События на Юго-Востоке показывают неспособность киевской хунты усмирить «сепаратистов». Мало того, часть военных «разворачивают пушки» в сторону Киева. Утром 16 апреля в Краматорске экипажи шести БТР перешли на сторону ополченцев. По сообщению «Первого канала», военнослужащие колонны из четырёх БМД, артиллерийской установки и машины связи, остановленной на улице Славянска, сейчас решают, согласиться ли им на «просьбу» местных жителей перейти на сторону восставшего Донбасса.
По всему видно, что спецоперации, в классическом смысле этого слова, самозваные украинские власти провести не могут или не хотят. Просто изображается некоторая активность. Военная техника перемещается по украинским дорогам, скапливается возле вышедших из подчинения киевским властям донецких городов, а потом исчезает в неизвестном направлении.
Интригующее заявление сделал «Интерфаксу» и.о. главы фракции «Батькивщины» Сергей Соболев. Дескать, украинские военные подняли российский флаг, чтобы втереться в доверие к «сепаратистам». Типа, военная хитрость.
Однако возникает вопрос: а что же господин Соболев раньше времени рассекретил столь хитроумный план?
Между тем, в Донецке начали всерьёз готовиться к референдуму и объявили о создании областного Центризбиркома.
Противоречивая информация поступает из Одессы. Активисты «антимайдана» сообщили о создании Одесской народной республики, на территории которой власть принадлежит исключительно проживающему в ней народу. Позднее поступили опровержения от более умеренной части активистов, выступающих за федерализацию Украины, но не за отделение от неё.
В любом случае налицо факт: в Киеве всё меньше контролируют ситуацию на Юго-Востоке страны, да и не только на нём.
Мы расспросили местных жителей в Славянске и Краматорске о том, какова сейчас обстановка в их городах. Они по-прежнему просят не называть их фамилий.
— За зданием исполкома выстроились шесть БТР, — рассказывает жительница Славянска Ирина. — На них виден российский флаг и флаги донбасского ополчения. Солдаты не подпускают никого к технике. Говорят, что они из разных украинских городов: Донецка, Харькова, Днепропетровска. Людей в данный момент на площади около полутысячи. Подходят-уходят. Когда пришла бронетехника под российским флагом люди скандировали: «Молодцы!», «Ура!», «Донбасс!».
Пока в городе спокойно, работают магазины. Город по-прежнему окружён частями украинской армии, подходят новые части военных из так называемой национальной гвардии. Её составляют бойцы из Винницкой, Запорожской, Днепропетровской областей. Чем-то им Славянск приглянулся, хотят проверить свою силу на нас. Ждём, что дальше, над городом то и дело пролетают военные самолёты.
Что касается Краматорска, поступает очень противоречивая информация. Много «дезы». Нам то и дело сообщают, что город взят, ополченцы отступили. А потом выясняется, что всё это неправда.
— Утром с двух сторон в город въезжали БТР и другая техника, — рассказывает Евгений из Краматорска. — Люди перекрыли дорогу. Те военные машины, которые были остановлены, постояли и уехали. А другая колонна сразу перешла на сторону народа. Это и были те самые шесть БТР, о которых сегодня много говорят в новостях.
Сейчас вся военная техника уехала. На блокпостах всё спокойно.
«СП»: — Как настроены горожане?
— Жители в основном настроены миролюбиво. Я не слышал ругательств в отношении «западенцев». В отличие от тех, кто на Майдане кричит: «Смерть врагам!», у нас никто не настроен убивать своих сограждан. Люди просто хотят, чтобы к нам не совался ни «Правый сектор», ни украинские военные.
«СП»: — Чего бы хотели люди в Краматорске?
— Большинство хочет, чтобы Донбасс получил автономный статус, и в области оставалось больше налогов. Чтобы у местной власти было больше прав, и никто нам не навязывал, на каком языке говорить.
Долго ли ещё продержится самозваная киевская власть, столь явно демонстрирующая свою некомпетентность?
— Пока власть в Киеве сохраняет частичный контроль над страной, — говорит заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин. — События на Юго-Востоке вызывают негативную реакцию у большинства жителей Западной и Центральной Украины. Власть этим пользуется.
Но с другой стороны, и на Западе страны всё больше тех, кто отрицательно относится к киевской власти. Она, если посмотреть глазами сторонников унитарной Украины, действует крайне неэффективно и непоследовательно. Не может ни спецоперации толком провести, ни решить проблему при помощи переговоров. Последнее, кстати говоря, было бы оптимальным для майдановской власти. Но если уж они подают себя, как сторонники силового усмирения Востока, то нужно проводить спецоперацию. Но видно, что пока они и этого не могут сделать.
Недаром в Киеве были попытки поговорить с Турчиновым на повышенных тонах со стороны радикальных националистов.
«СП»: — Нам давно уже рассказывали о том, что члены «Правого сектора» готовы своими силами усмирить мятежный Донбасс. Однако до сих пор ни одного случая, когда радикалы бы ввязались в полномасштабный бой, не было. Почему?
— Одно дело бегать по Майдану и швырять «коктейли Молотова» в безоружных сотрудников «Беркута». Другое дело — участвовать в настоящих боевых операциях. Не думаю, что в том же «Правом секторе» очень много желающих идти на смерть за киевскую власть. Возможно, есть несколько сот человек, готовых присоединиться к регулярным армейским частям или внутренним войскам. Однако без профессиональных военных националисты не смогут подавить масштабные народные выступления.
Режим Турчинова-Яценюка перебрасывает в Донбасс воинские части, состоящие в основном из выходцев из западных областей Украины. Это по-своему логично, но с другой стороны, ещё больше раскалывает Украину. В частности, может произойти раскол армии всё по тому же региональному признаку.
Велика, кстати, вероятность, что воинские части, агитируемые местным населением, массово откажутся воевать или перейдут на сторону восставшего народа, как это уже не раз было в истории.
Однако важно ещё и то, насколько расширится география протеста. Пока мы видим, что в основном за федерализацию выступают Донецк и Луганск. В Харькове протест в целом удалось подавить. Если за федерализацию выступят лишь две области, это будет выглядеть, как «донецкие» против всей остальной Украины. Противостояния Запада и Востока Украины не получится.
«СП»: — Довольно активно выступают за федерализацию и в Одессе.
— Да, но там, население разделилось примерно пополам. Одна часть — за прозападный курс нынешней власти, другая — против. Тут уже вопрос, какая из сторон будет более организованна и активна.
«СП»: — Есть ли ещё шансы у нынешней власти сохранить унитарную Украину?
— На мой взгляд, нет. Даже военное подавление выступлений в Донецке не решит вопрос. Важно ещё, за кого выступит региональная элита. Тот же олигарх Ахметов, влиятельные бизнесмены близкие некогда к Януковичу, как мне кажется, стали склоняться к мысли, что федерализация для них очень удобна, так как позволит балансировать между Киевом и Москвой, отстаивая свои интересы. На 16 апреля, кстати, был намечен съезд донецкой ячейки Партии регионов во главе с Ахметовым. Многое будет зависеть от того, какое будет принято решение. Сохранят ли они лояльность Киеву или возьмут курс на референдум, возможно даже с вопросом об отделении от Украины.
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Почуев