Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени», внесенный в нижнюю палату парламента утром 20 января председателем думского Комитета по охране здоровья Сергеем Калашниковым, вечером того же дня был размещен в базе документов Госдумы. Тем самым, появилась надежда, что идея вернуть россиянам радость просыпаться по природному времени все-таки будет поставлена на голосование. В случае ее одобрения, стрелки часов ночью 26 октября 2014 года на территории России переведут на один час назад, и в страну навсегда вернется так называемое «зимнее время».
Документ, как сообщает ИТАР-ТАСС, предусматривает установление десяти часовых зон с учетом максимального приближения к часовым поясам всемирного координированного времени UTC — как это было до августа 2011 года, когда после реформы Дмитрия Медведева многие россияне стали жить по времени, опережающем поясное на целых два часа. То есть народные избранники намерены вернуть, скорее, не «зимнее время», а естественное, астрономическое. Такое, какое должно быть в Москве, расположенной на 37°37' восточнее Гринвича (район Лондона), где проходит нулевой меридиан.
Сергей Калашников считает, что сокращение числа часовых зон и «вечное лето» негативным образом сказываются на здоровье людей. Возвращение к природным часам будет не только «способствовать снижению заболеваемости и смертности в долгосрочной перспективе», но и «положительно отразится на темпах экономического роста».
«Про экономическую выгоду, ничего не могу сказать — я не специалист в этой области. Но мы должны совершенно точно ориентироваться на медицинский показатель, — говорит председатель проблемной комиссии „Хронобиология и хрономедицина“ РАМН, заведующий лабораторией „Хрономедицина и новые технологии в клинике внутренних болезней“ Первого МГМУ имени Сеченова, профессор Семен Рапопорт. — А на пользу здоровью это не пошло. Реформа часовых поясов — неправильная со всех точек зрения, и в первую очередь, с точки зрения нашей физиологии».
«СП»: — В чем ее вред, по-вашему?
— Наш организм адаптирован к внешним условиям. Для этого есть генетические механизмы, которые его, так сказать, подготавливают к жизни, в том числе к временному признаку. Скажем, если в светлое время организм готовится к работе — днем он должен работать, то вечером, наоборот, должен отдыхать, восстанавливать функции разных органов и систем, чтобы быть готовым к будущей работе уже в дневное время. Один из механизмов для этого — гормон мелатонин, который вырабатывается эпифизом (есть такая железа в головном мозге). Его еще называют «гормоном сна», потому что вырабатывается он с двух до четырёх часов ночи, независимо ни от чего. По сути, это главнокомандующий над всеми нашими эндокринными органами.
«СП»: — Как это связано с отменой «зимнего времени»?
— А ключевым здесь является появление света, который снижает выработку мелатонина. Появление же темноты — это время, когда объем мелатонина увеличивается. К чему организм приспособлен? К тому, что существует биоритм, который приспособлен к определенному времени и месту. Околосуточные ритмы — рассвет, день, вечер, ночь — являются центральными в жизни человека. И не только человека, всех живых существ. Околосуточный ритм задает как раз мелатонин. Он необходим человеку, поскольку представляет собой мощный антиоксидант. Вырабатывая его, организм защищается от свободных радикалов — веществ, которые вызывают рак и быстрое старение. Если мы нарушаем биоритм, нарушается деятельность всех эндокринных органов, и, соответственно, всех органов, которыми они управляют. Это называется десинхроноз, и он негативно сказывается на здоровье. Как минимум, сначала это плохое самочувствие, низкая работоспособность, а в перспективе — обострение различных хронических заболеваний или их возникновение.
«СП»: — А сбой вызывает «вечное лето»?
— Конечно. Ведь что, если разобраться, нам дало «летнее время»? У нас исчез дневной свет. Мы встаем в темноте, живем в темноте и ложимся спать в темноте. Это не просто приводит к нарушению настроения, страдает в итоге психика. Пример: в скандинавских странах, где очень короткий световой день — всего несколько часов — на этой почве очень высок процент самоубийств.
«СП»: — По данным Росстата, у нас тоже из-за сдвига времени на 10% повысилась смертность по сравнению с 2010 годом и произошел рост числа самоубийств среди подростков…
— Рост произошел и у нас — да. Дети встают заметно раньше, чем им полагается — это же огромный стресс для неокрепших организмов. Он идет в школу, и не может заниматься. Да и все остальные люди тоже страдают. У них сбиты ориентиры, околосуточные биоритмы. Это ведет к психическим расстройствам, обострению хронических и возникновению новых заболеваний, к потере трудоспособности. Ведь природные часовые пояса, они же не из воздуха взялись. Эти часовые пояса определяет ход Солнца. И надо уважать природу, иначе она может отомстить. Поэтому я в свое время был категорически против реформирования времени. Нужно вернуться к астрономическому времени, которое соответствует ритмам организма, и больше ничего не трогать.
До законопроекта Калашникова со стороны депутатов Госдумы уже предпринимались попытки вернуть «зимнее время». Однако все предложения каждый раз приходились не ко времени. Не возымел результата и запрос в правительство с соответствующей просьбой от спикера нижней палаты Сергея Нарышкина, который он направил в декабре 2012 года.
Против, как правило, всегда выступал сам Дмитрий Медведев, который говорил, что правительство пока считает нецелесообразным возвращение к прежнему порядку времяисчисления.
А в марте 2013 года Верховный суд России, казалось бы, поставил точку в затянувшемся споре между сторонниками и противниками «часового секвестра». Рассмотрев иск, поданный руководителями трех общественных организаций — «Всероссийского союза пациентов», «Лиги защиты пациентов» и «Общества специалистов доказательной медицины», — он признал переход России на круглогодичное летнее время законным.
Вопрос, тем не менее, вновь поставлен ребром. И, несмотря даже на заявление вице-спикер Госдумы, единоросса Сергея Железняка о том, что нет смысла им заниматься, поскольку это компетенция правительства, вернуться к нему парламентариям, видимо, придется.
«Вполне понятно, почему в правительстве не особенно приветствуют эту инициативу, — говорит политолог Сергей Михеев. — Ошибки признавать всегда трудно. Но если подавляющему большинству населения это неудобно, то, я думаю, ничего такого постыдного в признании этой ошибки нет. Более того, люди положительно оценят такой шаг. А история с этой переменой времени, действительно, была какая-то странная. Люди как раз хотели отмены летнего времени, а не зимнего, а им взяли и все сделали наоборот. Думаю, что просто кто-то не так посоветовал, Медведев что-то не так понял, а теперь, наверное, не очень приятно признавать, что это было просто недоразумение».
«СП»: — А это было недоразумение?
— Так, очевидно же, что неудобно. Те, кто ведет не творческий образ жизни, кто должен вставать на работу по часам и ложиться по часам, и особенно те, кто имеет детей — все они прекрасно видят, насколько эта реформа повлияла на их жизнь, насколько осложнила все процессы.
«СП»: — Так, может, экономический прок был?
— Не знаю. Пусть сторонники этой реформы нам и скажут: был экономический эффект или не было его. Пусть посчитают и объективно с цифрами в руках докажут ее положительный эффект. Пока же все на уровне — это правильно, потому что это верно. Пусть посчитают и докажут, что это настолько полезно для экономики, что можно и потерпеть. Пока лично я ни о каких таких очевидных экономических эффектах ничего не слышал.
По мнению политического аналитика Павла Святенкова, Дмитрий Медведев так упорно держится за «свое детище» потому, что опасается за свой престиж:
— Он просто боится, что отмена «летнего времени», приведет к пересмотру и других решений его правительства. Послужит неким таким прецедентом. И соответственно, если это произойдет, то глава правительства боится утратить власть, утратить авторитет. Тем более, что сейчас Путин сильно подвинул Дмитрия Анатольевича, заявив, что сам будет еженедельно встречаться с ведущими министрами. То есть президент пытается взять правительство под личный контроль. И для Медведева, конечно, все это очень болезненно. И поэтому правительство сопротивляется этому решению. Хотя на первый взгляд, оно абсолютно безобидное. Потому что, не все ли равно, какое будет время?
«СП»: — А не слишком ли высокая цена за амбиции — здоровье людей?
— А кто спрашивает народ в данном случае? В данном случае у нас все зависит от воли чиновников. Причем система устроена так, что часто личные капризы того или иного чиновника могут превосходить общегосударственную пользу или волю народа. В данном случае так и есть.
Из досье «СП»
В 2011 году Дмитрий Медведев, занимавший пост президента РФ, отменил перевод на зимнее время, из-за чего в ряде регионов время стало всегда отставать от астрономического на один час, а в некоторых регионах — на два. Многие россияне выразили возмущение. Однако единого мнения на этот счет нет. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в октябре 2013 года, 32% респондентов хотели бы вернуться к сезонному переводу часов, 27% устраивает существующее положение вещей, а 25% хотели бы навсегда вернуться к зимнему (астрономическому) времени.
Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов