18+
суббота, 25 марта
Общество

«Адмирал Пантелеев» ведет караван в Ворота Скорби

У берегов Сомали боевой флот вернулся к практике времен ирано-иракской войны

  
110

4 мая российский большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Пантелеев» начал проводку своего первого каравана через Аденский залив, где пираты продолжают захватывать гражданские суда. О подробностях операции корреспонденту «СП» рассказал руководитель пресс-службы ТОФ Роман Мартов.

«СП»: — Проводка конвоев или караванов — это новая форма охраны судоходства от пиратов на нынешнем этапе?

— Нет. Она так же стара, как и сама проблема пиратства. В обозримом прошлом наш флот широко использовал этот способ защиты судоходства в середине 80-х годов во время ирано-иракской войны в Персидском заливе. Тогда и иранцы, и иракцы с помощью небольших быстроходных лодок, на которых были установлены безоткатные орудия, пытались топить здесь все, что движется. Обстановку усложняло то, что залив обе стороны нашпиговали якорными минами. В те годы наш Военно-морской флот имел в этом регионе Индоокеанскую эскадру под командованием контр-адмирала Сергеева. Она взяла на себя проводку караванов. В течение недели-двух в Ормузском проливе под охраной кораблей эскадры собирались советские торговые суда, которым предстояло пройти зону Персидского залива. К ним присоединялись и иностранные суда, как говорится, зайцами, то есть на халяву. Перед проводкой с капитанами советских судов штаб эскадры проводил тренировки и инструктажи по связи и взаимодействию. Затем начиналась операция. Впереди выступал советский тральщик, который обнаруживал и уничтожал мины, за ним шли в строю кильватера торговые суда. Замыкал караван какой-либо ракетно-артиллерийский корабль эскадры. На шкентеле пристраивались «халявщики». Таким образом были проведены сотни караванов.

«СП»: — Этот опыт используется сегодня экипажем «Адмирала Пантелеева»?

— Конечно. Сейчас тихоокеанцы взяли под охрану несколько торговых судов, работающих под флагами разных стран, и следуют в сторону Баб-эль-Мандебского пролива (в переводе с арабского — ворота скорби). Такое название пролив получил в связи с опасностью плавания в нем. Здесь издревле буйствовали не только штормы, но и пираты.

Российский корабль сначала планировал охранять наше грузовое судно «Кола», но несколько иностранных капитанов попросили разрешение присоединиться к каравану. Сейчас под нашей охраной следуют суда: «Stolt Jade» от Каймановых островов, представляющий Филиппины «Wild Beast», «Energy Puma» от острова Мэн, датское «Sea Bird» и панамское «DD Voyager», балкеры «Radonezh» и «Agios Vartholomeos» под флагами Либерии и Панамы соответственно.

Прежде чем занять свое место в походном строю, капитаны и представители команд судов участвовали в полагающихся в подобных случаях тренировках по связи и взаимодействию с российским военным кораблем. На каждое из судов были направлены специально обученные, подготовленные и оснащенные всем необходимым вооруженные группы сопровождения.

Вертолет, пилотируемый майором Александром Данила произвел разведку обстановки по маршруту движения. По предварительным расчетам, коридор безопасности протяженностью около тысячи миль наш конвой преодолеет в ближайшие дни.

На обратном пути тихоокеанцы также сформируют конвой и поведут его через Аденский залив по коридору «безопасности».

"СП": — На борту БПК «Адмирал Пантелеев» находятся 29 пиратов, которые задержаны 28 апреля. Какие мероприятия с ними проводят?

— Как известно, международное антипиратское законодательство имеет немалые пробелы. На борту большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев», выполняющего боевую задачу в составе отряда боевых кораблей Тихоокеанского флота в Аравийском море, находится представитель военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре РФ. Сейчас он оказывает практическую и методическую помощь командиру большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев».

Что касается самих пиратов, то в первую очередь произведен телесный осмотр и санитарная обработка каждого из них, организовано питание.

В связи с тем, что в ходе задержания один из пиратов был ранен, военные медики оказали ему хирургическую помощь. Большая часть из задержанных уже опрошена. Общение с их лидерами группировки несколько раз откладывалось по причине того, что во время задержания они находились в состоянии наркотического опьянения.

«СП»: — Прецедент задержания пиратов российским кораблем в Аденском заливе уже был. Тогда на «Петре Великом» работала целая группа военных юристов. Какова дальнейшая судьба задержанных?

— Да, вертолет Ка-27, поднятый с палубы крейсера «Петр Великий», 12 февраля обнаружил две малые лодки, которые на большой скорости приближались к рыболовецкому судну под флагом Ирана. После появления вертолета, лодки прекратили движение и легли в дрейф рядом с большой тихоходной лодкой-базой. С вертолета было визуально зафиксировано, как с лодок в море сбрасывается оружие. Вертолет Ка-27 продолжал слежение за лодками до момента прибытия в район крейсера «Петр Великий». Связка из трех лодок была доставлена к борту российского корабля и на него были подняты 10 граждан Сомали, занимавшихся пиратством. У задержанных был изъят целый арсенал вооружений, который включал в себя винтовку G-3, три автомата АК-47, два автомата АКМС, два гранатомета РПГ-7, две противопехотные гранаты, приемник GPS, лестница и крюки, 500 граммов наркотических веществ, крупная партия денег в сомалийских шиллингах. После проведения следственных мероприятий, пираты с борта крейсера «Петр Великий» были пересажены на борт большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов», доставлены в условленный район и переданы представителям береговой охраны и МВД Йемена. В их отношении власти Йемена будут принимать решение правового характера. Каково оно, пока неизвестно.

Не ясно пока и то, какие меры будут приняты в отношении 29 пиратов, задержанных экипажем «Адмирала Пантелеева». Возможно, они тоже будут переданы властям Йемена.


Из досье «СП»:

Баб-эль-Мандебский пролив [араб. Баб-эль-Мандеб, буквально — ворота скорби (в связи с опасностью плавания)], пролив между юго-западной оконечностью Аравийского полуострова и Африкой. Соединяет Красное море с Аденским заливом и Аравийским морем. Наименьшая ширина 26,5 км, наименьшая глубина на фарватере 182 м. Островом Перим разделяется на 2 прохода (Большой и Малый). Течения: зимой — поверхностное, несущее менее солёную воду, направлено в Красное море, и глубинное, с более солёной водой — из Красного моря; летом сток солёных вод из Красного моря осуществляется поверхностным течением (глубина до 25—50 м) и придонным течением (от 100—150 м до дна), приток вод в Красное море — промежуточным течением (глубина от 25—50 м до 100—150 м). Пролив имеет большое экономическое и стратегическое значение, т. к. через него пролегает путь из Европы в Вост. и Юж. Азию и Австралию.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
;