Минздрав России подвел предварительные итоги всеобщей диспансеризации населения. Итоги оказались нездоровыми. Из почти 17 миллионов жителей страны, осмотренных на начало октября, полностью здоровыми себя может считать только треть. У 65% россиян, как сообщает «Российская газета», медики обнаружили заболевания или высокий риск смертности из-за неправильного образа жизни, нездорового питания и плохой наследственности. По словам замминистра здравоохранения Татьяны Яковлевой, у каждого 15-го человека обнаружилась артериальная гипертония, у каждого 50-го — ишемическая болезнь сердца, у каждого 200-го — подозрение на онкологическое заболевание. При том, что 78% осмотренных — это люди работоспособного возраста.
Напомним: в ноябре 2012 года Минздрав РФ выразил намерение начать массовую диспансеризацию всего (а не только работающего) населения с 2013 года.
Представитель ведомства, директор Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Сергей Бойцов в интервью телеканалу «Мир24» разъяснил, что нынешняя диспансеризация «нацелена на выявление всех болезней, которые могут быть у человека. Поскольку 75% смертей населения в нашей стране происходит от группы заболеваний, в которые входят четыре вида патологии — сердечно-сосудистые, онкологические, бронхолегочные, сахарный диабет, то задача диспансеризации — выявить именно эти болезни или факторы риска их развития».
На проверку здоровья граждан государство выделило 80 млрд. рублей (на сегодняшний день потратили 23 млрд.). Но не вылетят ли эти средства в трубу, учитывая нынешнее состояние нашей медицины?
Оценить ситуацию «СП» попросила заместителя директора Национального НИИ общественного здоровья РАМН, доктора медицинских наук, профессора Александра Линденбратена.
«СП»: — Чуть больше 30% здорового населения — это нормально? Или мы уже стали хронически больным обществом?
— Не надо нам считать себя совершенно убогими и несчастными. Человек создан так, что у него обязательно в течение жизни проявляются различные заболевания и, в конце концов, он умирает. Нравится нам это или нет, но это происходит. Есть высшие законы природы: человек должен выполнить свои функции и освободить место для следующего поколения. И один из основных инструментов у природы — это заболевания, в результате которых он умирает. Болеют во всем мире. Болеют одними и теми же болезнями, которые сформулированы в международной классификации болезней. Умирают все люди. Во всех странах. Речь идет о другом: в одних странах люди болеют, но это несильно влияет на качество их жизни, и они могут с этим заболеванием прожить дольше, в других — нет. Вот тут, действительно, различие есть. В развитых странах Запада люди, скажем так, в состоянии болезни живут дольше и с несколько более высоким качеством, чем у нас.
«СП»: — Но диспансеризация позволяет снизить хотя бы уровень смертности?
— То, что у нас называют диспансеризацией — это, на самом деле, не диспансеризация. Это осмотр медицинский населения. Диспансеризация — метод, предусматривающий обязательное динамическое наблюдение за больным: то есть, мы его осмотрели, у него что-то выявили, риск, каких-то заболеваний, или имеющиеся заболевания — стали им заниматься. Мы дали ему какие-то рекомендации, если надо, провели лечебные мероприятия. Через определенное время вновь смотрим: это повлияло на течение его заболевания или нет? Если хорошо занимаемся именно диспансеризацией, тогда это состояние — улучшение качества жизни, более длительной жизни, даже при наличии заболевания — увеличивается. То, что мы сегодня называем диспансеризацией — это медосмотр. Ну, выявили. И что дальше? Ничего. Если человек предоставлен сам себе, то мы в результате получаем то, что имеем. То есть ухудшение этих показателей по сравнению с западными странами.
«СП»: — Кто все-таки больше виноват, что со здоровьем у нас не все благополучно? Сами граждане, которые не всегда ведут правильный образ жизни, часто грешат вредными привычками? Или проблема в низком качестве медицины?
— Виноваты все. Потому что состояние здоровья населения, охрана здоровья — это дело не какого-то одного ведомства, и не чье-то личное, хотя очень многое зависит от того, какой образ жизни человек ведет. Охрана здоровья — дело всего государства. И это не просто пропаганда: не надо пить-курить. К сожалению, у нас в основном все к этому и сводится. То есть — давайте делать вакцинацию, давайте осматривать человека, назначать ему лечение. Настоящая профилактика состояния здоровья — это дело вневедомственное. Поскольку главные факторы риска — это то, что мы едим, чем мы дышим, как работаем. Это тоже всем хорошо известные факторы здоровья. Только ими у нас не занимаются. Считается, что этим должно заниматься Министерство здравоохранения — медики. А ведь здоровье — это конституционное наше право, и гарантом Конституции является президент. Но у нас, скажем, есть президентский совет, по культуре и искусству. А президентского совета по здоровью почему-то нет.
«СП»: — Но сами-то граждане, что?
— Мы много пишем про обязанности, в том числе и в последнем нашем законе об охране здоровья. Но обязанности, как правило, не существуют без ответственности. Если нет предусмотренных механизмов ответственности, то обязанности — это пустой звук. В законе мы пишем о том, что все должны и обязаны заботиться о своем здоровье, выполнять назначения врачей, заниматься профилактикой, вести здоровый образ жизни — все что угодно. Ответственности нет: человек может этим заниматься, может — не заниматься. Наносить ущерб не только своему здоровью, но и обществу, потому что он теряет работоспособность, на его лечение затрачиваются деньги, которых у нас не хватает. Тем не менее, никакой ответственности он не несет — и это одна из серьезнейших проблем.
«СП»: — А что тогда зависит от медицинских работников?
— В плане поддержания здоровья — очень многое. Но мы должны понимать: медики не формируют здоровье, медики его восстанавливают. Вся окружающая среда гробит здоровье человека — мы не тем дышим, не тем питаемся, не там живем
«СП»: — Почему не делает?
— Есть целый ряд причин. Они хорошо известны. Первое. Для того, чтобы что-то делать, надо иметь возможность, надо иметь соответствующие средства. Средств в здравоохранении в нашей стране не хватает. Это объективно. Но их еще и урезают. Объявлено, мы знаем, о сокращениях финансирования отрасли, которые на ближайшие три года в программе бюджета уже заложены. Между тем, анализ показывает, что в тех странах, где расходуется на душу населения в год примерно 1000 долларов и выше, там поддерживается хотя бы определенный уровень состояния здоровья. У нас этот объем расходов существенно ниже, а значит, это приводит к тому, что мы не в состоянии противостоять воздействию остальных факторов за счет медицинской помощи. Поэтому у нас и проблемы с состоянием здоровья у большинства населения. Играет роль и низкий уровень квалификации медицинских работников (образование — это известная проблема) и низкий уровень мотивации. Есть известно русское выражение: «Чтобы что-то сделать, надо мочь, уметь и хотеть». Мочь — это иметь средства. Уметь — это иметь знания. И хотеть — это иметь соответствующую мотивацию, стимул. У нас, к сожалению, зачастую медицинский работник не имеет мотивации для того, чтобы самому, хотя бы в силу своих мер и возможностей, повышать свою квалификацию
«СП»: — Так времени, наверное, просто не хватает…
— Это обычная отговорка. У врача нет времени, потому что это время он затрачивает на поиски средств к существованию. Если бы он мог обеспечивать жизнь свою и своей семьи, занимаясь своими прямыми обязанностями, тогда ему не надо было бы искать время для чего-то другого. Например, бежать после приема в государственном учреждении в коммерческое учреждение. У нас сейчас сплошь и рядом тот же работник «скорой помощи», отработав смену в государственной системе, идет отрабатывать смену в коммерческой станции «скорой помощи». Вот поэтому и нет времени. Потому что зарплата медицинских работников (не только их, конечно, но их в частности) в нашей стране не является источником для нормального, достойного существования. Президентом поставлена задача, в два раза повысить уровень заработной платы медицинским работникам. Вопрос: как это будет сделано? Или мы должны сократить в два раз число работников? Но их и так не хватает. Очередной порочный круг. Совокупность всех этих факторов и приводит, в общем-то, к сложившемуся положению. Хотя есть еще один фактор, очень характерный для нашей страны.
«СП»: — Поясните…
— Это, к сожалению, недостаточная эффективность управления — не только в здравоохранении, но в здравоохранении тоже. Управлять должны (любым учреждением, любой отраслью, где угодно) профессионалы высокого уровня. Если они сами не являются — абсолютным профессионалом по всем вопросам трудно быть, — они должны привлекать для этого профессионалов. К сожалению, этого не происходит. Я как научный работник могу, в частности, сказать, что в нашей стране очень ухудшилась ситуация с привлечением науки к обоснованию тех или иных решений, предлагаемых новаций
Из досье «СП»
ВЦИОМ примерно год назад провел масштабное социологическое исследование, чтобы узнать, как наши граждане заботятся о своем здоровье и от кого или чего зависит плохое самочувствие людей. Выяснилась, что забота о своем здоровье, сводится у россиян к отсутствию вредных привычек (33% опрошенных) и обращению к врачам в случае болезней (32%). В плохом самочувствии респонденты склонны винить самих себя (41%), а также низкий уровень жизни (32%) и плохую экологию (30%). 25% полагают, что неудовлетворительное состояния здоровья людей связано с недостаточной квалифицированностью медработников, 18% возлагают ответственность на государство. 10% опрошенных считают, что люди болели во все времена, и винить в плохом самочувствии некого.
Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ