Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
9 октября 2013 19:42

ЕГЭ разбавят русской классикой

В школы предлагают вернуть выпускные сочинения по литературе

2193

Литература — это, когда читатель столь же талантлив, как и писатель, говорил в свое время автор знаменитой «Гренады» Михаил Светлов. Наш современник, известный режиссер Карен Шахназаров недавно с сожалением признал, что читающих людей в России становится все меньше, а современная молодежь не знает даже ведущих писателей классики. Вывод вполне логичен: если литература у общества не в почете, общество это становится неталантливым и будущее его, скорей всего, совсем безрадостное.

«Сейчас Россия переживает рождение новой цивилизации — «смотрящей», — посетовал Шахназаров на заседании президентского совета по искусству и культуре. И предложил в будущем, 2014 году, который объявлен в России Годом культуры, вернуть в школу экзамен по литературе в форме полноценного сочинения на заданную тему. Режиссер также считает, что курс классической русской литературы должен преподаваться во всех средних и высших учебных заведениях страны, включая военные и технические.

Президент, как пишет «Российская газета», назвал эту инициативу «очень важной», а министр образования и науки пообещал в ближайшее время «проработать» вопрос.

С 2009 года, напомним, литературу в школе сдают только по выбору в форме ЕГЭ. А от выпускного сочинения, на которое в советской школе отводилось целых шесть часов, осталось всего 200 обязательных слов в тестах по русскому языку. Чем, кстати, многие эксперты объясняют тот факт, что школьники стали меньше читать.

Мы уже больше не самая читающая страна в мире. Об этом свидетельствуют данные последних исследований. Если в 90-х годах около 80% россиян прочитывали хотя бы одну книгу в год. К началу 2005 года этот показатель упал до 63%. А количество систематически читающей молодёжи упало с 48% до 28%.

Сегодня Россия находится на седьмом месте в мире по количеству часов, проводимых за книгой: после Индии, Таиланда, Китая, Филиппин, Египта и Чехии.

Позволит ли инициатива Шахназарова вернуть нашей стране статус самой читающей? И реально ли вообще в мире, где правят гаджеты с их электронными картинками, поднять престиж печатного слова и развить интерес к чтению?

Эффект, без сомнения, будет, но вопрос этот крайне важен не только в культурологическом плане, считает писатель и публицист Лидия Сычева:

— Для русского народа русская литература — это форма его национального самосознания. Если мы возьмем, допустим, немцев, у них форма самосознания, в которой они выразились наиболее ярко — это немецкая классическая философия. Это Ницше, Кант, Гегель… Ну, и Маркс, может быть. Что произошло в перестроечные годы и после, когда литературу насильно изымали и изымают до сих пор? Это была, на мой взгляд, продуманная, спланированная программа по выниманию культурного стержня из русского народа, из русской нации. И в эту же программу логично вполне встраивается и та политика, которую проводит Союз писателей России в последние двадцать лет, полностью отстранившись от национальных проблем и широкого участия в народной жизни. Сюда же встраивается и развал издательской политики в стране, позорное существование литературных журналов и униженное состояние писателя, который лишен и общественного уважения, и общественного внимания. Шахназаров, кстати, еще одну очень важную вещь затронул.

«СП»: — А именно?

— Он говорил о культурном суверенитете, который, я считаю, на данный момент нами фактически утрачен. Мы являемся потребителями второсортной западной культуры, в том числе, между прочим, и литературы. И в этом сходятся и государственная политика, и негосударственные организации, насаждающие нам литературу подобного рода, и многие литераторы, которые видят в этом способ быстрого успеха и возможность припасть к конъюнктуре. Поэтому, безусловно, нужно начинать с возвращения русской классики. Но даже не с сочинения, а с самых первых учебников родной речи, которые видит ребенок. Потому что ребенок, который в детстве читал стихи Ивана Никитина, Сергея Есенина, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, он никогда не будет денационализирован.

Экзамен, как таковой, не вернет ни любовь, ни интерес к русской литературе, уверен заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы Лев Айзерман:

— У меня, кстати, на эту тему вышла книжка, она называется «Педагогическая не поэма», и в подзаголовке я ставлю вопрос: есть ли будущее у уроков литературы?

«СП»: — Каков же ответ?

— Не возьмусь пересказывать книгу. Коротко это сделать невозможно. Скажу только одну вещь. Все у нас более-менее знают, что был такой великий русский хирург Пирогов, который во время Крымской войны в Севастополе многие вещи применял в хирургии впервые. Но мало кто знает, что Пирогов был еще и крупный деятель российского образования. И когда однажды ему подали отчеты (по-моему, это были отчеты кадетских училищ), Пирогов — а это было более 160 лет назад — написал: «Меня беспокоит экзаменационная направленность нашего преподавания, что крайне опасно». Дело в том, что эта «болезнь», она до сих пор не излечена. Вот Год культуры на дворе. С чего начинать? С экзамена. Экзамен - это важная часть в жизни, никто не спорит с этим. Но экзамен не может быть центральной, главной и основной проблемой школы. Поэтому обсуждать: нужен экзамен по литературе, не нужен — это не та тема.

«СП»: — Какая же тема — та, как вы говорите?

— А тема может быть только одна. Надо посмотреть, почему не читают, чем это вызвано? Может быть, нужны какие-то изменения в содержании образования. Писатель Даниил Гранин, выступая как-то сказал, что в школе вообще не может быть произведений на уроке литературы, объемом больше, чем «Капитанская дочка». И изучать четыре тома «Войны и мира» — это безумие. Вот круг вопросов (самый приблизительный), с которого надо начинать размышлять. А начинать с экзамена? Я могу спрогнозировать, что будет завтра, как только объявят, что будет экзамен и скажут примерно в каком направлении. Через три недели во всех книжных магазинах появятся шпаргалки по всем темам — ученики их выучат, и все. В школе (кроме, конечно, всяких гимназий и спецшкол), где очень многие ученики никакой классики не читают, введение экзамена приведет к полной профанации. Одна из глав моей книги посвящена как раз проблеме экзамена. Я там рассматриваю все варианты экзаменов, и показываю, почему те, которые у нас существуют, никуда не годятся. Не с того края мы начали. Если уж действительно вас волнует литература, то надо разбирать очень широкий круг вопросов, просто связанных с тем, что происходит, какова квалификация кадров… ну и так далее.

«СП»: — В нашем обществе, где правит картинка, печатное слово еще может представлять интерес?

— Бесспорно. Что значит печатное? Когда вы читаете электронную книгу, там же нет печатного слова, но это слово… Акцент на слове «печатное», он неверный. Весь вопрос в судьбе слова, а в каком оно виде дано — в электронном или на бумаге — это неважно. Носитель не имеет значения. Это не проблема. Проблема в судьбе слова, говоря конкретнее, — русского слова. Разумеется, книга может заинтересовать. Весь вопрос в объемах — для школы это очень серьезный вопрос. Я как-то подсчитывал по новой программе, сколько ученик должен прочесть — в месяц, в год. Это безумие, это нереально. Не менее важен вопрос по содержанию. Недавно Дмитрий Бак, директор Литературного музея и профессор РГГУ, сказал, что, работая со студентами, он убеждается в том, что литературу ХIХ века они читают так, как мы когда-то читали древнерусскую литературу. Им в принципе надо все переводить. Одна учительница тут со мной поделилась: «Вот я читаю ребятам „Горе от ума“ и перевожу текст на современный русский язык». Когда я полностью читал «Горе от ума» на уроках мне не нужно было ничего переводит — два-три комментария, и все. Правда, это было несколько десятилетий назад. А сегодня огромный массив современному человеку непонятен. Поэтому вопрос возникает: что читать? Что отобрать? Это фундаментальные вопросы, а нам, понимаете, сейчас предлагают обсудить проблемы текущего ремонта. Речь идет о фундаменте. А сам факт введения экзамена — это будет последний «гвоздь» в преподавание литературы в школе. В этом я нисколько не сомневаюсь.

Заместитель главного редактора газеты «Литературная Россия», писатель Роман Сенчин предлагает пересмотреть саму методику подачи литературной классики в школе:

— Я себя вспоминаю школьником. Очень не любил читать в то время, особенно художественную литературу. С интересом еще читал какие-то исторические книги, научно-популярные. Нужно пересматривать, на мой взгляд, само преподавание, подачу классических произведений детям. Просто сказать: выучите стихотворение Пушкина или Тютчева, а через три дня расскажете — этим, я думаю, мы ничего не добьёмся. В общем-то, мало чего добивались и раньше. Сейчас — тем более. Есть мнение, что лучше всего было бы детям на уроках литературы просто читать вслух: учитель читает, потом, может быть, кто-то из учеников почитает, потом снова учитель. Так мне кажется, ученики более-менее могут проникнуться интересом к чтению, станут искать новые произведения понравившегося автора. А просто давать задания, на мой взгляд — это дело пустое. Я вот не могу понять: как можно пятнадцатилетним школьникам дать изучать «Войну и мир». Это огромнейший многоплановый роман. И малопонятный современным детям. Как можно все это за месяц-полтора прочить и осмыслить? Я сам недавно его пересчитывал, на это ушло больше трех месяцев. Конечно, у меня были и другие занятия. Но и у школьников другие уроки — у них и химия, и физика, и геометрия и т. д. Конечно, это беда, что часы изучения литературы так урезали. Кому то это в долгосрочной какой-то перспективе, наверное, выгодно, чтобы мы многого не знали. Но думаю, что и десять часов в неделю не привьют ребенку любовь к чтению, если программные произведения ему просто непонятны.

Из досье «СП»

Жителей трех стран, приводит любопытный факт РИА Новости, - России, Великобритании и США — просили назвать книги, которые должны быть в каждой домашней библиотеке.

Поданные Соединенного королевства выбрали:

Джейн Остин, «Гордость и предубеждение»,

Дж. Р. Р. Толкиен, «Властелин колец»

Шарлотта Бронте, «Джейн Эйр»

Дж. К. Роулинг, серия книг о Гарри Потере

Харпер Ли, «Убить пересмешника»

Американцы предпочли:

Дж. К. Роулинг, серия книг о Гарри Поттере

Дэн Браун, «Код да Винчи»

Доклад Национальной комиссии по расследованию террористических актов 11 сентября

Библия

Роберт С. Аткинс, «Новая революционная диета доктора Аткинса»

Российская версия:

Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Пушкин, лирика

Чехов, рассказы

Набоков, «Лолита»

Лев Толстой, «Анна Каренина»

Фото ИТАР-ТАСС/ Юрий Машков

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня