Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
23 апреля 2009 11:08

Родители, погибших над Боденским озером детей, судятся с… прибором

Но виновата ли в авиакатастрофе автоматика TCAS?

69

Родители детей, погибших в авиакатастрофе над Боденским озером, потребовали через суд 600 миллионов долларов от двух американских компаний, которые поставляют системы безопасности для самолетов.

В Барселоне в среду, 22 апреля, дело рассматривал суд первой инстанции. Именно в этот город 2 июля 2002 года летел Ту-154 Башкирских авиалиний, на борту которого находился 69 человек, включая экипаж и 45 детей. Все погибли в результате столкновения Ту с грузовым Боингом компании DHL над Германией в районе Боденского озера. Поводом для нового судебного разбирательства адвокаты истцов считают тот факт, что бортовая система предупреждения столкновений не предупредила российских пилотов о неверности команды диспетчера.

Соответственно ответчиками в суде выступают компании-поставщики — Honeywell и ACSS.

Как утверждает информагентство EFE, стоимость подобной системы около ста тысяч долларов и она установлена на более чем 25 тысячах самолетов.

Главный виновник убит…

Как показало следствие, длившееся несколько лет, диспетчер Питер Нильсен слишком поздно заметил, что два воздушных судна опасно сближаются. За 50 секунд до столкновения, Нильсен попытался исправить ситуацию и передал экипажу российского самолета команду снижаться, хотя TCAS показывал, что надо набирать высоту. Экипаж Ту-154 послушал диспетчера и приступил к снижению. В это же время автоматика Боинга получили от такой же системы инструкцию снижаться. В результате, оба пошли вниз, пока не столкнулись.

Адвокаты погибших в катастрофе детей из Башкирии отмечают, что хотя сначала система оповещения об опасном сближении на Ту-54 и сработала, то затем не оповещала пилотов об опасном следовании по заложенному курсу, передает агентство EFE.

В чем виновата автоматика?

«СП»: — Могла ли система стать виновницей столкновения двух самолетов? — спросили мы у штурмана-инструктора одной крупной московской авиакомпании Александра Савелова.

— Это вряд ли, — ответил инструктор. — Система взаимодействует с летящим навстречу бортом и дает двум самолетам разные команды: одному снижаться, другому подниматься. При этом на Боингах TCAS подключен напрямую к автопилоту, и все происходит автоматически, без участия летчиков. На наших «тушках» загорается специальное индикаторное табло и звучит электронный голос прибора, дающий пилоту соответствующую команду. В данной ситуации над Баденским озером система TCAS дала бортовому компьютеру американского Боинга команду снижаться, а в кабине Ту-154 раздался сигнал (световой и голосовой) о необходимости, условно говоря, взять штурвал на себя, то есть, набирать высоту. Но вмешался швейцарский диспетчер, который дал башкирскому летчику другую команду — тоже снижаться. Тот, увы, послушался диспетчера.

«СП»: — Так было записано в инструкции?

— В руководстве по летной эксплуатации Ту-154М от 1999 года, насколько я помню, записано, что первичными для экипажа являются указания диспетчеров, а TCAS — это лишь «дополнительный инструмент». После той авиакатастрофы, инструкции у нас в стране переписали. Теперь они гласят, что в спорных ситуациях при срабатывании системы TCAS, следует слушаться только команды TCAS и игнорировать команды диспетчера.

«СП»: — Может пилот не заметить команды прибора?

— Это невозможно. При срабатывании TCAS на индикаторе загорается красный и зеленый сектора. Если снизу зеленый — нужно снижаться и наоборот.

«СП»: — Адвокаты ставят в вину поставщикам приборов, что система вторично не предупредила пилотом о необходимости набирать высоту?

— После срабатывания, система, помимо индикации, непрерывно повторяет голосовую команду, громкость которой по мере сближения самолетов возрастает. То есть, чем больше вероятность столкновения, тем громче орет система.

«СП»: Может система дать двум самолетам одну и ту команду на снижение или на набор высоту?

— Это невозможно. Повторяю, TCAS на двух самолетах автоматически взаимодействуют между собой. Каждая из них знает, какова высота приближающегося самолета. Соответственно одному борту дается команда на снижение, а другому на набор высоты.

Все это видит и пилот. Допустим, мы идем на 340-м эшелоне, а TCAS показывает не только то, что нам наперерез летит другой самолет, но и его высоту, допустим — 350-й эшелон. Если нажать кнопку, то прибор покажет расстояние в футах между высотами двух бортов.

Приговор диспетчерам — показуха

Как известно, ответственность за столкновение Федеральный административный суд Швейцарии возложил на швейцарскую компанию авиадиспетчеров Skyguide два года назад. Виновными в преступной небрежности признали четверых сотрудников Skyguide. Троих приговорили к 12 месяцам тюремного заключения с отсрочкой приговора, четвертого — к выплате штрафа. Ранее, в 2004 году, еще одного диспетчера Петера Нильсена зарезал россиянин Виталий Калоев, потерявший в катастрофе над Боденским озером жену и двоих детей. В октябре 2005 года Калоев был приговорен к 8 годам лишения свободы за убийство.

Брат Калоева назвал приговор диспетчерам — «показухой»:

— Наказание является формальным и запоздалым, — сказал Юрий Калоев. — Он похож на то, когда человек надул щеки и выпустил воздух. Это не более чем условная формальность, особенно, если учитывать, что судебное решение состоялось через пять лет… Если бы суд вынес приговор через год после трагедии, произошедшей в швейцарском воздушном пространстве над Боденским озером, то и случившегося с братом Виталием, наверное, можно было бы избежать.

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня