Неизвестные хорошо вооружённые люди в ночь на 28 февраля взяли под контроль севастопольский аэропорт Бельбек, а также аэропорт города Симферополя. По последней информации, несколько десятков автоматчиков с георгиевскими ленточками по-прежнему остаются в здании симферопольского аэропорта, не препятствуя его штатной работе.
Утром 28 февраля отряд вооружённых людей окружил отряд морской охраны Госпогранслужбы Украины в Балаклаве, сообщает Интерфакс-Украина. Командование отряда пограничников ведет с ними переговоры.
Реакция новоиспечённой украинской власти, которая ожидаемо увидела во всём происходящем на мятежном полуострове «руку Москвы», не заставила себя ждать.
Верховная Рада официально обратилась к Западу за помощью в урегулировании Крымского конфликта. Депутаты приняли обращение к странам-гарантам, обещавшим Украине территориальную целостность в обмен на ядерное оружие. «К эскалации причастны военнослужащие РФ… Они без согласования с украинской стороной перемещаются по территории АРК… Ночью террористы с автоматическим оружием попробовали взять под контроль аэропорты Крыма… По оценке наших спецслужб, это профессионально подготовленные люди», — цитирует спикера Рады Александра Турчинова ПолитРидус.
Депутат Верховный Рады Украины Мустафа Джемилев потребовал ввести в Крыму режим чрезвычайного положения. Сложившуюся ситуацию на полуострове депутат расценил как попытку военного переворота.
Исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов заявил, что Украина планирует обратиться к Совету Безопасности ООН с просьбой созвать экстренное заседание и провести мониторинг ситуации в Крыму, а также принять меры в случае нарушения его суверенитета. «Требуем от государств-гарантов в соответствии с Будапештским меморандумом поддержать реализацию Советом Безопасности ООН мониторинга ситуации в отдельных регионах Украины, в том числе в Автономной Республике Крым. Ситуации, которая может создать угрозу международному миру и безопасности. И в случае эскалации требуем от государств-гарантов добиваться неотложных действий со стороны СБ ООН с целью предоставления помощи Украине», — заявил Турчинов.
ОБСЕ в свою очередь заявило о том, что отправляет в Крым своих наблюдателей. «Мы требуем все стороны конфликта проявить ответственный и внимательный подход в этой непростой ситуации и призываем все стороны предпринять меры для снижения уровня напряженности и отказаться от насилия», — заявил председатель организации и по совместительству глава МИД Швейцарии Дидье Буркхальтер.
В западных СМИ уже появились сравнения ситуации с той, что сложилась во время грузино-осетинского конфликта в 2008 году. НАТО уже заверило, что «внимательно следит» за происходящим на Украине. Как далеко готов пойти Запад в поддержке уже признанного США нового украинского правительства?
— Что касается западных СМИ, пора привыкнуть, что они уже много лет извращают информацию о происходящем практически на 100 процентов, — говорит президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. - Самый яркий пример — нападение грузинских войск на Южную Осетию и российских миротворцев в 2008 году. Напомню, тогда весь мир уверяли несколько дней кряду, что агрессор — именно наша страна. Надо понимать, что между Россией и Западом идёт информационная война. Причём западные страны первыми перевели нас в категорию противников в этой войне. А СМИ в данном случае — просто оружие, а не какие-то источники объективной информации.
Что касается ситуации в Крыму, то на фоне вмешательства США и ЕС в украинские дела, наши действия там — капля. На самом Западе не скрывают, говорят даже с некоторым хвастовством, что весь так называемый Евромайдан — чисто западный проект, организованный на деньги стран, входящих в НАТО. По сути, они устроили государственный переворот в стране, где живут миллионы наших братьев по крови и культуре.
Россия в Крыму лишь выполняет моральные обязательства перед теми людьми, которые видят в ней единственную защиту от насильственной «дерусификации». При этом мы защищаем свои геополитические интересы. То есть мы делаем то, что и обязаны были сделать.
Что касается возможности введения войск НАТО, такая вероятность существует. Тем более что в апреле 2004 года было подписано соглашение между Украиной и североатлантическим альянсом о том, что территория «незалежной» может использоваться в случае необходимости натовскими военными.
Однако ввод войск НАТО может состояться только если законное правительство обратиться с такой просьбой. Сегодня единственный законный источник власти на Украине — Янукович. Все остальные — просто люди, которые опираясь на полубандитские группировки, узурпировали власть.
В такой ситуации России не нужно дожидаться, что кто-то войдёт на Украину и станет у наших границ. Надо делать всё возможное, чтобы не допустить как гражданской войны, так и иностранной военной оккупации Украины. Мы должны задействовать все имеющиеся у нас дипломатические рычаги. Провести обсуждение проблемы в рамках Шанхайской организации сотрудничества, в рамках СНГ и даже в рамках БРИКС. Необходимо переламывать ситуацию, организовывать политико-дипломатическое прикрытие, чтобы не выглядеть агрессорами в глазах мирового сообщества. Возможно, есть смысл в формировании международных миротворческих сил. Ведь в Абхазию мы вводили миротворцев под флагом СНГ. И сейчас можно поступить схожим образом — отправить контингент под флагом ШОС или СНГ, чтобы остановить сползание государства с атомными станциями в хаос.
«СП»: — Однако для США законной властью на Украине является как раз не Янукович, а вновь сформированное правительство Яценюка… В случае, если оно призовёт натовцев на помощь, насколько вероятно, что ему пойдут навстречу?
— Во-первых, надо всячески опровергать признание этого правительства, сколоченного «на коленке». США кого только не признавали, если это отвечало их интересам. Однако сами США не раз во главу угла в международной политике ставят права человека. Так вот необходимо обеспечить законные права граждан Украины, подавляющее большинство которых не голосовали за новую власть. При этом надо поменьше обращать внимания на разного рода осуждения действий России со стороны «международного сообщества». Когда посмотришь, из кого оно состоит, становится ясно, что громкие заявления инициирует всего несколько стран-участниц НАТО. В Китае, как, собственно говоря, и во всём восточном мире, очень умеренно и довольно объективно относятся к тому, что делает Россия в международной политике. А это, кстати сказать, большая часть населения страны. Если проявим нерешительность, может случиться большая беда. США не отрицают, что вдали от своих границ проводят политику управляемого хаоса. Чем больше будут украинцы убивать друг друга, чем больше будут обостряться отношения между Украиной и Россией, тем больше будут радоваться американцы своим успехам.
«СП»: — И всё же из истории мы знаем немало примеров, когда НАТО, особенно не церемонясь, вводило свои войска в разные страны, даже не дожидаясь формальных приглашений. В данном случае кто более решительно настроен — мы или американцы?
— Нельзя исключать, что уже в ближайшие недели или даже дни натовские военные войдут на Украину. Но этот сценарий станет более вероятным, если Россия будет бездействовать. Если Россия сегодня чётко заявит о своих интересах на Украине и будет проводить последовательную политику, то Запад окажется расколотым. Мы это наблюдали и в Югославии в 1999 году. Меня тогда долго пугали, что ввод нашего батальона на территорию аэродрома «Слатина» в Приштине вызовет Третью мировую войну. Нет, оказалось, что многие страны тогда, в том числе состоящие в НАТО, высказались против обострения отношений с Россией. Так же решительно надо действовать и сейчас. Наше положение постоянного члена Совбеза ООН просто обязывает нас выступать миротворцами, тем более, вблизи собственных границ.
«СП»: — Всё же на Украине пока нет боевых действий. Если вводить войска под флагом миротворцев, то каким образом это можно обосновать?
— Пока надо действовать в основном дипломатическими методами. Но при этом стоит всячески демонстрировать нашу готовность ввести миротворческий контингент. К тому же я не стал бы так уж уверенно утверждать, что на Украине не идёт война. Государственный переворот, совершённый там, поставил под угрозу безопасность и права значительной части украинского народа. В любом случае, если мы будем сидеть, сложа руки и ограничиваться нотами протеста по поводу притеснения русских на Украине, рано или поздно натовцы войдут туда.
«СП»: — Почему мы до сих пор не услышали реакции Путина на происходящие события?
— Думаю, на данном этапе это верная тактика. Заявлений громких не делается, но зато оказывается политическая поддержка населению Крыма. Думаю, не случайно турецкий МИД осудил происходящее в Крыму. Вполне возможно, что мы здесь упредили планы НАТО, в которое, как известно, входит и Турция.
— Что касается Будапештской декларации, гарантирующей целостность Украины, она подписывалась российской стороной в совершенно иных политических условиях, — считает декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Такого рода декларации, как правило, имеют ограниченный «срок годности», определяемый политической конъюнктурой.
Кроме того, Запад сам нарушил то хрупкое равновесие и гражданский мир на Украине, который существовал до ноября 2013 года. Происходящее там в последние месяцы иначе как принудительной сменой власти не назовёшь. Януковича, что называется, ломали через колено. В такой ситуации у России ещё меньше оснований соблюдать давние договорённости.
Что касается ввода войск на Украину, думаю, что силы НАТО в Европе не так велики, как их пытаются представить. Не думаю, что США и Запад в целом захочет начинать Третью мировую войну из-за Украины. Мне кажется, что всё ограничится дипломатическими заявлениями. Тем более что кормить десятки миллионов человек Запад тоже не намерен. У них своих проблем хватает. Да и энергетического партнёрства с Россией никто не отменял. Поэтому я склоняюсь к мысли, что даже в случае кардинального развития событий на Украине, Запад не станет прибегать к силе оружия.
«СП»: — Если другие регионы Юго-Востока Украины последуют примеру Крыма и захотят получить особый статус, будет ли им помогать Россия?
— С одной стороны, Крым, это, конечно, совершенно особый регион для России. С другой стороны, многое зависит от инициативы самих жителей восточных регионов. Если они явно продемонстрируют своё желание стать гражданами России, то мы тут им можем пойти навстречу. А если они по-прежнему решат оставаться гражданами полусуверенного образования, в котором всячески ущемляют тот же русский язык, никто эти регионы особенно заставлять вступать в Россию не будет. На мой взгляд, с учётом относительно благополучной экономической ситуации в России, эти регионы только выиграют от присоединения к нашей стране.
У Украины было почти четверть века, чтобы состояться в качестве полноценного европейского государства. Но не получилось. А дальше многое зависит от самого желания граждан: с кем им быть. В настоящий момент основные чаяния сторонников евроинтеграции связаны с облегчением возможности ездить в Европу на заработки. Поэтому произошедший переворот я ещё называю «революцией гастарбайтеров».
«СП»: — Насколько вероятно, что новоиспечённое украинское правительство сумеет наладить контроль над Юго-Востоком Украины за исключением Крыма? А если не сумеет, то возможен ли вариант конфедерализации этой страны?
— Тут очень многое зависит от переговоров России и США. Евросоюз изначально не был особенно заинтересован в евроинтеграции Украины. У ЕС хватает своих проблем с греками, португальцами и испанцами, не говоря уже о болгарах и румынах.
Ну, и опять же многое зависит и от того, захочет тот же самый Донбасс выйти из состава Украины или получить в ней особый статус. Россия в этом плане, думаю, сможет им помочь. Тем более что новая власть имеет мало шансов завоевать авторитет и поддержку большинства украинцев. Денег у него нет. Да они и просто не знают что делать. Так называемое правительство народного единства малокомпетентно и довольно сильно разобщено. Оно не знает, куда девать неспокойный «Правый сектор». Не исключаю, что его попытаются спихнуть на Восток Украины, чем только обострят противостояние.