Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
17 января 2014 18:55

Вотчины вместо федерации

Россияне не знают основные принципы конституционного строя государства, потому что они не соблюдаются

7464

Половина граждан России считает, что на их жизнь влияют больше федеральные власти, чем местные. И при этом такое же количество сограждан не понимают, что скрывается под терминами «федерация» и «федеративное устройство». К таким выводам пришли социологи Фонда «Общественное мнение» в ходе своего нового опроса.

По данным ФОМа, россияне понимают распределение власти между центром и регионами так: 46% респондентов фонда уверены, что на их жизнь сильнее влияет федеральная власть и 28% граждан считают, что на ситуацию в их регионе больше воздействует местное руководство. Причем 50% собеседников социологов считают такое распределение власти правильным, потому что федеральное руководство сильнее регионального в принципе.

Интересно, что 47% россиян не смогли сказать, как они понимают слова «федерация» и «федеративное устройство». По мнению 14% россиян, под этими терминами следует понимать «объединение всего и всех», по мнению 13% — объединение республик, регионов, областей. А 9% полагают, что «федерация» — объединение разных народов и национальностей.

По мнению директора Института политической социологии Вячеслава Смирнова, результаты опроса объясняются двумя причинами: психологией россиян и реальным устройством нашего государства.

— Можно говорить о России, как о федерации, когда мы подразумеваем, что есть Конституция, выборные органы и разделение властей между центром, регионами и местным уровнем. Но это на бумаге. В действительности же получается, что у нас есть выборный царь, которого избирают путем согласования интересов высших сословий, в основном силовиков и региональных элит. Называется такой царь президентом и полномочий у него столько, что он может легко сместить любого нижестоящего руководителя, как бы тот не избирался и не назначался. Ну, а если возможности напрямую его сместить нет, то всегда можно дать указание следственным органам и через какое-то время этот человек «сядет».

То есть у нас достаточно централизованное государство с сильным президентом, который имеет больше прав, чем, допустим, монарх в Англии. И государство не демократическое и не парламентское, потому что парламент власти в России никакой не имеет, также как и не имеет уважения среди народа. Государство сословное, в котором есть правящее сословие, как правило, это люди в погонах. Есть чиновники, которые чуть ниже по рангу, есть бюджетники, пенсионеры и госслужащие, которые кормятся за счет распределения ресурсов из Москвы, централизовано стекающихся туда со всей страны.

И когда ресурсы, а это могут быть доходы от нефтегазового комплекса, лицензирования и т. д., идут только в Москву, а потом распределяются на месте в качестве дотаций, то говорить о распределении власти невозможно в принципе. Любой наш губернатор даже сильного в экономическом плане региона все равно отдает основные доходы в центр, а потом их же получает на целевые программы, утвержденные Москвой. По сути, руководитель региона лишен своего основного инструмента — финансовой свободы.

На муниципальном уровне те же самые проблемы: избиратель, платя налоги, не влияет на местную власть. И тут еще надо учесть психологический момент: наш гражданин хотел бы отказаться от налогов полностью, чтобы его городок финансировало бы «государство» из Москвы, а он бы ни копейки ни за что не платил, потому что ему кажется что так — справедливо. И вот эта психология и реальная ситуация в стране приводят к тому, что населению не важно — как устроено его государство. Ему интересно, чтобы все работало и чтобы те социальные гарантии и ожидания, которые ему были кем-то обещаны, хотя бы частично, но были удовлетворены.

Политолог фонда «Индем» Владимир Римский полагает, что результаты опроса ФОМ отражают реальность нашей Российской Федерации.

— Не только простые граждане не понимают, что такое федерация, но и большинство наших чиновников и представителей местных администраций. Начать надо с того, что федерация вообще-то — это распределение власти в демократическом исполнении, где граждане влияют на то, что делается в стране.

У нас же все перевернуто таким образом, что все решается не на местном, а на федеральном уровне. Конечно, это неплохо, можно и так жить, ведь с федерального уровня пойдет финансирование, появятся какие-то государственные программы, но большинство проблем-то, к сожалению, так и останутся нерешенными. Беда в том, что у нас страна большая, разнообразная, и проблемы хотя и называются одинаково, но имеют разную специфику.

Кстати, такое устройство управления страной и не предполагает высокого уровня активности органов власти, самих граждан, которые живут в тех или иных регионах или местных сообществах. У нас вообще такое понятие как местное сообщество не очень развито, потому что эти сообщества практически ни на что не влияют, но именно в них и появляются самые важные проблемы.

Например, известно, что в Москве одна из главных проблем — это автомобильные «пробки». Понятно, задача эта многоаспектная и усилиями только органов власти ее не решить. Но что делают граждане, чтобы помочь снизить загруженность на дорогах? Да ничего они не делают! А самое главное, их и не приглашают в этом процессе поучаствовать. Отсюда результат: любое решение властей по поводу этих самых пробок автомобилисты воспринимают «в штыки». При этом понятно, что без поддержки федерального бюджета не получится решить эту проблему даже в Москве, не говоря уже о регионах, где существенно меньше объемы местного финансирования.

На мой взгляд, этот опрос показывает какой у нас в действительности получилась федерация. Я бы ее вообще федерацией не называл, это скорее — организация под названием вертикаль власти: сверху идет команда, распоряжение, закон или указ, которые и определяют жизнь везде — начиная от крупного города, и заканчивая мелким поселением. А это неправильно, потому что граждане не участвуют в решении собственных проблем и те решения, которые им предлагают органы власти, определяются не местными особенностями, а тем, как их понимают вышестоящие органы власти. Результат, как мы видим, плачевный.

Фото Алексей Дружинин/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня