Украина теряет последние остатки стабильной жизни. На Юго-Востоке противостояние между новыми киевскими властями и местными жителями всё ближе к «горячей» войне. В четверг в Мариуполе были обстреляны мирные люди. На фоне нежелания регулярных сил украинской армии и милиции воевать, Киев активно привлекает различные незаконные формирования.
Назначенный губернатором Днепропетровской области олигарх Игорь Коломойский уже открыто пообещал вознаграждение за убийство народных ополченцев Юго-Востока. За голову ополченца обещают награду в 10 тысяч долларов, за каждый отобранный автомат - тысячу долларов, полторы тысячи — за пулемет. За освобождение административного здания олигарх готов раскошелиться на 200 тысяч. На Украине уже появились большие билборды с символикой принадлежащего Коломойскому «Приватбанка» и надписями «10000$ за москаля». Подобное вознаграждение стали обещать своим солдатам и некоторые украинские офицеры. Видимо, теперь финансирование вооруженных сил взял на себя олигарх.
Несмотря на крайне напряженное положение, новая власть все настойчивее говорит о президентских выборах, которые намечены на — 25 мая. Нынешнее «гуляй-поле» будет легитимизировано.
Как рассказал «СП» донецкий журналист Андрей Пургин, для подавления народных возмущений Киев уже не гнушается никакими методами:
— В Донецкой области увеличилось количество военной техники. Прибыла нацгвардия, состоящая из украинских националистов. Поэтому мы ожидаем более активных столкновений. Силовики получили толчок к действиям от Коломойского и Таруты, все силы брошены на подавление народного протеста. Олигархи нагнетают обстановку, разжигают гражданскую войну. Они открыто противопоставляют одних людей другим. Иначе нельзя расценить назначение вознаграждений за убийства граждан других политических взглядов.
«СП»: — Как настроены люди в Донбассе?
— Люди настроены на то, чтобы держать оборону. В Мариуполе были столкновения, около 30 человек ранено. Нацгвардия открыто из пулемета стреляла по толпе, по женщинам. Группировки националистов вооружены, а у нас оружия практически нет.
«СП»: — Как себя ведет в этой ситуации регулярная армия?
— Достаточно плохо. К нам переброшены части из западных областей страны. Западенцы в четверг в Белозерске захватили около 30 мирных жителей, чтобы обменять их на захваченных военных. Они держали людей в степи раздетых, простреливали их телефоны. И это делала регулярная армия. У нее есть один характерный момент: военнослужащие разговаривают только на украинском языке.
«СП»: — Какова общая обстановка в области?
— Сложная. Безоружных людей запугивают, на них нападают вооруженные группы. Хотя криминальная обстановка спокойная. Из-за обнищания увеличилось количество квартирных краж, но другие показатели уменьшились из-за наличия патрулей.
Что касается перешедших на сторону народа военных и милиционеров, то они вряд ли готовы к активным действиям. Сегодня против людей работает весь бюрократический аппарат. Он уверен в своей безнаказанности, надеется на прикрытие со стороны Запада. Сейчас просто за деньги ищут людей для проведения силовых операций.
Командир народного ополчения Донбасса Мирослав Руденко поделился с «СП» своей информацией о происходящем в Донецкой области:
— В самом Донецке обстановка спокойная, совет Донецкой Республики продолжает свою работу. Под Славянском были столкновения. В Мариуполе вчера были облавы на наших активистов после провокаций нацгвардии. Начались репрессии.
«СП»: — Какими силами осуществляются репрессии?
— В Мариуполе использовали армию, нацгвардию и боевиков «Правого сектора». Они проводят точечные акции, по одному отлавливают наших активистов. Есть данные, что в этом задействована СБУ.
«СП»: — Есть сведения, что в Донбасс переброшены военные из западных областей.
— Да, они присутствуют. Берут заложников, избивают журналистов и простых людей. В охране аэродрома Краматорска участвуют военные из западных областей, говорят с западно-украинским говором. Днепропетровские десантники перешли на сторону народа, они не захотели стрелять в своих братьев. Военные же из западных областей проникнуты русофобской идеологией, которая насаждалась им веками — поляками, австрийцами, во время Великой Отечественной войны. Они готовы стрелять по безоружным людям. В Мариуполе в людей стреляли боевики в черной форме «Правого сектора», они показали себя как совершенно безбашенные.
«СП»: — Готовы ли боевики «Правого сектора» участвовать в военных действиях?
— Пока мы их видели только в качестве карателей. Они полностью переняли тактику бандеровцев, которые во время войны воевали с учителями, сельскими активистами, убивали по ночам безоружных людей. Сейчас «Правый сектор» расстреливает мирных граждан. Поэтому сложно говорить о каких-то договоренностях с ними. В четверг состоялась встреча в Женеве, там договорились о том, чтобы освободить все захваченные здания. Но мы пока не видим способов реализовать это решение. Пока идет агрессия, у нас один путь — стоять до конца и сражаться.
«СП»: — Какова обстановка в городах области?
— В Краматорске всё спокойно. В Славянске были бои. В Донецке всё спокойно. В целом по области новые города продолжают переходить под власть народа.
«СП»: — Готовы ли действовать милиционеры и военнослужащие, которые перешли на сторону народа?
— Я думаю, что кто-то из них станет рядом с народными ополченцами. Но большинство из них желают вернуться к своим семьям. В ближайшее время они не возьмут оружие ни на чьей стороне.
По сообщению харьковского журналиста Андрея Дмитриева, ситуация накаляется и в его городе:
— В четверг, во время переговоров в Женеве, состоялась акция у российского консульства. Так как Юго-Восток не был представлен на встрече, то единственно, кого мы могли поддерживать, это представителя России. Люди скандировали «Лавров! Россия!».
Сейчас мы следим за судом над захваченными в здании обладминистрации активистами. Только что суд рассмотрел 57 апелляционных жалоб, 16 ребятам изменили меру пресечения на домашний арест.
«СП»: — Готовятся ли люди к более активным действиям?
— Есть информация, что большинство наиболее решительно настроенных активистов сейчас переехали в Донбасс, считая себя там нужнее. У горожан были переговоры с мэром Харькова Кернесом. Их итоги весьма размыты. Единственное, что Кернес пообещал, так это помочь арестованным активистам.
«СП»: — Изменил ли ситуацию призыв Коломойского?
— В городе стали появляться какие-то непонятные блокпосты. В частности, в городском парке. Там обосновались националисты. Но этот блокпост сожгли. Так что противостояние усиливается.
«СП»: — Готовятся ли люди прийти на выборы 25 мая?
— Большинство харьковчан не признают новые киевские власти, поэтому к выборам относятся скептически. Но в минувшее воскресенье у нас был большой митинг, собралось свыше 10 тысяч человек. Там выступал один из кандидатов в президенты Олег Царев. Его некоторые воспринимают как лидера. Но больше как лидера Юго-Востока, а не как возможного кандидата на пост президента всей Украины. Люди понимают, что это просто нереально, особенно после избиения Царева. Понятно, что он не может приехать агитировать за себя во Львов или Тернополь. Да и сам Царев на недавней пресс-конференции заявил, что будет координировать именно силы Юго-Востока.
Неспокойно и в других регионах Новороссии. Об этом «СП» рассказал депутат Одесского областного совета Алексей Албу:
— Акции протеста в Одессе и соседних городах продолжаются. Люди продолжают выходить на площади. Практически сняты противоречия между разными протестующими группами. Граждане видят, что в Донецкой, Харьковской, Луганской областях сопротивление перешло в более активную фазу. Все смотрят на Восток страны. Но в Одессе пока нет организующей силы, которая бы могла поднять восстание. Все акции носят мирный характер. Если не считать, конечно, провокаций, организованных сторонниками Майдана.
Сейчас в Одессе военкоматы объявили призыв в армию. Но подавляющее большинство не хочет воевать, от призыва уклоняются. Призыв проходит с нарушением законодательства. По правилам, за призванным должно сохраниться рабочее место. А людей увольняют задним числом, фактически выкидывают их на улицы. В казармах люди спят на полу, нет даже матрацев. Нет обмундирования. Людям выдают только какие-то военные куртки, а так они одеты в обычную одежду, в кроссовки.
Но главное, что с призывниками творится что-то странное. Многие после сборного пункта вскоре отправляются в военные госпитали и психиатрические лечебницы. Есть информация, которую пока нельзя подтвердить, что новобранцев активно спаивают, а в водку подмешивают какие-то наркотические вещества. Просто странно, что еще недавно абсолютно здоровые люди вдруг оказываются с серьезными психическими заболеваниями. Видимо, это результат действий армейского начальства, которое хочет убедить солдат в необходимости воевать.
«СП»: — Готовы ли люди идти на выборы 25 мая?
— Все в регионе активно следят за ходом предвыборных баталий, но сами выборы всерьез не воспринимают. Многие считают, что голосование не имеет никакого смысла до проведения референдума о статусе области.
Фото: ИТАР-ТАСС/EPA