Власти Самарской области обещают трудоустроить всех сотрудников «АвтоВАЗа», которые попадут под грядущее сокращение. В информационном сообщении пресс-службы областного правительства, распространенном 27 января, отмечается, что «люди не будут брошены на произвол судьбы. Им будут предложены другие рабочие места на заводе, а те, кто решит покинуть предприятие, получат все необходимые выплаты в соответствии с трудовым законодательством РФ».
Однако в независимом профсоюзе «Единство», который действует на автогиганте, на ближайшие перспективы смотрят не столь оптимистично. «Социальная напряжённость в коллективе растет, — рассказал „СП“ председатель независимого заводского профсоюза Петр Золотарев. — Люди гадают: кто будет первый на сокращение. И никто, естественно, не испытывает особой радости от перспективы лишиться работы».
О том, что «АвтоВАЗ» собирается в текущем году уменьшить численность персонала на 11%: на 2,5 тысяч мест по офисным позициям и на 5 тысяч — по рабочим специальностям (сейчас в производстве занято 66,5 тыс. человек), в конце минувшей недели написали «Ведомости». Такими мерами новое руководство завода собирается снизить издержки и повысить эффективность работы предприятия, показатели которого далеки от идеала: по итогам 2013 года продажи компании сократились на 12,1%.
Областные власти, правда, предпочитают говорить не о сокращениях, а об оптимизации, которая «не коснется специалистов рабочих профессий». Уверяют, что, в основном, она будет достигнута за счет естественной убыли персонала, путем закрытия приема новых людей и перераспределением численности между производствами и подразделениями.
Петр Золотарев, в свою очередь, считает, что очередное «кровопускание» — опасный способ решения проблем автогиганта:
«Мы предлагаем работодателю сначала снять затраты на содержание административного аппарата. 12 членов правления „АвтоВАЗа“ только в прошлом году получили 337 млн. рублей бонусов. И это при чистой прибыли в 2012 году в 200 миллионов! Пусть откажутся от „лексусов“, самолетов, чартерных рейсов, пусть сначала сократят свои потребности, а уж потом (если не хватит средств улучшить экономическое состояние завода) ставят вопрос об увольнениях».
«СП»: — Что «Единству» известно об условиях предстоящей кадровой «оптимизации»?
— Работодатель, вообще-то, должен был нам прислать уведомление о планируемых сокращениях — в соответствии с законодательством, профсоюзы должны быть оповещены о массовых увольнениях за три месяца. Но пока мы никаких официальных документов на этот счет не получали. В нашем распоряжении есть только приказ нового директора Бу Инге Андерссона о том, что они предлагают инженерно-техническим служащим уволиться по соглашению сторон. Тогда этим категориям работников будет выплачено несколько среднемесячных зарплат. Написавшие заявление об уходе с февраля получат пять зарплат, с марта — четыре, с апреля — три. Действует предложение только три месяца.
«СП»: — Средняя зарплата — это сколько?
— Двадцать тысяч примерно. Но размер компенсации в случае увольнения по сокращению должен быть не пять окладов. В Тольятти не просто найти работу по профессии, тем более что «АвтоВАЗ» является градообразующим предприятием. Поэтому мы считаем, что при увольнении работник должен получить «отступные» в размене годовой зарплаты. Плюс к этому, я хотел бы напомнить, что есть постановление правительства под № 32 от 14 января 2014 года, предоставляющее субсидии предприятиям автопрома с целью сохранения рабочих мест. Если «АвтоВАЗ» может воспользоваться этим правом, то зачем тогда увольнять людей и провоцировать социальный конфликт?
«СП»: — У людей на заводе какое настроение? Согласятся они на предложенные условия?
— Приказ об условиях сокращения касается только руководящих специалистов и служащих. Затрагивает ли он рабочих, и в каком объеме, мне пока неизвестно. Могу лишь сказать, что интенсивность их труда постоянно растет, потому что меньшим количеством людей приходится выполнять все больший объем работы. Цель руководства — увеличить производительность труда. Но, как известно, производительность труда состоит из трех факторов: количество выпускаемой продукции, количество работающих, количество времени. Они хотели бы сократить численность работников, а объемы выпускаемой продукции сохранить. Если бы это делалось за счет какого-то технологического перевооружения, тогда — да. А когда это делается за счет физического труда рабочих, это не в какие рамки… Люди просто физически не могут выполнять работу, а если и делают ее, то некачественно. Это бесперспективное дело, но они идут по этому пути.
«СП»: — Что предполагаете делать?
— Нас призывают к активным действиям. Сегодня единственная сила на предприятии, которая может организовать коллектив на протест работодателю — это профсоюз «Единство». Но сначала мы получим документы, оценим ситуацию и предложим администрации свои варианты решения проблемы.
«СП»: — Надеетесь на диалог?
— Надежда, как говорится, умирает последней. Хотя каждый раз нам дают от ворот поворот — не идут на переговоры. И этим самым провоцируют на какие-то коллективные действия — митинги, забастовки. А потом жалуются, что мы такие радикалы и с нами невозможно разговаривать. Хотя мы всегда предлагаем в первую очередь переговоры.
«СП»: — Вам не кажется, что решение нового руководства выглядит даже логично на фоне того, что объемы продаж вазовской продукции значительно упали в прошлом году?
— А это показатель неэффективности собственника. Ведь не нужно большого ума увольнять людей и закрывать предприятие. Разве рабочие виноваты в том, что завод выпускает такую продукцию, которая не пользуется спросом? Нет, это вина руководства. Ну, тогда ты и неси ответственность. Поменяйте собственника, проведите реорганизацию… В Австрии, по-моему, есть закон: если работодатель прибегает к процедуре увольнения, то он объявляется неэффективным собственником. Вот это логично и правильно. Это же самое простое — увольнять людей, а вот попробуйте организовать производство. Да, чтобы оно эффективным было…
«СП»: — Официальный заводской профсоюз вас поддерживает?
— С ними у нас нет контакта. Мы считаем эту организацию структурным подразделением администрации. И они уже шестой год вместе ищут способы, как нас игнорировать. Если провести референдум, то большинство работников за нас были бы. Но так открыто люди боятся говорить, тем более, вступать в «Единство». Человек сразу становится изгоем…
Председатель Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА), депутат Заксобрания Ленинградской области Алексей Этманов знает проблемы автопрома со времен работы сварщиком на заводе «Ford» во Всеволожске:
— Схема, которую придумали на «АвтоВАЗе», чтобы выкинуть людей на улицу — это пример оптимизации, которую капиталисты будут проводить на всех предприятиях. Их запрос на повышение эффективности и получение максимальной прибыли бьет, прежде всего, по работникам. На «АвтоВАЗе» нет нормальной профсоюзной действующей организации. То, что есть — небольшое подразделение нашего МПРА, в котором порядка 400 человек (речь идет о «Единстве» — ред.), не сможет, к сожалению, противостоять действиям со стороны администрации. Официальный вазовский профсоюз сопротивляться не будет, и подпишет все соглашения, итогом которых для 7,5 тыс. человек будет потеря работы.
Из досье «СП»
Швед Бу Андерссон был назначен президентом «АвтоВАЗа» еще в ноябре прошлого года. Приступил к своим обязанностям 14 января. До этого с 2009 года он возглавлял группу «ГАЗ», где также осуществлял массовые сокращения, уволив 50 тысяч из 118 тысяч работников.
Фото Алексей Бабушкин/ РИА Новости