Для того чтобы иметь возможность построить миграционную политику, необходимо решить три задачи: провести комплексные исследования рынка труда, создать полную и общедоступную информационную систему, непрерывно мониторящую состояние рынка труда, и построить общественные институты, обеспечивающие заполнение вакансий на рынке труда подходящими резюме и также обеспечивающие необходимую для достижения этой цели инфраструктуру.
Важнейшей из этих задач, безусловно, является первая. Нам необходимо получить достоверный ответ на главный вопрос, связанный с миграцией — действительно ли русские не хотят работать на тех рабочих местах, которые сегодня занимают иностранные трудовые мигранты? Если не хотят, то почему? Их не устраивает низкоквалифицированная работа или заработная плата и условия труда? Если хотят, то почему не занимают этих рабочих мест? Потому что их туда не допускают работодатели или потому, что у работодателей и\или работников отсутствует информация о резюме, которыми можно было бы заполнить вакансии на рынке труда, ныне заполняющиеся иностранцами.
Иначе говоря, надо ответить на вопрос, является ли система, при которой работодатели имеют потребность в иностранной рабочей силе, а иностранные работники готовы занять предлагаемые им работодателями рабочие места, необходимой для экономики нашей страны, или же в ней не учитываются интересы третьей стороны — российских работников, желающих занять те рабочие места, которые сегодня занимаются иностранцами, но не имеющих такой возможности.
Для решения этих задач необходимо комплексное маркетинговое исследование рынка труда. Для этого необходимо построить так называемый баланс рынка труда. То есть изучить все постоянно возникающие на рынке труда вакансии и трудовые ресурсы, которыми можно заполнить эти вакансии. В конечном счете, такое исследование должно быть общероссийским, но поскольку сегодня основными рецепиентами миграции являются большие города, сначала необходимо построить баланс рынка труда для этих регионов.
Для простоты обсудим всё это на примере Москвы. Для построения баланса рынка труда Москвы за тот или иной отчетный период необходимо подсчитать количество вакансий на рынке труда города за отчетный период и сосчитать все возможные трудовые ресурсы, которые могут быть направлены на заполнение этих вакансий. В случае Москвы лучше проводить исследования в рамках большого московского региона — Москвы совместно с Московской областью, поскольку жители области, как правило, работают или готовы искать работу в Москве.
Такое исследование проводится при помощи анализа официальной статистики, а там, где ее данных недостаточно, экстраполяция проводится либо при помощи экономического моделирования, либо при помощи выборочных исследований, то есть проведения социологических опросов.
Первое, что необходимо выяснить при таком комплексном исследовании, это действительно ли рынок труда большого московского региона является трудонедостаточным? Или нам в течение многих лет морочат голову, не желая набирать на работу жителей Москвы и области? А, может быть, у работодателей отсутствует механизм поиска работников в большом московском регионе, за исключением обращения к «мигрантскому рекрутингу».
Но даже если московский рынок труда окажется трудонедостаточным, это вовсе не означает доказательства необходимости иностранной трудовой миграции. В таком случае нужно построить сводный межрегиональный баланс рынка труда большого московского региона. То есть необходимо выявить трудовые резервы внутренней миграции в пределах Российской Федерации. Поначалу, разумеется, необходимо построить сводный баланс с ближайшими к Москве регионами РФ. Исследование резервов внутренней миграции также производится проведением анализа официальной статистики совместно с проведением выборочных исследований.
И только если расширенный сводный межрегиональный баланс рынка труда окажется трудонедостаточным, это будет являться доказательством необходимости иностранной трудовой миграции.
Такое исследование является не особенно дорогим. Стоимость его проведения измеряется в миллионах рублей. Его проведение облегчает также то, что часть необходимого анализа уже существует — региональные службы занятости регулярно составляют в рамках своих должностных обязанностей баланс трудовых резервов региона. Так что, в первую очередь, здесь необходима именно политическая воля.
Попросту говоря, необходимо постановление Правительства, требующее проведение такого исследования, в котором также необходимо определить ведомства-исполнители. Полагаю, что такое исследование должно быть проведено совместно силами Федеральной миграционной службы и Министерством труда и социальной защиты с возможным привлечением независимых социологических служб для проведения выборочных исследований. Разумеется, такие исследования должны проводиться ежегодно.
Второе, что требуется, это создать постоянно действующую информационную систему — базу данных о существующих вакансиях. Утверждение Минсоцтруда о том, что такая информсистема давно существует, действительности не соответствует. Работодатели не считают себя обязанными подавать данные о вакансиях в Минтруд, тем более, что реальных санкций, наказывающих их за такую практику, не существует. А до потенциальных работников информация о существующих вакансиях просто не доходит.
В результате наиболее законопослушные из работодателей, желающих нанять иностранцев, знающие о том, что они будут иметь такое право в случае, если на вакантное рабочее место не претендует гражданин России, поступают просто. Они вывешивают в базе данных Минтруда сведения о вакансии на две недели, после чего нанимают иностранца. Или, если уж они абсолютно законопослушны, подают заявку на получение квоты на иностранного работника.
Таким образом, для преодоления существующей порочной практики мы должны иметь базу данных по вакансиям, в которую работодатели будут обязаны выставлять информацию о вакансиях, а работники будут иметь реальный доступ к этой информации. Для этого информационная система о вакансиях не просто должна быть доступна в интернете и иметь понятный среднему человеку интерфейс, но и должна быть проведена серьезная работа, в результате которой информация о существовании такой базы данных дошла бы до всех потенциальных работников. Но и этого не вполне достаточно.
Помимо электронной биржи труда должна существовать биржа труда реальная, причем не только в качестве ведомства, которое консультирует обращающихся к нему и дает им рекомендации по трудоустройству, но и, что гораздо важнее, в качестве системы оргнабора. Именно отсутствие грамотной системы оргнабора является основной причиной существования дикого рынка труда, на котором доминирует предложение мигрантского труда. Отсутствие государственного регулирования в сфере заполнения трудовых вакансий позволяет работодателям проводить политику демпинга на рынке труда.
Если баланс рынка труда в регионах, являющихся сегодня реципиентами иностранной трудовой миграции, является трудонедостаточным, то власти этого региона и федеральные власти должны сами вести активную политику привлечения работников на существующие вакансии. Причем, речь идти должна о привлечении конкретного работника на конкретное рабочее место, отдавая приоритет гражданам Российской Федерации.
Принципиальной разницы между системой оргнабора граждан России и иностранцев в принципе нет, единственная разница, что подразделения службы оргнабора, находящиеся за границей, должны гарантировать знание нанимаемым работником русского языка и необходимого культурного минимума. Впрочем, как я уже сказал, иностранные работники должны наниматься только в случае, если не хватает отечественных, что, на мой взгляд, крайне маловероятно.
Такой оргнабор, разумеется, должен быть обеспечен необходимой социальной инфраструктурой. Работник должен иметь место в общежитии и гарантии медицинского обслуживания. В случае, если предполагается не вахтовый метод, а длительное постоянное проживание, то должны быть предоставлены семейные общежития и возможность доступа детей работников к детским садам и школам.
Для реализации таких возможностей требуется заключение межрегиональных договоров о финансировании строительства общежитий и договоров о действии медицинских страховых полисов на территории региона-реципиента, и аналогично о праве на образование для детей работников. Предприниматели, подающие заявку на иногороднюю рабочую силу, должны облагаться налогом на строительство общежитий. Другим вариантом является законодательное решение этих вопросов.
В случае, если исследование рынка труда выявят необходимость привлечения иностранной рабочей силы, и государство подтвердит такую необходимость, то потребуется заключение реальных международных соглашений. И тогда на строительство общежитий должны быть привлечены финансы государств-доноров и должны быть заключены соглашения о межгосударственном действии медицинских страховых полисов.
Для реализации государственной программы оргнабора должны быть привлечены либо существующие ведомства, такие как Минсоцтруда и ФМС, либо создано новое. В пользу Минсоцтруда и ФМС говорит также наличие у этих ведомств разветвленной сети территориальных органов по всей стране. Полагаю, что возможно и привлечение к программе оргнабора частных рекрутинговых агентств, но на весьма жестких условиях.
Реализация всей этой программы займет не больше двух-трех лет. В переходный период должны быть приняты срочные меры, позволяющие быстро решать ситуации, связанные с нарушением миграционного законодательства.
Необходимо ввести в устав ФМС разрешение на оперативно-розыскную деятельность. Также необходимо упростить порядок проведения рейдов по проверке соблюдения миграционного законодательства как органам ФМС, так и органам МВД. Необходимо разрешить и даже предписать как ФМС, так и полиции возможность и желательность проведения таких рейдов по жалобам и заявлениям граждан. Необходимо создать в ФМС, полиции и органах санэпиднадзора Роспотребнадзора службы телефонов доверия, куда могли бы обращаться граждане в случае нарушения законодательства, связанных с миграцией. Необходимо также создать механизм отчета этих ведомств перед общественностью
Также необходимо создать механизм прямого участия общественности в таких рейдах. Здесь должен быть учтен и расширен опыт московского управления ФМС, которое по рекомендации своего общественно-экспертного совета наладило взаимодействие с Московским городским отрядом народных дружин, что привело к созданию московской народной дружины по нарушению миграционного законодательства. Целесообразным является также создание народной дружины по наблюдению за нарушениями санитарно-эпидемиологического характера. И, разумеется, требуется скорейшее принятие закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», в котором все бы это было предусмотрено.
Представляется также желательным создание в рамках ФМС подразделения специального назначения, которое могло бы разрешать самые острые ситуации, связанные с нарушением миграционного законодательства.
Принятие такого списка мероприятий позволит быстро разрешить ситуацию с незаконными общежитиями и начать процесс высылки незаконных мигрантов так, чтобы к моменту начала действия описанной выше государственной программы трудоустройства их на территории России просто не осталось.
Фото: Валерий Мельников/ РИА Новости