Об эстафете олимпийского огня перед Зимними играми в Сочи сейчас говорят в России все. Государственные телеканалы дают сообщения о ней первой новостью, а пользователи интернета обсуждают, с чем может быть связано такое государственное внимание к спортивному празднику.
Олимпиада — это, бесспорно, событие мирового уровня. Поэтому любая страна старается держать марку. В том числе и по части эстафеты. Игры-2010 проходили в канадском Ванкувере. Длина эстафеты тогда составила 45 тысяч километров, а ее прохождение было обставлено с большой помпой: с факелом бежал даже известный американский киноактер Арнольд Шварцнеггер. Но с эстафетой перед сочинскими Играми канадская явно не сравнится.
Сейчас длина эстафеты составляет уже 65 тысяч километров. Но не в этом главное отличие. Народу уже рассказали, что огонь побывает на дне Байкала, на вершине Эльбруса и даже в космосе. Помимо спортсменов и артистов в эстафете принимают участие пять федеральных министров и другие государственные деятели. Только по столице факел будут нести три дня. А церемония встречи символа Игр выглядела даже роскошнее, нежели последняя президентская инаугурация. По крайней мере, кортеж был намного больше, да и мотоциклистов было не несколько, а весь цвет московских байкеров.
Пафос, с которым обставлена эстафета, заставляет граждан внимательнее относиться к происходящему. Когда капсула с огнем из Афин только подлетала к России, во всемирной сети появились язвительные комментарии, что у нас среди политической элиты немало идолопоклонников, что отношение у них к олимпийскому огню не как к символу, а как к живому существу или некоему духу. Когда огонь неожиданно погас перед проносом на территорию Кремля, интернет взорвался различными трактовками случившегося.
В частности, известный протодиакон Андрей Кураев написал в своем блоге: «Он был зажжен с молитвой к Зевсу и Аполлону некоей „верховной жрицей“. Путин, встречая факел на Красной площади, исповедал свою веру в чудотворные свойства языческого огонька: „Уверен, олимпийский факел принесёт радость и удачу миллионам жителей России“. Но седой Кремль и его святыни не пустили этот огонь в себя. Он погас аккурат в момент его пронесения под Спасскими воротами (с восстановленной иконой Спаса Смоленского). Зажгли факел вновь от обычной ФСО-шной зажигалки… Огонь, зажженный в Кремле и обнесенный вокруг его святынь, можно передать всей России».
Конечно, в некое «язычество» наших руководителей и известных лиц мало кто верит. Но все понимают, что ажиотаж во многом вызван попыткой власти упрочить свои позиции на международной арене. Многие политологи говорят, что призывы различных правозащитников к политическим лидерам других государств бойкотировать Олимпиаду наш президент воспринимает не иначе, как личное оскорбление.
Вот и во время начала эстафеты организация «Хьюман Райтс Вотч» заявила о начале акции «Альтернативная карта эстафеты олимпийского огня». Если навести курсор на город, где побывает факел, то высветится та или иная проблема, связанная с правами человека. Собрали в один список и нерасследованные громкие убийства правозащитников, и проблемы по адаптации у людей с ограниченными возможностями. Короче, ни одной точки на маршруте не осталось, где бы не было проблем.
Конечно, акция правозащитников не получит широкого освещения в СМИ. Но не исключено, что на нее злорадно будут указывать многие блогеры, видя устроенный вокруг олимпийского огня переполох.
— Власть пытается найти новые национальные символы. У нас отменили советские праздники, но взамен ничего не дали, — говорит главный редактор издания «Русская народная линия» Анатолий Степанов. — При этом государство до сих пор не определилось с тем, что мы строим. Никто не знает, многоконфессиональная наша страна или православная, многонациональная или русская. Поэтому пытаются в качестве национального символа найти что-то совсем такое толерантное. Олимпиада стала удобным случаем для этого. Поэтому из этого события пытаются выжать максимально.
С другой стороны, Олимпиада действительно повышает авторитет нашей страны на международной арене. Она всегда была символом мира, и по времени она совпала с урегулированием при нашем содействии сирийского конфликта.
Заведующий сектором философских проблем политики Института философии РАН Владимир Шевченко считает, что сегодня российская власть вынуждена метаться от одних шоу к другим:
— В истории с олимпийским огнем можно усмотреть поиски национального символа, идеологии. Но я обратил бы внимание еще на такой момент, который у нас стараются меньше всего затрагивать. Это — международный аспект. То, что делают с этим огнем, подтверждает простую истину: наша власть заинтересована в легитимности Олимпийских игр при современных международных реалиях. Чтобы не было бойкота, не было отторжения иностранными лидерами, чтобы не было эксцессов во время проведения игр.
«СП»: — Получается, что вся «картинка» с огнем адресована вовне?
— Весь мир должен увидеть, насколько наши власти ответственно относятся к проведению Олимпиады, как трепетно готовы обсуждать эту тему. Для нашей власти — это проблема «номер один». Чтобы международное сообщество увидело наши приоритеты.
«СП»: — Наши геополитические конкуренты могут использовать трепетное отношение Кремля к играм в Сочи для большего политического давления.
— Нет ни одного шага или события в политике, которые бы не имели нескольких вариантов развития последствий. Если вы ничего не будете делать, то вас могут упрекнуть, если будете стараться — вас тоже упрекнут. Но могут и благосклонно отнестись в обоих случаях. Всё зависит не от одного шага, а от целой последовательности принимаемых решений. Никогда не будет гарантии, что вы поступаете правильно. Правильно — постоянно анализировать возможные негативные последствия и шаг за шагом предпринимать усилия для их смягчения.
Но частое отсутствие у нашей власти стратегического мышления приводит к нежелательным результатам. Одна из наших серьезных проблем — это неумение общества работать с будущим.
«СП»: — Граждане видят, что власть пытается найти национальную идею в Олимпиаде. Но после нее мы не окажемся снова «голые»?
— Дальше будет чемпионат мира по футболу. В мире нет ничего законченного, нет ничего совершенного. Попытки найти одно единственное правильное решение окажутся бесперспективными. Всегда какая-то часть общества будет высмеивать, не соглашаться с государственным курсом. Это — нормальное явление для общества. Есть граждане, которые смеются, есть противники, есть те, кто вдали от конкретной проблемы и говорит: «пусть власть этим занимается, а меня не трогает».
«СП»: — Может ли олимпийский огонь претендовать на объединяющий символ для народа?
— В транслируемой телевизионной картинке заключена вся правда сегодняшнего дня. Огонь не сможет на длительное время объединить общество. Хотя я помню Олимпиаду 1980 года. Несмотря на бойкот, в душах советских людей остались очень светлые приятные воспоминания.
Конечно, значимость Олимпиады сегодня преувеличивается. Но так устроено современное сознание, что оно акцентирует внимание на одном, а через какое-то время быстро переключается на другое.
Скоро олимпийский огонь покинет Москву, и появится другая тема, которая два-три дня будет определять повестку дня. И так мы живем. Посмотрите на прошлое и увидите примерный образ будущего.
— Ажиотаж вокруг олимпийского огня лишь выражает настроение эпохи, — говорит старший научный сотрудник Института российской истории РАН Николай Лисовой. — Мы постоянно видим все эти «фабрики звезд», новые рекорды книги рекордов Гиннеса. Вот и сейчас наблюдаем очередное шоу. В отечественной истории еще не было подобных примеров. Погружение огня на дно Байкала не имеет никакого отношения ни к истории олимпийского огня, ни к истории олимпийского движения.
Доктор исторических наук Юозас Ермалавичюс предупреждает, что излишний ажиотаж вокруг Олимпиады может вызвать иронию по отношению к власти:
— Русский народ очень мудрый. В любом деле необходимо чувство меры, иначе у людей это дело вызовет смех. Все и так знают, что Олимпиада — это праздник спорта, мира, дружбы народов. И не надо приклеивать к празднику политические игры. А у нас даже такое рядовое событие как выборы местного уровня преподносятся как судьбоносное явление. Не удивительно, что с Олимпиадой ажиотаж еще масштабнее.
Своим творческим взглядом на «проблему» эстафеты с «СП» поделился поэт Всеволод Емелин:
— Олимпийский огонь — это священный огонь. И отношение к нему соответствующее у нас в стране. Ведь огонь зажигал сам Зевс! Олимпиада — это главная цель, которая стоит перед нашим обществом уже лет пять. Думаю, что и после об этом событии будут вспоминать еще лет десять. Будут устраивать какие-нибудь скульптурные парады в честь годовщины девяти дней зажжения огня, сорока дней зажжения огня. Сейчас мы видим, как на наших глазах рождаются новые праздники, которых нам не достает.
И замечательно, что вместе со спортсменами огонь несут государственные деятели, артисты. Видно, что страна испытывает единый порыв. Ведь в подготовке Олимпиады участвовали не только спортсмены: у нас проходили еще и конкурсы поэтов, бардов, менестрелей.
А то, что огонь гаснул, так это наверняка проделки вражеских сил. Как материальных, так и духовных — никто не дремлет.
«СП»: — Для чего нужно отправлять огонь на вершину Эльбруса и на дно Байкала?
— Мы должны удивить весь мир! Мы же не какая-нибудь Швейцария, Голландия или даже Канада, Мексика, Япония. Наша задача состоит в том, чтобы из каждого мероприятия сделать что-то удивительное для всего человечества. Это — наша русская историческая традиция, и я надеюсь, что она не пропадет.
Мир должен быть потрясен! У них не было огня на дне Байкала — у нас будет, у них не послали бы огонь на орбиту — мы пошлем. У нас давно не было чего-то такого, чтобы весь мир разинул рот. Во время войны в Грузии эффект был как-то не очень, бросок дивизиона на Приштину тоже особо никого не удивил. Может, сейчас мир будет удивлен.
Возможно, в этом и состоит наш духовный долг перед человечеством, чтобы удивлять его. Чтобы люди иногда задумывались над тем, что не самое главное, когда жизнь идет своим чередом, промышленность развивается, что-то строится. Ан нет! Этого недостаточно человеку. Человеку еще нужны крылья для полета, как Икару! Надо мечтать, как нас учили в советской школе. Надо, чтобы все сказали: «Вот это да! Ничего себе!» Это — одна из причин существования нашей страны.
Было бы глупо, если бы мы ее променяли на «чечевичную похлебку» среднеевропейского уровня жизни. Не дождутся!
«СП»: — Но носить огонь по всей стране не так сложно. Разве можно Олимпиаду сравнить с запуском первого спутника?
— Но новый космический корабль мы сделать не можем. Не из чего и некому. Но зато у нас будет слишком длинная эстафета. Чем можем, тем и удивляем. Раньше удивляли Гагариным и спутником, но сейчас есть возможность дольше всех бежать с олимпийским факелом. «По одежке и протягиваем ножки». На что есть возможности, тем и удивляем человечество и самих себя.
Фото EPA/ИТАР-ТАСС