Общество

«Адмирал Пантелеев» ведет караван в Ворота Скорби

У берегов Сомали боевой флот вернулся к практике времен ирано-иракской войны

  
110

4 мая российский большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Пантелеев» начал проводку своего первого каравана через Аденский залив, где пираты продолжают захватывать гражданские суда. О подробностях операции корреспонденту «СП» рассказал руководитель пресс-службы ТОФ Роман Мартов.

«СП»: — Проводка конвоев или караванов — это новая форма охраны судоходства от пиратов на нынешнем этапе?

— Нет. Она так же стара, как и сама проблема пиратства. В обозримом прошлом наш флот широко использовал этот способ защиты судоходства в середине 80-х годов во время ирано-иракской войны в Персидском заливе. Тогда и иранцы, и иракцы с помощью небольших быстроходных лодок, на которых были установлены безоткатные орудия, пытались топить здесь все, что движется. Обстановку усложняло то, что залив обе стороны нашпиговали якорными минами. В те годы наш Военно-морской флот имел в этом регионе Индоокеанскую эскадру под командованием контр-адмирала Сергеева. Она взяла на себя проводку караванов. В течение недели-двух в Ормузском проливе под охраной кораблей эскадры собирались советские торговые суда, которым предстояло пройти зону Персидского залива. К ним присоединялись и иностранные суда, как говорится, зайцами, то есть на халяву. Перед проводкой с капитанами советских судов штаб эскадры проводил тренировки и инструктажи по связи и взаимодействию. Затем начиналась операция. Впереди выступал советский тральщик, который обнаруживал и уничтожал мины, за ним шли в строю кильватера торговые суда. Замыкал караван какой-либо ракетно-артиллерийский корабль эскадры. На шкентеле пристраивались «халявщики». Таким образом были проведены сотни караванов.

«СП»: — Этот опыт используется сегодня экипажем «Адмирала Пантелеева»?

— Конечно. Сейчас тихоокеанцы взяли под охрану несколько торговых судов, работающих под флагами разных стран, и следуют в сторону Баб-эль-Мандебского пролива (в переводе с арабского — ворота скорби). Такое название пролив получил в связи с опасностью плавания в нем. Здесь издревле буйствовали не только штормы, но и пираты.

Российский корабль сначала планировал охранять наше грузовое судно «Кола», но несколько иностранных капитанов попросили разрешение присоединиться к каравану. Сейчас под нашей охраной следуют суда: «Stolt Jade» от Каймановых островов, представляющий Филиппины «Wild Beast», «Energy Puma» от острова Мэн, датское «Sea Bird» и панамское «DD Voyager», балкеры «Radonezh» и «Agios Vartholomeos» под флагами Либерии и Панамы соответственно.

Прежде чем занять свое место в походном строю, капитаны и представители команд судов участвовали в полагающихся в подобных случаях тренировках по связи и взаимодействию с российским военным кораблем. На каждое из судов были направлены специально обученные, подготовленные и оснащенные всем необходимым вооруженные группы сопровождения.

Вертолет, пилотируемый майором Александром Данила произвел разведку обстановки по маршруту движения. По предварительным расчетам, коридор безопасности протяженностью около тысячи миль наш конвой преодолеет в ближайшие дни.

На обратном пути тихоокеанцы также сформируют конвой и поведут его через Аденский залив по коридору «безопасности».

"СП": — На борту БПК «Адмирал Пантелеев» находятся 29 пиратов, которые задержаны 28 апреля. Какие мероприятия с ними проводят?

— Как известно, международное антипиратское законодательство имеет немалые пробелы. На борту большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев», выполняющего боевую задачу в составе отряда боевых кораблей Тихоокеанского флота в Аравийском море, находится представитель военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре РФ. Сейчас он оказывает практическую и методическую помощь командиру большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев».

Что касается самих пиратов, то в первую очередь произведен телесный осмотр и санитарная обработка каждого из них, организовано питание.

В связи с тем, что в ходе задержания один из пиратов был ранен, военные медики оказали ему хирургическую помощь. Большая часть из задержанных уже опрошена. Общение с их лидерами группировки несколько раз откладывалось по причине того, что во время задержания они находились в состоянии наркотического опьянения.

«СП»: — Прецедент задержания пиратов российским кораблем в Аденском заливе уже был. Тогда на «Петре Великом» работала целая группа военных юристов. Какова дальнейшая судьба задержанных?

— Да, вертолет Ка-27, поднятый с палубы крейсера «Петр Великий», 12 февраля обнаружил две малые лодки, которые на большой скорости приближались к рыболовецкому судну под флагом Ирана. После появления вертолета, лодки прекратили движение и легли в дрейф рядом с большой тихоходной лодкой-базой. С вертолета было визуально зафиксировано, как с лодок в море сбрасывается оружие. Вертолет Ка-27 продолжал слежение за лодками до момента прибытия в район крейсера «Петр Великий». Связка из трех лодок была доставлена к борту российского корабля и на него были подняты 10 граждан Сомали, занимавшихся пиратством. У задержанных был изъят целый арсенал вооружений, который включал в себя винтовку G-3, три автомата АК-47, два автомата АКМС, два гранатомета РПГ-7, две противопехотные гранаты, приемник GPS, лестница и крюки, 500 граммов наркотических веществ, крупная партия денег в сомалийских шиллингах. После проведения следственных мероприятий, пираты с борта крейсера «Петр Великий» были пересажены на борт большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов», доставлены в условленный район и переданы представителям береговой охраны и МВД Йемена. В их отношении власти Йемена будут принимать решение правового характера. Каково оно, пока неизвестно.

Не ясно пока и то, какие меры будут приняты в отношении 29 пиратов, задержанных экипажем «Адмирала Пантелеева». Возможно, они тоже будут переданы властям Йемена.


Из досье «СП»:

Баб-эль-Мандебский пролив [араб. Баб-эль-Мандеб, буквально — ворота скорби (в связи с опасностью плавания)], пролив между юго-западной оконечностью Аравийского полуострова и Африкой. Соединяет Красное море с Аденским заливом и Аравийским морем. Наименьшая ширина 26,5 км, наименьшая глубина на фарватере 182 м. Островом Перим разделяется на 2 прохода (Большой и Малый). Течения: зимой — поверхностное, несущее менее солёную воду, направлено в Красное море, и глубинное, с более солёной водой — из Красного моря; летом сток солёных вод из Красного моря осуществляется поверхностным течением (глубина до 25—50 м) и придонным течением (от 100—150 м до дна), приток вод в Красное море — промежуточным течением (глубина от 25—50 м до 100—150 м). Пролив имеет большое экономическое и стратегическое значение, т. к. через него пролегает путь из Европы в Вост. и Юж. Азию и Австралию.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня