С конца девяностых «Лента.ру» и «Газета.ру» были на рынке новостных изданий как «Пепси-кола» и «Кока-кола», а в прошлом году зачистили сначала «Газету», а теперь и «Ленту». И это как если бы из продажи исчезли бы вдруг и «Пепси», и «Кока», и вопрос — а пить-то теперь что? И вот один говорит, что в бочке за углом хороший квас разливают, а другой слышал, что в кавказском ресторане, вон там в переулках, есть отличный грузинский лимонад, практически воды Лагидзе, очень рекомендует.
Это такой популярный светский вопрос последних недель — где теперь читать новости? Вопрос популярный, но я до сих пор не слышал на него самого простого, самого очевидного и, по-моему, самого популярного ответа — да нигде не читать, не надо их читать, забудьте о новостях. Вот вы что хотите узнать, за какими новостями вы лезете в Интернет, вас что интересует? Кто в России президент? Путин президент. Чей Крым? Крым наш. Что с долларом? Растет. Вас, простите, что еще интересует?
Этой проблемы не существует, нет дефицита новостей. Есть РИА, есть ТАСС, есть «Вести», есть «Российская газета», — и если вам интересно, с кем Владимир Путин провел рабочую встречу, вступили ли в строй построенные объекты и кого сегодня задержали оперативники ФСБ в рамках операции «Анаконда», вы всегда можете узнать об этом из государственных лент. Что еще, счет последнего футбольного матча, прогноз погоды на завтра, индекс РТС? Вам какой информации не хватает?
Новый бойфренд певицы Максим, сыр «косичка» в Омске, ДТП с участием Екатерины Шавриной и даже адыгейский медведь, танцующий под AC/DC — с этими новостями тоже нет никаких проблем, их всегда расскажут таблоиды. А еще бывают такие ссылочки, текстовые банеры — «Весь мир увидел позор Обамы» или «Археологи открыли гробницу, а там…» — и можно кликнуть и прочитать, что было «там». Вам чего еще не хватает?
А я даже знаю, чего вам не хватает. Вы хотите прочитать, что Навальный находится под домашним арестом, что у Якунина есть шубохранилище, и что Надежда Толоконникова и Мария Алехина выступили в Европарламенте, да? Но вы же и так об этом обо всем знаете — и о шубохранилище, и о домашнем аресте, и о Европарламенте, и тогда в чем же здесь новость? Или, может быть, вы боитесь пропустить, если завтра Навального посадят, Толоконникову и Алехину побьют казаки, а народный губернатор Донецкой области подпишет соглашение о присоединении к России?
И вот здесь срабатывает самый главный закон: вы все равно об этом узнаете, даже если у вас не будет кнопки с новостями в панели браузера и даже если все ваши аккаунты в социальных сетях завтра исчезнут. Это закон распространения информации, он срабатывал всегда — и с Новочеркасском, и с Прагой, и с «Александром Суворовым», и с Афганистаном, и с группой Дятлова, и с «Адмиралом Нахимовым», и с Солженицыным, и с Чернобылем, и вообще со всем; как-то так получалось, что всегда обнаруживался знакомый знакомых, который видел, который слышал, который в курсе. В газетах ни о чем не писали, но все всё знали. А газеты прекрасно годились для вдохновения Сорокину и Пригову, ну и селедку заворачивать еще.
Регулярное заинтересованное потребление новостей — часть западной культурной традиции, а западная культурная традиция у нас в каких-то сферах приживается, а в каких-то нет. Вот потребление новостей частью российской культуры не стало. Новости потребляет гражданин, который участвует или хочет участвовать в жизни общества, которому не все равно, что происходит в его стране и в мире, гражданин, от которого и в смысле выборов и референдумов, и в смысле налогов зависит судьба его государства. Пока, на этом этапе российской истории, это не про нас, и привычку потреблять новости, конечно, можно искусственно поддерживать, но это будет примерно так же естественно, как ходить по грибы с клюшкой для гольфа.
Потому что по грибы ходить надо с лукошком, а приказ коменданта все равно расклеят на стенах и на заборах, пропустить будет трудно.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Бобылев