Общество

Русская церковь в Афинах

Репортер «Свободной прессы» накануне Рождества побывал в православном храме в Греции

  
2412

Где находится русская Троицкая церковь (греч. Αγία Τριάδα) в Афинах, знают там все греки, так что найти её мне не составило никакого труда. Немного об её истории.

Первоначально в римскую эпоху на этом месте находились бани, устроенные над водопроводом и подземным источником, а на их фундаменте затем была построена раннехристианская базилика. Строительство церкви в её нынешнем виде относится к первой половине XI века. Она была освящена в честь Пресвятой Троицы и впоследствии, благодаря жертвователю, получила народное имя «Сотира Ликодиму». Позже здесь находился Спасо-Никодимовский монастырь, с 1202 года — женский католический монастырь, а с 1204 года — бенедиктинский. В османский период храм являлся католиконом православного мужского монастыря.

Церковь подвергалась разрушениям несколько раз, в частности, в 1687 году, с вступлением в город сил венецианцев. Часть стен и братский корпус монастыря были разрушены сильным землетрясением в 1701 году, но церковь почти не пострадала. Оставшиеся строения монастыря были в 1780 году уничтожены по приказу турецкого правителя Афин Али Хасеки, который строил в этом районе новые городские стены. С тех пор храм становится приходом монастыря Кессариани.

В 1827 году, во время войны за независимость Греции, в здание попало несколько снарядов с Акрополя, рухнула северо-восточная его часть и купол. Но на оставшейся невредимой алтарной стене до сих пор сохранились фрагменты византийских фресок.

В 1833 года обер-прокурор Святейшего Синода князь П. С. Мещерский представил Синоду пожелание Николая I «чтобы в Греции находилась российская духовная особа в качестве священника нашей миссии». В июле того же года в Афины отправилось духовенство. Церковь была вначале восстановлена в 1834—1837 годах на средства Российской империи, а в 1847 году окончательно выкуплена. При восстановлении был сохранён первоначальный её план, открыты древние фрески и заложенные проёмы. В 1850 году в том же стиле, что и церковь, была сооружена колокольня. Освящение состоялось 6 (18) декабря 1855 года. При церкви была библиотека с множеством старинных русских книг.

Эта церковь — самое большое средневековое здание в Афинах. На южной стене и сегодня есть сохранившиеся первые украшения, например, образы Христа, святого Стефана и апостола Иоанна Богослова.

Невысокий византийский мраморный иконостас был заменен высоким русского типа, из светлого паросского и пентелийского мрамора.

Роспись немецкого художника романтического направления Людовика Тирса заменила в 1847 году сохранившиеся к тому времени византийские фрески.

Трёхъярусная колокольня возведена из жёлтого камня, красного кирпича и белого мрамора. Колокола были отлиты в Триесте. Самый большой колокол, «Никодим», весил 280 пудов.

Ранее территория храма была окружена чугунной решёткой, специально отлитой в Санкт-Петербурге. Она была убрана по приказу греческих властей и перенесена к Русскому дому в квартале Аргируполис.

В 1924 году, после признания Грецией СССР, община отделилась от посольства и присоединилась к Афинской архиепископии со статусом «параклиса».

В 1954 году, по ходатайству великой княжны Елены Владимировны, была восстановлена древняя высота купола. В 1999 году на средства греческого правительства была отреставрирована колокольня.

В 1955 году, во время работ в восточном углу храма, было обнаружено кладбище с костницей, где, согласно источникам, были похоронены киевляне, проданные в Константинополе татарами. Их останки перенесены в крипту церкви.

Рядом похоронены последний царский посол в Греции Елим Демидов, имевший титул князя Сан-Донато, и его жена Софья Воронцова-Дашкова.

Троицкая церковь в Афинах относится к Афинской архиепископии Греческой православной церкви. Однако сегодня она является официальным приходом русской (иногда говорят о русскоязычной) общины Афин.

Я попал в церковь в воскресенье утром, в последний день моего пребывания в стране — рано утром в понедельник уезжал домой. Было воскресное богослужение незадолго перед Рождеством. Этот праздник отмечается в этой церкви по новому стилю, как и в греческом православии, которому она подчинена. Сравнительно небольшое внутреннее помещение было полностью наполнено народом, после окончания службы никто не торопился расходиться. Я прислушался: люди обсуждали по-русски какие-то свои личные и церковные проблемы и даже российскую и украинскую политику.

Настоятель храма, отец Александр Носевич, попросил меня подойти вечером, чтобы в спокойной обстановке дать мне интервью и записать видеообращение для «Свободной Прессы». Он наш, выпускник Московской духовной академии.

— В русском храме Святой троицы в Афинах по воскресеньям бывает двести и более человек, хотя специально это никто не подсчитывает. На пасху, конечно, ещё больше.

Причащается довольно много народа. Сегодня храм посетило около 200 — 250 человек, а причащалось 60 — 70. Из всей русскоязычной диаспоры Афи, храм и богослужения посещает 5−10% от её числа. Это, наверное, общая тенденция для нашего общества.

Наш храм — эмигрантский, вся наша община состоит их эмигрантов последних лет. Кто-то приезжают на заработки, кто-то по служебным делам, кто-то приобретает недвижимость, кто-то женится или выходит замуж. Есть и греки, приехавшие из республик СССР на свою этническую родину. Храм является как бы центром русскоязычной общины. Выходцев из, собственно, Российской Федерации тут не так много. Большей частью прихожане - это трудовые мигранты из Украины, много из Молдавии, есть из Белоруссии, из Грузии.

Из дореволюционных эмигрантов не осталось практически никого, их потомков буквально единицы, они в значительной степени ассимилировались, настолько вжились в греческое население, что с русскими себя уже никак не ассоциируют, их у нас небольшой процент.

Нынешний кризис в Греции коснулся всех слоёв общества, а наша паства представляет собой его низший слой. Хотя встречаются люди и с более высокими доходами, и даже богатые, но их единицы. Люди живут на свои честно заработанные средства, и все явственно ощущают кризис, для мигрантов он особенно ощутим. Наши люди здесь занимаются уборками в домах, тяжёлой физической работой, работают на стройках. Многие не находят работы, или находят малооплачиваемую. Под предлогом кризиса удобно сокращать зарплату, и даже не выплачивать её вовсе. Хозяева лукавят и под любым предлогом платят меньше положенного. Наши мигранты начинают экономить на всём, на чём только возможно.

Некоторые перебираются в более благополучные страны — Германию и Францию. Те, кто в состоянии бороться за жизнь, в Греции не задерживаются. Это очень ощутимо — наша паства сокращается.

Наш храм — это русская община, но юридически он подчиняется греческой церкви, афинскому архиепископу. Поэтому непосредственно из России помощь сюда поступать не может. Хотя и встречается помощь частных лиц, либо каких-то фондов. Но не могу сказать, что она велика и ощутима, это единичные дотации.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня