времён, когда холопы кланяются вслед проезжающему барину, а не ругаются, заслышав его мигалку. Интернет опасен для власти, потому что его пользователи не молятся на священное право частной собственности, а в Сети можно получить полную информацию о репрессиях, фальсификациях, наступлении на социальные права.
«СП»: — Закручивание гаек в Сети неизбежно?
— Интернету объявлена война, но он отреагирует новыми волнами всесторонней критики режима по всем вопросам: и социальным, и политическим. Наше оружие — правда и высмеивание власти. Кольцо колючей проволоки многочисленных репрессивных законов сжимается, но его вполне реально разорвать — нашими совместными усилиями.