Судя по сообщениям, которые поступают с восставшего русского Юго-Востока, ситуация на Украине приближается к почти неизбежной драматичной развязке. Похоже, «майданные» деятели в Киеве совершают последние приготовления к тому, чтобы запустить на полный оборот репрессивную машину.
И.о. министра внутренних дел Украины Арсен Аваков перед началом заседания кабинета министров поставил ультиматум — ситуация на мятежном Юго-Востоке должна быть урегулирована в течение ближайших 48 часов. По словам Авакова, режим «антитеррористической» операции «по всем трем областям не отменен, и в любой момент мы можем провести все спланированные действия». Напомним, согласно принятым Радой поправкам в закон о противодействии угрозам национальной безопасности любой, что откажется подчиняться самопровозглашенным властям, может быть приравнен к террористу. Со всеми вытекающими последствиями — вплоть до физического устранения или перспективы отправиться за решетку на пожизненное заключение. «Есть два варианта, два полюса — политическое урегулирование и силовое. Мы готовы на то и на другое», добавил силовик.
При этом в контексте последних событий слова Авакова про «политическое урегулирование» напоминают попытку диктатора в стиле Пиночета надеть «демократические рукавицы» для того, чтобы не испачкать руки в предстоящем кровопролитии. Это подтверждает заявление исполняющего обязанности заместителя главы администрации президента Украины Андрея Сенченко в эфире канала ICTV о том, что «правоохранителям» в ближайшее время разрешат применять боевое оружие против митингующих.
Как передают участники русского освободительного движения, утром в Луганск были введены машины БТР и прочая военная техника, которая пришла из Днепропетровска. Что, по видимому, означает «готовность № 1» к штурму здания администрации, которое удерживают протестующие. Повстанцы также удерживают здание местной СБУ. ИТАР-ТАСС также распространило информацию, полученную от местных силовиков, о том, что в город прибыл отряд бойцов «Правого сектора», которым руководит лично Дмитрий Ярош. Судя по всему, на подавление сопротивления Юго-Востока брошены не только праворадикалы, но и более профессионально подготовленные наемные «штыки» в лице военных из переброшенных на Украину частных американских компаний.
Впрочем, никакой паники в штабе митингующих (на что, похоже, рассчитывают киевские власти) это не вызвало. Как сообщил его представитель Олег Десятниченко, «Сейчас мы более грамотно юридически формулируем наши требования, чтобы выйти с ними к народу на площади. Мы все находимся в здании, совещаемся и требования выдвинем правительству». Позже были озвучены требования протестующих — проведение референдума о федерализации Украины, объявление амнистии для пророссийских активистов и честное расследование событий в Киеве.
В соседнем Харькове пророссийские силы готовятся перейти в контрнаступление. Одним из сообщений, которое прорвало информационную блокаду города, стало воззвание, распространенное одним из лидеров харьковского сопротивления Константином Долговым. Вот его полный текст, размещенный на его странице в Фейсбуке.
«Харьковчане! Родные мои земляки! Единомышленники!
Вы знаете, что произошло сегодня ночью! Часть наших ребят задержана правосеками, «нацгвардией» и иностранными наёмниками, которых фашистская хунта отправила на подавление «сепаратистов», как они называют. Нас, мирных митингующих, требующих, чтобы наш голос был услышан, а наши права — соблюдены!
Ночные события в Харькове — это вооружённая иностранная интервенция при поддержке местных и киевских предателей. Теперь слушайте внимательно. Всех не пересадят. Всех наших лидеров невозможно арестовать, поскольку для этого потребуются миллионы тюремных камер. Да и кто будет охранять десятки миллионов арестованных «сепаратистов»?
ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ОТ ВАС СЕЙЧАС:
— Всем прийти на мирные митинги к зданию ОГА, а также к зданиям МВД и СБУ.
— Требовать освобождения наших ребят.
— Требовать проведения референдума о статусе Харькова и Харьковской области.
— Побольше флагов и плакатов!
РЕБЯТА, ОТ ВАС СЕЙЧАС ЗАВИСИТ ОЧЕНЬ МНОГО, ЕСЛИ НЕ ВСЁ!!!
ВЫ ПОНИМАЕТЕ, О ЧЁМ Я???
НАМЕКНУ: ДА!!! ДА!!! СТО ТЫСЯЧ РАЗ ДА!!!
ДЕЙСТВУЙТЕ!!! ВСЕ НА ПЛОЩАДЬ!!!
РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ!!!"
Эскалация конфликта неизбежна, уверен член Общественной палаты РФ, президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров.
— Глава МВД Аваков демонстрирует решительный настрой. Если он собирается договариваться с Юго-Востоком, то форма ультиматума здесь абсолютно неуместна. Переговоры не могут быть формальными и продолжаться лишь в течение 48 часов. Хочется верить, что украинское псевдоруководство проявит благоразумие и не пойдет на авантюру, пытаясь разрешить конфликт силовым способом.
Подавление движения сопротивления на Юго-Востоке будет фактически означать объявление гражданской войны. Хотя, к сожалению, пока все идет именно к этому. Новая бандеровская власть ни перед чем не останавливается. Если начнется война, это станет концом для Украины. Потомки будут не просто проклинать нынешнее правительство, его окрестят «правительством ликвидаторов».
«СП»: — Никакой конструктивной повестки для переговоров с Юго-Востоком у самопровозглашенных властей в Киеве нет. По сути, нашим соотечественникам предлагают капитулировать?
— На фоне «антитеррористического» законодательства и агрессивной риторики «победившего» Майдана обвинения Януковича в репрессиях выглядят цинично и лицемерно. Особенное беспокойство вызывает вмешательство «третьей силы» в лице американских частных военных компаний.
«СП»: — Получается, внешняя интервенция уже началась? Причем, со стороны Запада, а не России.
— Команда Яценюка действует как оккупационная администрация, которая использует западные наемные армии для расправы над своими политическими оппонентами. Их представителей уже видели в Харьковской, Донецкой и Луганской областях. Если на Украине начнется бойня, нашему руководству нужно адекватно отреагировать на этот вызов.
«СП»: — Насколько велика вероятность, что это спровоцирует силовое противостояние с НАТО?
— Убежден, жесткого военного конфликта не будет. Украинская армия и силовые структуры в целом деморализованы. Иначе и быть не могло, когда у людей перед глазами пример с «Беркутом», сотрудников которого назначили виновными в событиях на Майдане. Так что на этот раз всю грязную работу будут выполнять «варяги» в лице представителей частных военных компаний. Понятно, что они не смогут ничего противопоставить регулярной армии. Воевать с Россией из-за Украины непосредственно само НАТО не будет. Это предельно прагматичная организация. Получая жесткий отпор, альянс реагирует правильно.
Я считаю, что провокации и попытки силового покорения Юго-Востока будут продолжены. Это будет сопровождаться уничтожением политических противников. В русскоязычных областях уже сегодня по факту происходит террор в отношении лидеров и активистов пророссийского движения. Однако, результат будет прямо противоположен ожидаемому.
«СП»: — Это политические репрессии или речь идет о преследовании именно русских людей?
— Одно другому не противоречит. Политическим преследованиям подвергаются те, кто пытается отстаивать интересы русских на Юго-Востоке. Это уже граничит с этническими чистками, которые планируется провести.
«СП»: — Почему большинство российских СМИ не формируют собственную, а лишь отыгрывают информационную повестку, которую режиссирует Запад и «самостийные» масс-медиа? В этой связи можно вспомнить бесконечное тиражирование заявлений украинских силовиков о том, что они «контролируют» ситуацию на Юго-Востоке Украины
— В определенной степени это объясняется информационным вакуумом, возникшим после того как российские журналисты оказались персонами нон-грата на Украине. Поэтому представителям российских СМИ часто приходится довольствоваться перепечатками с украинских информационных лент. Фактически против нас работает пропагандистская машина Запада, за «пультом управления» которой находятся американские и европейские специалисты по информационным технологиям. Пиар-войны никогда не были российским коньком. Наши оппоненты, следует признать, очень умело манипулируют фактами, мультимедийным рядом и откровенными домыслами.
Наконец, трудно отрицать, что руководители многих российских СМИ (в первую очередь, либеральных) симпатизируют Майдану и бандеровцам. Поэтому они все время ищут обнадеживающую для себя информацию. Многие наши журналисты с удовольствием общаются с теми, кто «заказывает музыку» на Украине. Так или иначе, украинский проект глобально уже завершен. Киевские власти не могут выступать в качестве игрока. А их всего три — США, Россия и ЕС.
«СП»: — Относительно самостоятельности последнего тоже есть вопросы…
— Многие комментаторы указывают, что европейцы несут максимальные издержки в случае обострения конфронтации с Россией. В отличие от США, которые и есть главный выгодоприобретатель.
Заявление главы украинского МВД Арсена Авакова напоминает блеф, считает корреспондент сайта «Спутник и Погром» в Донецке Олег Кашин.
— Этот человек сидит в Киеве, и я не уверен, что у него есть ресурсы для силового решения вопроса. В среду я наблюдал за отставкой председателя Донецкого облсовета Андрея Шишацкого, который раньше был губернатором области (когда Киев сменил его на Сергея Таруту, Шишацкий возглавил областной совет). Он и близкий к Ринату Ахметову лидер местного отделения Партии регионов Николай Левченко настаивают на мирном разрешении конфликта.
«СП»: — Олигарх и близкие к нему политики представляют точку зрения большинства жителей области?
— Во всяком случае, этот регион находится под контролем финансово-промышленных групп, которые представляют Тарута и Ахметов. Соответственно, последнее слово будет за ними и никаких штурмов они не допустят. Вообще, Тарута был компромиссной фигурой, когда решался вопрос о кадровых перестановках в донецкой администрации после победы Майдана. Не думаю, что он допустит кровопролития. Насколько я знаю, из местных «больших людей» на это никто не настроен.
Ахметов позавчера приходил к захваченному зданию администрации. Он не выражал поддержки людям, которые там сидят, но пообещал препятствовать штурму. До сих пор этого не произошло. И пока ничто не указывает на то, что такая атака возможна.
«СП»: — Политики в Киеве как ставленники олигархов не самостоятельны в своих действиях?
— Сейчас юго-восточные элиты активно торгуются с властями в Киеве. Поэтому я не верю, что силовой вариант реален.
«СП»: — Здание харьковской ОГА, тем не менее, зачищали таким образом… Про погибших не сообщается, но 70 активистов «антимайдана» уже сидят в камерах. Если этот сценарий повторится в других городах, но уже с человеческими жертвами, каким будет ответ России?
— Не думаю, что российское военное вторжение возможно. Потому что в отличие от Крыма, где присутствие вооруженных сил РФ было оговорено международными соглашениями, на Юго-Востоке ситуация немного иная. Появление российских военных будет означать нарушение международного права, чего в Крыму, повторяю, не было. Уходящий с поста председателя Донецкого облсовета Андрей Шишацкий сказал, что возможность отделения Юго-Востока от Украины появится только в случае внешнего вторжения. Между пророссийскими активистами, которые сегодня находятся в зданиях администраций регионов Юго-Востока и Киевом находится местная элита. Последняя же кровно заинтересована в том, чтобы смягчать требования как с одной, так и с другой стороны. Поэтому компромисс вполне возможен.
Насчет «усмирения Юго-Востока за 48 часов» это личные «хотелки» Авакова, заявил в разговоре с корреспондентом «СП» политолог Николай Сорокин.
— Министр внутренних дел блефует по вполне понятным причинам. Он не имеет политической санкции на применение силы от своих кураторов, которые находятся в американском посольстве в Киеве. Поскольку это обернется тем, что вместо десятитысячных манифестаций, которые сейчас имеют место на улицах Донецка и Харькова, в ближайшие выходные выйдут сотни тысяч человек.
В такой ситуации милиция перейдет на сторону тех, кто вышел на улицу. И все закончится не федерализацией, а объявлением полной независимости Юго-Востока. Дальше присоединятся Одесса, Запорожье, Херсонская и Николаевская области. Вот вам готовая Юго-Восточная Федерация.
«СП»: — Русское движение на Украине готово идти до конца, несмотря на возможное кровопролитие и жертвы. Или для того, чтобы избежать их Москве, как в случае с Крымом, следует сыграть на опережение?
— К крови, как показывает история, как правило, не готова ни одна из противоборствующих сторон. Трупы и кровь означают совершенно другое состояние общества. В особенности на Юго-Восточной Украине, которая привыкла к тишине и миру, взаимной благожелательности между людьми. Конечно, к такому сценарию до конца не готов никто. Но если спецслужбы Украины и Запад его инициируют, они встретят мощное противодействие. Пролитая кровь породит новую кровь. Это будет цепная реакция.
«СП»: — Как поведет себя Путин в такой ситуации?
— Не думаю, что российские власти сегодня готовы к тому, что на Западе принято называть интервенцией. Жители Юго-Востока должны сами сделать выбор, как жить дальше. Поэтому они должны сами попытаться дать первый отпор.
«СП»: — Представители российского МИД не исключают силового вмешательства со стороны России.
— Скажем так, Сергей Лавров предостерег киевские власти от попыток «усмирить» юго-восточные регионы репрессивными методами. Конечно, можно только догадываться, что наш дипломат вкладывал в эти слова. Но если речь пойдет о массовых убийствах, Россия просто не сможет не вмешаться. Владимир Путин стал единственным легитимным и всеми признанным (как оппозицией, так и провластно настроенными гражданами) лидером Большой России.
«СП»: — Если власть промолчит, то крымский триумф в общественном сознании будет дезавуирован? Как это часто бывает, от любви до ненависти — один шаг…
— Если на Украине начнутся массовые убийства русских, и наши власти не вмешаются, это, как минимум, вызовет неприятные вопросы у людей.
«СП»: — Нет опасности, что мы проигрываем борьбу на информационном поле Украины?
— Следует признать, что деятели Майдана сумели отсечь наших журналистов и отчасти прервать как прямую, так и обратную связь между Россией и Юго-Востоком.
«СП»: — Но ведь у наших СМИ есть соцсети, контакты активистов на местах, чтобы перестать ретранслировать «голос Майдана» о том, что русский протест идет на спад.
— Безусловно, но в основном наши медиа привыкли ориентироваться на официальные сообщения. В данном случае они распространяются украинскими телерадиовещательными, интернет компаниями и печатными СМИ. Причем, зачастую восприятие принимаемых данных не проходит через внутренний критический фильтр. Перепроверять информацию журналисты банально ленятся. Ну, разумеется, есть и откровенно ангажированные СМИ. Будучи хорошо осведомлен о происходящем, ответственно заявляю, что в Луганске ни одно из ранее занятых манифестантами административных зданий не перешло под контроль украинских спецслужб.
В Донецке аналогичная ситуация. В Харькове им удалось временно взять под контроль ОГА, это правда. Но ни в одном городе или регионе еще ничего не решено.
«СП»: — Почему российские власти не готовы сыграть на опережение как в Крыму или хотя бы «послать сигнал»?
— Уверяю вас, это делается. Сигналы посылаются.
За подтверждением информации о том, что в Луганск вошли бронетранспортеры, корреспондент «СП» обратился к главному редактору украинского издания «Полемика» Елене Привен.
— Лично наши корреспонденты БТР не видели. Но, как утверждают местные СМИ, бронетранспортеры в Луганске есть. Это не отрицается. Спецтехника пришла сюда из Днепропетровска. Власти утверждают, что не собираются пускать ее в ход и держат только на крайний случай. Но слухи о готовящемся штурме СБУ все время ходят. Этой ночью он не состоялся. Вроде бы, его перенесли на вечер. Но пока БТР просто стоят. Да и заметных акций тоже пока нет.
«СП»: — Жители Луганска верят в то, что киевские власти бросили на город машины БТР, чтобы попытаться разрешить противостояние «политическими методами»?
— До сих пор ни одни переговоры, кто бы их ни вел, не увенчались успехом.
«СП»: — Переговоры с целью поиска компромисса по политической повестке (федерализация, освобождение политзаключенных) или переговоры об условиях капитуляции?
— Понятно, что это больше похоже на ультиматум о сдаче. Судя по риторике Авакова, который говорит о «колорадских узорах» (так глава МВД назвал Георгиевские ленточки митингующих — прим. ред.), о компромиссе речи не идет. Власти, по-прежнему, разговаривают на языке вражды. 48 часов это срок исполнения ультматума, а дальше, видимо, будет зачистка. Подобная той, которая прошла накануне в харьковской обладминистрации.
«СП»: — Насколько высока вероятность кровопролития?
— Активисты, которые удерживают административные здания говорят, что сами они не планируют открывать огонь. И что они надеются, их услышат. Но если выстрелы будут, они ответят. Учитывая, что они вооружены, кровопролитие не исключено.
«СП»: — Как относятся к происходящему луганчане, которые пока не принимают участие в силовом противостоянии? Насколько велика социальная база поддержки протеста?
— Проезжающие машины сигналят в знак поддержки. Но пока люди не выходят из них и не присоединяются.
«СП»: — С чем это связано? Это следствие давления на пророссийские силы, люди просто опасаются пострадать в столкновениях с силовиками, за свою жизнь и здоровье близких?
— В Луганске несколько иная политическая культура и традиции. Многие привыкли приспосабливаться. Запретили, допустим, смотреть фильмы на русском языке, люди покупают «домашние кинотеатры». Кто не может себе этого позволить, смотрят в Интернете, а кто-то поставил спутниковую тарелку. В течение многих лет люди приспосабливались, привыкали жить в этой реальности. Хотя в 1990е годы протестные волны по Украине распространялись от нас. Когда шахтерам не платили зарплату, они шли в Киев. Если произойдет резкое понижение уровня жизни (что уже ощущается) это может стать мотивирующим фактором.
«СП»: — Крымчане почувствовали силу, когда получили не словесную, а реальную поддержку со стороны России. Может ли этот сценарий повториться в Луганской области?
— Конечно, это важно, но в течение всех лет независимости особой поддержки со стороны России не было. Я это знаю по себе, когда приезжала в Москву для участия в общероссийском конкурсе. Есть люди, которые ожидают военной поддержки, но только в случае начала массовых репрессий и кровопролития.
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Почуев