Скажите, а чем отличается человек, который делает вид, что он смертельно оскорблен фотографией с бананом, от человека, который делает вид, что он смертельно оскорблен опросом «Дождя»? Чем отличается человек, который блажит, что, видите ли, разочаровался в Ирине Родниной, от человека, который блажит, что блокада Ленинграда для него — самое святое в жизни?
Да, разумеется, такие люди друг от друга не отличаются ничем, и я умоляю вас — прекратите, оценивая людей, ориентироваться на их тусовочную принадлежность. Лицемер с блокадой и лицемер с бананом — это просто два лицемера, два мерзавца, которые то ли по привычке, то ли по работе, торгуют своими эмоциями, имитируют чувства, которые имитировать нельзя.
«Когда вы катались в Лейк-Плэсиде, я плакал от гордости, а теперь мне больно и горько, как вы могли», — эта абракадабра, которой я много уже прочитал в эти дни, звучит неотличимо от той абракадабры, которая в последние месяцы звучит уже таким неразличимым фоном, кто-то опять кого-то оскорбил.
Про Ирину Роднину миллион лет уже все известно и понятно. Лейк-Плэсид, последняя ее Олимпиада, — это тридцать четыре года назад, а последующие тридцать четыре года, от работы в ЦК ВЛКСМ до нынешнего депутатства, при самом беглом взгляде дают исчерпывающее представление и о человеческих, и о политических, и о каких угодно качествах Родниной; ну, вот такая она, и никуда от этого не деться, почему-то из самых выдающихся людей советской эпохи в постсоветскую всегда получается очередной Иосиф Кобзон, других вариантов нет. Это вообще тема для отдельного «художественного исследования» — почему они такие. Гагарин, Высоцкий, да много кто еще — скажу страшную вещь, но их, если бы они не умерли, гораздо проще представить единороссовскими депутатами, попечителями сомнительных фондов и друзьями сомнительных бизнесменов, нежели русскими Махатмами Ганди и Вацлавами Гавелами. Было бы странно, если бы Роднина оказалась исключением. Было бы странно, если бы она протестовала против «закона Димы Яковлева», подписывала воззвания в защиту болотных узников и спасала бы Химкинский лес. Таким людям, как Ирина Роднина, положено быть единороссами во всех смыслах, вот так устроена Россия еще с девяностых, и в этом совсем не Роднина виновата. Собственно, Третьяк и Роднина, зажигающие олимпийский огонь — это едва ли не самая стилистически безупречная деталь церемонии открытия в Сочи. Двое супергероев позапрошлой эпохи, сменившее свое супергеройство на пошлый компромисс — это и есть настоящие герои постсоветской России, и именно в таких людях и воплощена та связь между советским прошлым и путинским настоящим, именно на них все в значительной мере и держится. По поводу девочки, летавшей над сочинским стадионом, еще можно спорить — девочка все-таки на порядок более невинна, чем путинская Россия. Роднина и Третьяк путинской России адекватны абсолютно, они и есть путинская Россия.
Лихорадочная преданность фиктивным святыням, свойственная в основном прокремлевским молодежным организациям и понятно каким средствам массовой информации, оказалась заразной, и на Роднину теперь бросаются люди, которых точно не заподозришь в том, что они нашисты, или в том, что они Дмитрий Киселев. Суетливая ложь Родниной про хакеров — это та же суетливая ложь, которой полгода назад дезавуировали отставку Якунина; для современной России такая ложь давно стала нормой, и делать вид, будто мы имеем дело с чем-то из ряда вон выходящим — это цинизм и лицемерие. Шутка про банан по самым умеренным стандартам русской блогосферы — обычная шутка, многомиллионное сообщество МДК только из таких шуток и состоит, и делать вид, будто это какой-то сенсационный банан — такая же мерзость, как и обращенная в эти же дни к несчастному Шендеровичу бычка государственной пропаганды.
Представим, что критики Родниной добьются своего. Ее ложь про хакеров будет разоблачена, авторство картинки с бананом будет доказано, и Роднину как оголтелую расистку лишат американской визы, или гринкарты, или паспорта (не знаю, что там у нее). Станет ли Россия от этого свободней, станет ли кто-нибудь из критиков Родниной счастливее, станет ли хоть что-нибудь лучше? Думаю, не станет. И все, кто сегодня бросаются на Роднину, это, скорее всего, понимают, но почему-то продолжают бросаться, демонстрируя тем самым, что в нынешних духовно-административных кампаниях им в действительности не нравится только то, что эти кампании ведут не они. Они не против кнута как такового, им просто не нравится, что кнут не в их руках. Это самый неприятный вывод из всех продолжающихся сейчас споров о Родниной, но этот вывод позволяет нам отвечать на вопрос «Роднина или Ганапольский?» — не задумываясь.
Фото: ИТАР-ТАСС