Великолепная тюремная сага, наполненная политическими интригами, отчаянным героизмом и медийным мученичеством главного героя в томительном ожидании справедливости и низвержения «крокодила», проглотившего либеральное солнце, закончилась пошлым примирением сторон.
Свою страстную пятницу Михаил Борисович отстрадал, до воскресения оставалось чуть да ничего, но опальный олигарх решил сойти с пробега в субботу. История с больной мамой, якобы давшая повод для одного простить, а для другого смириться, непризнание вины при прошении о помиловании, забота об имидже Олимпийских игр… Согласитесь, все это политическая попса формата гостелерадио, представившая публике милостивого, но расчетливого Путина и несломленного, но любящего мать Ходорковского. Дальше титры на немецком языке под Оду радости и слезы умиления адептов Михаила Борисовича. Уставшие от «болотного балагана» взоры либеральной общественности вожделенно устремились к новому старому вождю, к явленному Путиным антипутинскому мессии. Тигр вырвался из клетки?!
В восторженной суете все позабыли про трагического ключевого персонажа этой истории — Алексея Пичугина, в чьем молчании, словно в игле Кощея, заключена судьба Михаила Ходорковского. Кто запамятовал, тому напомню. Это бывший глава отдела внутренней экономической безопасности компании ЮКОС. Его скорбный путь начался за четыре месяца до посадки шефа. И почти десять лет приоритетной задачей следственных органов было сломить Пичугина на показания, изобличавшие Ходорковского в заказе убийств в интересах нефтяной компании. Пожизненный приговор соратнику Михаила Борисовича в 2007 г. стал логическим результатом молчания Пичугина. Однако, как показывает наша репрессивная практика, обычно с этого момента торги только начинаются. Мне сложно сказать, причастен ли бывший майор контрразведки, защитник Останкино от повстанцев Макашова в 1993 г. к организации всех этих душегубств. С одной стороны, я не понаслышке знаю, как фальсифицируются уголовные дела. С другой, кто-то же должен был устранять человеческие препятствия на пути экономического монстра. Ведь, в конце концов, ЮКОС являлся самой агрессивной, стремительно развивавшейся и все поглощавшей частной нефтяной компанией, а не городским драмкружком.
В 2007 г. мне довелось несколько месяцев просидеть с Пичугиным в одной камере «Матросской тишины». Это был убежденный либерал советской закваски, не чурающийся земных радостей. Он верил в стратегический гений Ходорковского, верил в победу. Но вера эта, как и всякое бандитское братство, была исключительно рациональна. Пичугин был готов нырнуть в кипяток, надеясь, что вынырнет молодым и красивым в новую жизнь, где будут ждать его слава героя, царевна и полцарства. Превратиться в борщ в его планы не входило. Веру в сказку подогревала команда адвокатов ЮКОСа. И дня не проходило, чтобы Пичугин, словно зомбированный, в запале не рассказывал, что ему надо продержаться всего лишь год до прихода Медведева, и уж тогда «оковы рухнут», и они с Михаил Борисычем обрушат свой буржуазный гнев на головы Путина и Сечина. Дальше, можно предположить, следовали томительные ожидания, когда же Дмитрий Анатольевич арестует своего премьера и дарует свободу узникам ЮКОСа. И снова скисшие надежды. Следующей мутной галлюцинацией адвокатских увещеваний стала Болотная площадь. Вот уж теперь точно тирании конец! Но Кремль не только сдюжил, но и победил, действуя деньгами через Сколково, лаской через СМИ и уголовными делами: пригрел, подкупил и возбудился. Лидеры общегражданского протеста получили славу, перспективы и системность.
Между тем, в нашей стране не осталось ни одного обитателя пожизненной зоны, который бы не исполнил все требования следственных органов.
Дело в том, что, оказавшись в «Черном дельфине» или на острове «Огненный», человек попадает в безраздельную и свирепую власть ментов. Тебя могут повесить на дыбу, могут изнасиловать, могут все! Особенно если того требуют интересы государевы, например, раскрытие особо важных дел. Согласитесь, что в подобной ситуации стимулы молчания, особенно рациональные, утрачиваются. Я еще раз хочу подчеркнуть, что не нашлось ни одного человека, приговоренного к пожизненному сроку заключения, который отказался бы давать показания, имея хотя бы малейший шанс вырваться из этого ада или хотя бы в нем выжить. Думаю, что Пичугина дожали, и он дал расклады на Ходорковского. Сигналом к этому послужили туманные слухи о новом деле против МБХ, а это вам уже не поэма про ворованную нефть, это кровавая грязь, от которой воротит даже международное сообщество. Затем дали почитать показания, объяснили правила игры и срочно эвакуировали в Берлин с просветительской миссией. Может, именно поэтому Ходорковский практически не упомянул про мужественного товарища, благодаря которому за все эти годы он официально не превратился в серийного убийцу. А раз так, значит, Ходорковскому кремлевские виртуозы все же накинули несрываемую узду. И пока Пичугин жив и остается заложником, либеральный неофит будет путешествовать по миру с лекциями про «не такого уж и плохого Владимира Владимировича», играя причудливую роль последнего апостола Путина.
Фото: Алексей Панов/ РИА Новости