Сообщения об очередном задержании на границе крупных партий медвежьих лап, шкур тигра, струи кабарги или прочих дериватов, давно не вызывает удивления и даже возмущения у приморцев. Горожане с удовольствие покупают по весне чудные букетики первоцветов, зачастую не задумываясь о том, что они давно занесены в Красную книгу. Дальний Восток России — самый неблагополучный регион страны, где процветает нелегальная торговля «краснокнижными» растениями и животными. Эксперты отмечают, что объёмы нелегальной торговли в разы, а по некоторым видам — в десятки раз, — превышают объёмы легального оборота.
У браконьеров и их заказчиков популярностью пользуются корень женьшеня, лапы и желчь бурых, гималайских и белых медведей, дериваты кабарги, рога сайгака, шкурки речной выдры и волка, и, конечно же, дериваты амурского тигра и дальневосточного леопарда. Многие виды, массово вовлечённые в торговый оборот между Россией и Китаем, не занесены в Приложения Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), но при этом не менее других страдают от «энтузиазма» предприимчивых коммерсантов.
На Дальнем Востоке мало территорий, где бы ни промышляли браконьеры и китайские перекупщики. О повсеместном распространении браконьерства говорят результаты работы Минприроды, Минсельхоза и Росрыболовства. При этом у каждой территории есть «специализация». Например, на Чукотке охотятся на белого медведя, моржа и кречета, на Камчатке — на бурого медведя, лося, соболя, снежного барана. Сахалинская область «специализируется» на буром медведе, трепанге, лососёвых видах рыб, а Якутия — на диком северном олене, соболе, соколе-балобане и горном баране чубука
За последние годы браконьерство нанесло заметный ущерб более 160 видам дикой фауны и флоры Дальнего Востока. Наибольшей урон нанесен популяциям амурского тигра, дальневосточного леопарда, гималайского медведя, кабарги, дальневосточной мягкотелой черепахи. Под угрозой исчезновения женьшень, дальневосточный трепанг, калуга и амурский осётр.
— Рост экономического благосостояния населения стран-потребителей, и, напротив, обнищание жителей Дальневосточного региона создают предпосылки для масштабного браконьерства, — считает главный координатор проектов программы WWF Traffic Алексей Вайсман. — Деградация ранее системообразующего на Дальнем Востоке пушного промысла привела к резкому падению его доходности и поставила охотников-промысловиков на грань выживания. Сейчас для почти 90% охотников региона незаконная добыча и сбыт женьшеня, желчи медведя, пантов и других видов, — хороший заработок. А несоответствие законодательной базы современным условиям сделали таможенные и природоохранные органы бессильными перед напором нелегальной торговли.
Исследование рынков Приморского и Хабаровского краёв, а также Харбина, Чичихаре (провинция Хэйлунзцян — «СП») и Даляна, проводившиеся в рамках проектов WWF и TRAFFIC, привело к шокирующим выводам. Как оказалось, отдельные виды товаров — корни женьшеня, сушёный трепанг, половые органы оленей, желчь медведя, панты пятнистого оленя и изюбря — поступали с местных ферм. Тем не менее, со слов продавцов, у них были продукты, добываемые в дикой природе, которые ценятся выше, чем культивируемые. К примеру, дикий женьшень дороже плантационного в 30−100 раз. А дикие панты — примерно вдвое дороже парковых.
На оптово-розничном рынке Чанкейшу в продаже были дериваты пятнистого оленя и изюбра, сайгака, желчь медведя, женьшень, пенисы сивуча и морского котика, сушёные гекконы и морские коньки, трепанг, мускус кабарги, секреторное вещество жабы, дериваты лягушек и многое другое. На рынках зоотоваров и антиквариата предлагались предметы, изготовленные из панциря морской черепахи, слоновых бивней (торговля ими в Китае запрещена — «СП»). В продаже имелись предметы, изготовленные из частей преконвенционных животных и подпадающие под действие СИТЕС. В ассортименте продукция из различных диких видов земноводных и пресмыкающихся.
Большинство китайских торговцев не знают о запретах на торговлю отдельными видами животных и растений, охраняемых китайским и международным законодательством (слоновая кость, продукция из панциря морской черепахи, мускус кабарги). Опрос на китайских рынках торговцев товарами животного происхождения, применяемыми в традиционной медицине, показал, что более 60% товаров поступают в продажу нелегально, но это не мешает их открытой торговле.
В свою очередь российские торговцы знают о существующих запретах на охоту и заготовку «краснокнижных» растений и животных, но это не останавливает их. Запрещенный товар на приморские и приамурские рынки поставляют фермеры, безработные жители таежных населенных пунктов, промышляющие сбором дикоросов.
— Сравнительное исследование российско-китайских рынков показало, торговля товарами животного и растительного происхождения, на которых установлены запреты, в нашей стране идет «из-под прилавка». В Китае — открыто, что свидетельствует о низком уровне контроля природоохранными и правоохранительными органами за такой торговлей, — резюмирует Алексей Вайсман. — Около 80% опрошенных российских и китайских торговцев, были осведомлены, что для торговли тем, что они продают, требуются разрешения и лицензии, а торговля продукцией из исчезающих видов животных и растений запрещена.
Эксперт отмечает, что практически все опрошенные торговцы в Приморье знали о «громком» процессе по факту контрабанды 480 лап медведя, шкуры тигра и набора костей тигра, выявленному еще в 2007 году. В этом деле были замешаны трое россиян и трое граждан Китая, которые были позднее приговорены к лишению свободы на срок от 4 до 8 лет.
— Нелегальной торговлей исчезающими видами флоры и фауны в основном занимаются организованные преступные группировки, обладающие разветвленными коррупционными и международными связями, — отмечает руководитель Центра изучения новых вызовов и угроз нацбезопасности Александр Сухаренко. — В регионе сформировалась отлаженная система нелегальной торговли особо ценными животными и растениями, включающая контрабандные каналы переправки.
По данным Дальневосточной оперативной таможни, большая часть контрабандного вывоза животных и растений, занесенных в Красную книгу, перехватывается на китайском направлении. Второе и третье места занимают, соответственно, Республика Корея и КНДР.
Как показывает практика, организатором и заказчиком являются граждане Китая реже — Южной Кореи. Заказчик периодически ввозит в страну крупную партию валюты (не менее 50 тыс. долл.) для закупки товара. С ним контактирует посредник — гражданин России, который выезжает к местам браконьерской заготовки либо скупки запрещенного товара. В отдельных случаях для проверки качества товара с посредником может выезжать и представитель заказчика.
— Скупленный товар перевозится железнодорожным, морским, автомобильным транспортом в специально оборудованных тайниках. Причем российская сторона отвечает за его беспрепятственное прохождение через таможенную границу, — продолжает Сухаренко. — Покупатель же в ответе за то, чтобы груз без проблем прошел через таможенные посты его государства. Однако он может организовать и провоз товара, минуя таможню.
Очевидно, что биоразнообразие и экологическое благополучие Дальневосточного региона под угрозой. Ученые, правоведы говорили о необходимости постоянного мониторинга за «краснокнижными» зверями и растениями, установления адекватных лимитов на их добычу, контроле на границе. Необходимости изменения законодательной и нормативной базы для упорядочивания трансграничной торговли животными и растениями.
«СП»: — И какова реакция государства?
— Владимир Путин, известный своей любовью к диким животным, решил защитить амурских тигров и леопардов не только своим пристальным вниманием. Как председатель Русского географического общества, он контролирует программы по защите диких животных. В результате в июле этого года Уголовный кодекс дополнен статьей об ответственности за добычу и оборот «краснокнижных» животных и водных биоресурсов. Нарушителям грозят исправительные работы до двух лет либо принудительные работы до трех лет со штрафом до миллиона рублей. Возможно лишение свободы на тот же срок с аналогичным штрафом либо ограничением свободы до года.
Должностных лиц могут посадить в тюрьму на срок до 5 лет, обязать заплатить 2 миллионов рублей штрафа и лишить права занимать определенные должности на срок до 3 лет. Если преступления совершены организованной группой, срок наказания составит 5−7 лет. Предусматривается также конфискация денег и ценностей, полученных в результате добычи и оборота «краснокнижных» животных и растений. Была ужесточена ответственность за контрабанду особо ценных животных и водных биоресурсов, а также их частей и производных, независимо от стоимости.
В 2012—2013 годах в Приморье возбуждено семь уголовных дел на браконьеров, перевозчиков и торговцев шкурами тигра или частями их тел. Изъято шесть туш, три полных скелета тигра, 12 шкур тигра, кости от двух скелетов тигра, которые, согласно экспертизе, принадлежат минимум 19 особям. Ранее за убийство тигра в России не сажали — максимум, что грозило браконьеру — исправительные работы до двух лет либо штраф до двухсот тысяч рублей. В Китае за аналогичное преступление браконьер может ответить собственной жизнью.