Не может не радовать, что поднятая Захаром Прилепиным волна «почемуялиберализма» фактически отмотала ситуацию к той точке, в которой у нас почему-то многие сочли либерализм то ли побежденным, то ли умершим в корчах стыда от своей никчемности. И теперь, дескать, об «умершем либо хорошо, либо — никак». С чего вдруг? Почти всё, происходящее окрест — от ситуации с самоопределением Украины и до авиакатастрофы в Казани — есть прямая и весьма живая дискуссия общества с не менее живым и даже вполне упитанным либерализмом. Более того, с либерализмом до сих пор торжествующим и всеподавляющим.
Каждый домашний мыслительный потуг натыкается, как известно, на железный аргумент: «парламент, благосостояние, ладу-некалину, суд-полицию-некоррупцию, сделай — тогда говори. Не можешь — заткнись». Это основательно выжгло или перевело в область абстракций идейные поиски в стране. Но и либерализм, как видим, не всех убедил. Не потому лишь, что он сам по себе, как модель, не гарантирует успеха — ибо как невозможно всю Россию от Калининграда до Владивостока включить в Москву для обеспечения единых жизненных стандартов, так и в ЕС нельзя принять весь мир, а другие варианты не убедительны. Иначе Грузия с Украиной давно бы ввели правильный парламент или суд и назавтра проснулись бы в Швейцарии. Россия бы умерла от зависти уже к обеду.
Почему у нас не пошло? Мы большие, мы отродясь не ходили на поклон, «у советских собственная гордость»? Или мы органически не усваиваем либеральные ценности, являемся на национально-ценностном уровне носителями рабско-авторитарной психологии?
В обеих версиях есть один и тот же изъян — вирус собственной идейной вторичности (даже в «гордой» версии: да, вы успешные, но мы не пойдем к вам из принципа), который явно или подсознательно поразил отечественный интеллектуальный класс, ослепленный «триумфальным шествием» либерализма. Примерно как наши первые туристы были раздавлены тамошними колбасными витринами. «Колбасная» логика, похоже, глубоко въелась в подкорку (что делать — колбаса в позднем Советском Союзе невольно приобрела ценностно-символический характер). Потому почти всегда дискуссия с либералом сведется к вопросу: «ты на какой машине ездишь? На северокорейской? То-то». «Колбаса вкуснее — значит идея правильнее»: с этим трудно спорить.
Вернее — вообще не нужно спорить. Идея как таковая в принципе не должна противопоставляться разного рода инструментам. Они вообще не ценности, а просто в меру (но не экзистенциально) полезные институты — демократия лучше, чем недемократия, свобода лучше, чем несвобода, пять сыров на прилавке лучше, чем один
Тысячекратно высмеянная все теми же либералами духовность вполне может быть понята и как преобладание этического начала над рациональным. Ценности начинаются не с формального права на выбор — вообще не с «права» и «свободы», а с понимания: «право НА ЧТО?», «свобода ДЛЯ ЧЕГО?». Человек ежечасно, а то и ежесекундно делает самостоятельный выбор — в пользу добра или зла, действия или бездействия, фэйсбука или своих рабочих обязанностей. И этот выбор не предоставленная (значит, могущая быть отнятой), скажем, властью ценность, а имманентная, заранее заложенная в человека опция. В религии это дал Бог, но это гигантский дар, подразумевающий в том числе право отказаться от самого Бога. Никто, ни Бог, ни его лукавый оппонент, не могут сделать этот выбор за самого человека или принудить его — настолько мощно и уникально во всем мироздании это изначальное свойство личности, его подлинная свобода. И вот это вы всерьез хотите сравнить с правом выбрать демократов или республиканцев?
Кажется, у Розанова было, что вот этот идеал прав, выборов, демократии — это как, например, сделать железную дорогу идеалом жизни. Она есть средство доставки до конечной точки, с ней гораздо удобнее, но она не может быть смыслом и ценностью жизни и подменять саму конечную точку пути.
В этом разгадка, почему либеральные «ценности» нашего человека не цепляют: потому что их нет (понятна реакция верующих в эти ценности на такого рода атеизм, но — тем не менее). Их нет именно как духовно значимых ценностей. Даже в сугубо западном по происхождению марксизме умудрились найти (или привнести) их, а вот в либерализме — нет. Ни самим погибать, ни других инквизировать не хочется. А мы без этого, без нашей врожденной достоевщинки, никак не можем. Напрашивается, конечно — так вот оно: поживите, наконец, без ГУЛАГов и Павок Корчагиных, в свое удовольствие. Ан, нет — вроде и получается овощная жизнь, да нутро ее подспудно отторгает. Не то чтобы это сугубо национальное, но сильно развитое именно у нас (этическое над рациональным). Кстати, отечественные либералы своими действиями последних лет лишь ярко убеждали в этом — они агитировали не за колбасу, но апеллировали именно к этическим нормам: «закон подлецов», «мерзавцы», «жулики-воры» (не в уголовно-правовом смысле, а именно как характеристика личности)
Предвижу обязательное: «ой, ну мы прям такие духовные, что в душ каждый день сходить и дороги нормальные сделать не можем». На это было у Достоевского: «судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно воздыхает. … Нет, судите наш народ не по тому, чем он есть, а по тому, чем он желал бы стать». Без этих важных ключей не понять, почему у нас выжило христианство, причем в весьма трепетных, ортодоксальных формах (внутримкадье с его вечными разборками с высшим духовенством просто не в курсе). И даже то, почему так сильно и стремительно зажглась и распространилась идея коммунизма как высокого идеала — ведь не ради ГУЛАГа пахали до изнеможения Павки Корчагины (внутримкадью, опять же, трудно это принять). Мы не признали моральной победы западных ценностей не потому, что мы гордые или тупые, а потому, что не увидели в них собственно ценностей. Колбасу увидели, «мерседес» увидели, а всепобеждающие ценности — нет.
И, кстати, это корень конфронтации с либерализмом, ибо фактически именно потребительство находится в центре всей композиции. Да-да, именно оно, а вовсе не права человека, свободы, демократия и рынок. То, ради чего все это затеяно и без чего не выживет вся эта сверкающая идеологическая надстройка, весь этот треск о ценностях — ради создания человека-потребителя, HOMO CONSUMENTUS. Даже гиперпотребителя, поскольку он не удовлетворяет потребности в чистом виде, а само непрерывное возникновение потребностей и есть его Главная Жизненная Потребность.
Актуальная версия либерализма сделала его (а не нации, отечества, культуры, цивилизации, братства, семьи, религии, реальные смыслы и ценности, что было и у изначального либерализма) — центром Вселенной. В каждой Конституции его, индивида-потребителя, права, свободы и прихоти — единственная цель существования государства и мироздания. Идеология практически беспроигрышная: ты требуешь удовлетворить твое вечное зудящее «я хочу!», и тебе предлагают облечь это во вполне ценностно-пристойное «имею право!». Это огромная победа неолибов, почти убившая «по ходу» и самого человека. Индивида, бунтаря, личность с разумом-вселенной (марши за «хочу как в Европе» это не бунтарство, а как раз банальный мэйнстрим; это Путин скорее бунтарь, когда посмел заговорить о традиционных ценностях — такое «богохульство» не прощают). Homo consumentus может взбунтоваться против мигалок и нечестных выборов, но никогда — против своей зависимости от гаджета или марки личного авто. Быть или не быть абортам или однополым бракам — «да, есть какая-то глупая заморочка, ну пусть себе будут, по ходу». Но вот если нет 50 сортов пива в магазине, это — диктатура, совок, «поравалить!».
Именно этой нехитрой логике, поймавшей человека за его животное «хочу», на самом-то деле по очереди сдались практически все идеологии и идеи — консерватизм, феминизм и другие -измы, экология и прочая правозащита. На Западе уже нет партий и идейных конфликтов прошлого, а только спор, какая из партий правильнее понимает и воплощает Единственно Верное Учение. Не присягнешь на верность — будешь жить как в страшной России. Или как в Африке. А присягнешь — имеешь шанс быть спасенным у Лампедузы.
Хотя на Западе к нам многие (не вслух) относятся, как к коллективному бес- и подсознательному европейской культуры. Как к цивилизационной совести, вынесенной на загрузочный диск, пока основная память поражена вирусом. Западная цивилизация назвала институты ценностями, поставила их на пьедестал и на том прекратила создавать смыслы. Это похоже на российскую нефтяную ловушку — трудно модернизироваться, когда и так все хорошо. Все сыты, обуты, украины в очереди стоят — чего еще надо? Но, похоже, история не закончилась. Технологии не заменяют смыслов. Если же сам не можешь дать миру смыслы, то логично душить прекрасные порывы у других.
Понятно, что ни один либерал никогда не примет всего этого на свой счет. Поскольку всем известно, что либерализм — это только все хорошее, против чего может быть только фашист. Или заведомый гомо-юдо-педофоб. Если ты против теплого клозета как «общечеловеческой ценности», значит ты со своим деревянным стульчаком просто еще не дорос до этих сияющих высот, ради которых только и стоит жить. Из этого ракурса вам дискуссию не вывести никогда.
Выход один — оставить либералам их убеждения в нетронутом и неоспариваемом виде, и просто постараться вернуть в мир, в общество, в сферу дискуссий и, что важнее, в список естественных человеческих потребностей, ценности. Которые выше клозета и парламента. И даже прав и свобод человека. Ибо ценность — это не сам выбор, добить или спасти сбитого тобой человека. Ценность — это когда ты не добиваешь и спасаешь потому, что иначе и быть не может. Ведь если Я — высшая ценность, то всегда будет мысль: неудачникам все равно гибнуть, а у меня хорошая семья, успех и машина. Когда этого нет, ты не танцуешь в храме, потому что для всех это — неприемлемая дикость. Ты не продаешь паленую водку и поддельные лекарства, не ставишь на самолеты левые запчасти, не держишь приезжих рабочих за скот, даже если это разумно и правильно с точки зрения рынка и прибыли. Просто потому, что в твоей жизни появились ценности.