Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
4 декабря 2013 07:38

Правительство красивых фраз

Социальный протест власть намерена тушить только новыми обещаниями

11912

Эффективность работы российского правительства в очередной раз поставлена под сомнение самими же членами кабинета министров. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев на совещании у Дмитрия Медведева представил доклад, из которого можно сделать вывод о невозможности выполнения «майских указов» президента.

Согласно выводам Улюкаева, чтобы достичь необходимых показателей, ежегодный прирост ВВП должен составлять не менее 5,3%. Но во всех утвержденных планах фигурирует другая цифра — 2,5%. На практике рост экономики предполагается еще ниже. Настроение в деловых кругах такое, что если в этом году удастся достичь двухпроцентного роста экономики, то это будет праздник. Сценарии развития отечественной экономики от независимых экспертов еще хуже: в ближайшие годы ожидается заметный спад.

Виной всему, как известно, мировой финансовый кризис и сильная зависимость нашей экономики от экспорта сырья. Но что намерено делать правительство, дабы изменить ситуацию?

На упомянутом совещании Дмитрий Медведев сказал: «Создание нормативно-правовой базы, вопросы методологии, детальное планирование — это то, чем мы занимались в этом году». Ни о каких конкретных шагах практически не сообщалось. Поэтому многие эксперты не исключают заметного падения уровня жизни граждан в следующем году. Вполне вероятно, что увлеченность правительства написанием рассказов о том, как мы будем хорошо жить в 2020 году, и прочей канцеляристикой может обернуться социальным взрывом.

3 декабря Владимир Путин подписал указ, останавливающий в следующем году индексацию зарплат госслужащих. На чиновниках решено сэкономить 3,6 млрд. рублей, на военных — 10,4 млрд. Больше всего урежут правоохранительные органы — более 20 миллиардов. Суммы, конечно, не такие большие. А вот эффект может оказаться для власти плачевным: полицейские могут отказаться разгонять протестные акции. Если же учесть, что высокопоставленным чиновникам и депутатам Путин значительно поднял зарплату, то вероятен и переход полицейских на сторону протестующих граждан. А правительство, видимо, продолжит собирать предложения к совещанию по какой-нибудь проблеме и строить долгосрочные прогнозы.

— Чем сложнее складывается ситуация, тем оперативнее должны быть действия, — говорит вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — В Российской Федерации есть очень хорошие возможности для экономического роста. И они связаны, прежде всего, не с попыткой вписать «майские указы» президента в сырьевую базу (хотя это тоже очень важно), а со стимулированием экономического развития. Обеспечить должный рост, реализовать инфраструктурные проекты — это основные задачи кабинета министров.

Необходимо повышать эффективность расходования средств на социальную сферу. Причем речь идет не только о коррупции, но и о плохом использовании денег: некоторые ведомства до конца года не могут потратить до 80−90% выделенных им финансов. Во многом это связано с неправильным распределением полномочий между федеральным центром и регионами.

В любой стране мира при наступлении кризиса кабмин превращается в штаб, то есть в структуру, которая способна принимать быстрые решения. Чем они будут оперативнее, тем меньше вероятность того, что положение придется спасать огромными потоками финансов.

У нас мы видим несогласованность между министерствами. Вообще непонятно, кто чем занимается. Если Улюкаев выходит и говорит, что возможностей для экономического роста в России нет, то встает вопрос: зачем нужен министр экономического развития?

Необходима реализация конкретных планов, эффективность которых просчитана на основе имеющихся показателей. Сейчас это непозволительная роскошь — сидеть и раскачиваться с принятием решений о реализации инфраструктурных проектов, которые надо было принять еще вчера.

«СП»: — Зато дискуссий в правительстве было полно.

— Это точно. Можно вспомнить много историй, когда для начала тех или иных проектов даже не было нормативных актов. Сейчас декабрь. Но Минэкономразвития должно было раньше определить условия для окупаемости инфраструктурных проектов. Не решены до сих пор вопросы распределения финансовых полномочий. Не придумали ничего в сфере ЖКХ: Минрегион не смог заняться этой темой самостоятельно, и президенту пришлось вручную создавать отдельное министерство. Похожая ситуация по Дальнему Востоку: Викор Ишаев не справился, пришлось назначить персонально ответственным Игоря Шувалова, потом изыскать Александра Галушку. То есть, всё приходится делать в ручном режиме. Потому что ведомства, которые должны заниматься этими проблемами, их решить не способны. Сильна рассогласованность между министерствами. Чуть не любой вопрос приходится выносить на уровень кабмина или президента. Необходимо повышать эффективность власти и на региональном уровне.

«СП»: — Такая неэффективность правительства наблюдалась не только последний год. Уже давно мы слышим слова о необходимости увести экономику от сырьевой зависимости.

— Это тянется уже года четыре. Конечно, сразу изменить структуру экономики нельзя. К примеру, Норвегия это сделала почти за 20 лет. Проснуться завтра в стране с другой экономикой сложно. Но необходимо повышать эффективность хотя бы в сырьевом сегменте. Ведь одно дело продавать нефть, другое — нефтепродукты. Если вы производите товары с меньшей добавленной стоимостью, то вы теряете конкурентоспособность. Экономика должна усложняться. Дело не в том, осталась ли Норвегия сырьевой державой, а насколько сложный продукт она может производить. В Китае мы видим усложнение экономики.

Сейчас громадный запрос на изменение структуры экономики, на усиление отдельных конкурентоспособных отраслей. Есть объективные обстоятельства, которые не позволяют это сделать быстро. Но есть и субъективные факторы, связанные с эффективностью управления.

— Всем изначально было понятно, что «майские указы» президента неосуществимы, — считает финансовый аналитик Степан Демура. — Результатами их выполнения стали огромные дыры в региональных бюджетах, на которые переложили весь груз ответственности. Хотя президент уже сказал, что несправедливо обещать людям то, что невозможно им дать. Поэтому у нас сокращено финансирование образования, здравоохранения. Получилось, что людей вначале обнадежили, а потом забыли. Короче, как обычно, ничего нового.

«СП»: — Несмотря на все разговоры об инновациях и модернизации, бюджет рассчитывается, исходя из цены за баррель нефти.

— По сути, правительство не работает. Отец современной социологии Питирим Сорокин еще в начале 1940-х годов выпустил серию книг, посвященных деградации элит и антиотбору управленческих кадров. Мы видим у нас именно деградацию элит. Они не способны к созиданию.

«СП»: — Что будет с экономикой в ближайшее время?

— ВВП расти не будет. Уже Росстат с трудом рисует положительный рост. На мой взгляд, к 2015 году стоит ожидать падения ВВП процентов на 30 в реальном выражении. Это грозит или социальным взрывом, который сметет правительство, или превращением народа в рабов.

Директор Совета по национальной стратегии Валерия Хомяков полагает, что недовольство граждан властью может запросто выплеснуться на улицу:

— Президент, выпуская свои указы, основанные на предвыборных обещаниях, видимо, не до конца понимал ситуацию. Он не думал об экономическом развитии. По идее, он должен сказать, что ошибся и его обещания несбыточны. Но он этого не сделал, а указы подготовил, когда был еще премьером. Никто его не заставлял раздавать обещания.

А у правительства сейчас желание либо перевести стрелки на кого-то другого, либо имитировать деятельность, ссылаясь на подготовку законов и нормативных актов.

«СП»: — Как долго это может продолжаться?

— Многое зависит от конъюнктуры внешних рынков. Но зависимость от них не абсолютная, многое определяется и внутри страны. В принципе, очень сложно прогнозировать даже на полгода вперед. К примеру, ходят слухи, что скоро рухнет вся банковская сфера. И неясно, то ли стоит бежать забирать все вклады, то ли это только слухи, связанные с желанием устранить некоторых конкурентов. Отделить зерна от плевел очень тяжело.

Но видно, что популярность власти падает, а протестные настроения в Москве и провинции растут. В регионах они просто зашкаливают, просто пока нет организующей силы.

Я не думаю, что будут революционные события, хотя исключать ничего нельзя. Вполне возможно, что нынешние события на Украине — это наше завтра. Проблема в том, что мы давно не слышали от власти правду. Когда нас обманули в 2011 году, то люди массово вышли на улицу.

«СП»: — Люди всерьез надеялись на улучшение жизни в связи с «майскими указами»?

— О «майских указах» знает полпроцента граждан: журналисты и политики. Остальные и знать не знают, о чем идет речь. Поэтому никто не испытывал эйфории, что вдруг эти указы будут реализованы и все будут в шоколаде.

Власть оценивают не потому, что говорит Путин, а по поведению местных властей, тех, что «в шаговой доступности». Если глава района ворует в три горла, то Владимир Путин здесь совершенно не причем. Но эта система власти выстроена президентом, он ей гордился и говорил о вставании с колен.

На муниципальных выборах в Москве в 2012 году многие кандидаты-единороссы шли как самовыдвиженцы. Понимали, что членство в «Единой России» не фактор победы, а гири на ногах. Нам нужна смена власти. Стоит надеяться на мудрость руководства страны, которое найдет в себе мужество добровольно сложить с себя полномочия. Тогда о нём, может, останется добрая память.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Екатерина Штукина

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня