Майдан победил, Янукович бежал, мировое сообщество выражает озабоченность, новые украинские власти во главе с, надо полагать, боксером Кличко заявляют о безоговорочном европейском выборе, подписывают знаменитый договор об ассоциации. Представим, что вся эта фантастика, которая, если разобраться, совсем даже и не фантастика, случилась уже послезавтра, например, под Новый год. Первая неделя года пройдет под песни и пляски на том же Майдане, певица Руслана и певец Вакарчук не подведут, а потом, и у нас в России многие этого всерьез ждут, Украина начнет раскалываться на две неравные части, и несколько восточных областей — часто говорят о девяти областях, но пускай будет хотя бы пять, — собирают какое-нибудь свое восточноукраинское учредительное собрание и заявляют, что в Евросодом они идти не хотят, а хотят даже не просто в Таможенный союз, который для них слишком эфемерен, а непосредственно в Российскую Федерацию. Примут по этому поводу декларацию, проведут даже, может быть, референдум и выскажутся за то, чтобы выйти из состава Украины и войти в состав России.
Некоторые западные обозреватели, конечно, вспомнят немецкое слово «аншлюс» и проведут заодно параллель с недоброй памяти Мюнхенским сговором, но официальная позиция как Евросоюза, так и Соединенных Штатов в целом окажется на удивление мягкой — заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд скажет, что за время пребывания в Киеве она смогла убедиться, что Украина действительно расколота, а представитель Еврокомиссии Оливье Байи напомнит, что Евросоюз всегда отличало уважение к воле европейских народов, и если восток Украины с Евросоюзом ассоциироваться не хочет, то никто его и не заставляет, нет никаких проблем. Ну вот как-то и все — уже к середине весны оформлены все юридические обстоятельства, официальный Киев смирился с потерей Востока, официальная Москва внесла поправки в свою конституцию и где-нибудь накануне Дня Победы над администрациями Донецкой, Харьковской, Луганской, Днепропетровской и Запорожской областей поднят российский флаг. Украина, оставшаяся Украиной, скорбит не сильно, Россия же и вовсе переживает небывалый патриотический подъем. Впервые за много лет ее территория не уменьшилась, а увеличилась — это просто в голове не укладывается. 9 мая Владимир Путин лично принимает парад в Донецке. Переприсягнувшие России восточноукраинские части проходят мимо трибуны, на которой стоит российский президент, и кричат ему «Ура!» На фасаде донецкой обладминистрации висит старинный, времен гражданской войны, плакат «Донбасс — сердце России!» Он в эти дни особенно популярен.
Потом парады отгремят, и начнется обычная жизнь. Редакция российского Forbes переверстает свой рейтинг самых богатых россиян с учетом новых территориальных приобретений — в список впервые попадут Ринат Ахметов, Дмитрий Фирташ, Сергей Курченко и еще какие-то, мы пока не знаем наизусть их имен, люди. Ахметов станет сенатором от Донецка, Курченко от Харькова, мэр Енакиева Валерий Олейник станет сопредседателем Общероссийского народного фронта, а шансонье Олег Гаврилюк — народным артистом России. Москве как-то удастся договориться с FIFA ввиду исключительных обстоятельств изменить список городов, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году — вместо Екатеринбурга будет Донецк, вместо Саранска Луганск. Учитывая разницу в уровнях жизни в «новой России» и «старой России» (эти термины станут почти официальными), федеральные власти примут ряд безотлагательных мер. В частности, будет пересмотрен федеральный бюджет 2014 года, и на развитие новых регионов будет выделено, допустим, 72 миллиарда рублей — на первоочередные социальные расходы и на срочную реконструкцию инфраструктуры. Министерство обороны введет мораторий на призыв в российскую армию из новых регионов, министерство образования объявит о квотах во всех российских вузах для абитуриентов из восточной Украины, «Газпром» установит льготную цену на газ для потребителей из новых областей — допустим, 2 рубля 50 копеек за кубометр.
Экономист Гуриев из Парижа напишет возмущенную колонку в «Ведомостях» — по его мнению, дотационный перекос в пользу новых регионов пагубно скажется на экономике России. Но такая точка зрения поддержки в российском общественном мнении не найдет; даже традиционно согласный с Гуриевым Алексей Навальный напишет в своем блоге, что «старик Серж» в своем французском далеке оторвался от российских реалий и не понимает одной простой вещи — восточная Украина это совсем не Чечня, это именно Россия, и живут там такие же русские, как и мы, и зачем в кармане братьев считать деньги. Но уже через год опросы ФОМа и ВЦИОМа зафиксируют странную вещь — отвечая на вопрос о своей этнической принадлежности, 87 процентов жителей присоединившихся к России областей назвались украинцами. Рост украинского национального самосознания в новых регионах будет приобретать часто нелепые, но оттого не менее убедительные формы — так, например, в Москве у памятника Георгию Жукову студенты из Донбасса каждый вечер будут танцевать гопака, распугивая случайных туристов и кавказских студентов. У новых граждан России даже сложится собственная мода — хорошим тоном у них станет носить олимпийскую униформу «Боско», синие замшевые мокасины и ездить на автомобилях «Лада-приора» с тонированными стеклами. Жители «старой России» из поездок в «новую» будут возвращаться с новыми невероятными впечатлениями — автомобильные дороги после границы Белгородской области превращаются в настоящие автобаны «как в Германии». В Луганске строятся небоскребы «Луганск-сити». Под Днепропетровском французские гидротехники строят двухъярусную реку — настоящее инженерное чудо. Донецкое телевидение показывает, как енакиевский мэр Олейник раздает нуждающимся пачки наличности на жилищное строительство, а губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий проводит в какой-то степи тренировки донецкого спецназа в камуфляже без знаков различия. Московский «Эсквайр» напечатает сравнительный фоторепортаж о жизни донецкой и костромской глубинки — читатель должен сам догадаться, в каком регионе сделаны фотографии, но догадаться несложно, потому что в Костромской области нет ни дорог, ни новых школ, ни позолоченных памятников оперному певцу Соловьяненко.
На президентских выборах 2018 года Владимир Путин победит во многом за счет голосов жителей новых областей — самый низкий среди них результат он получит в Запорожье — 92 процента, самый высокий — 99,9 — в Горловке. Постаревший оппозиционный лидер Илья Яшин выйдет на очередной антипутинский митинг в футболке с надписью «Спасибо жителям Донбасса» и получит за это 15 суток ареста. Очередной «Русский марш» пройдет под лозунгом «Хватит кормить Донбасс». Но, выступая в программе Владимира Соловьева «Поединок», Александр Проханов скажет (и зрители поддержат его в телефонном голосовании), что это и есть настоящая имперская русская традиция, когда покоренные земли живут лучше, чем сама историческая России. И он будет прав — у нас действительно есть такая странная традиция. Я надеюсь, что те, кто сегодня надеются на распад Украины и на последующее приращение России к юго-западу, об этой традиции помнят.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников