Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
23 апреля 2014 16:18

Горючие слезы экономики

Нашу страну ждет новая волна повышения цен на автомобильное топливо

4168

Минфин предлагает резко увеличить акцизы: на качественный бензин 5-го класса на 14,3%, на Евро-3 и Евро-4 — еще больше. Хотя поднять их планируется лишь с 2017 года, эта мера воспринимается как отмашка властей: с этого сегмента можно брать больше сборов в бюджет. Тем более, еще в июле прошлого года Дмитрий Медведев заявлял, что в 2014 году бензин подорожает где-то на 14% благодаря налоговому маневру, без учета роста цен на нефть.

С начала этого года резкого подорожания не было, однако впереди летний сезон, и есть основания полагать, что основания для изменения АЗС найдутся, включая искусственный дефицит и другие, пусть даже надуманные, поводы. Ведь, похоже, поставщики автомобильного топлива подтягиваются к среднему европейскому стандарту — 1,5 евро за литр, забывая, что в ЕС огромную долю в цене топлива занимают налоги, которые у нас гораздо меньше. При этом импортирующую нефть Америку мы по ценам на бензин уже давно догнали.

— Сегодня, в связи с включением в состав России двух новых регионов, раздаются голоса, что много бензина уйдет на Крымский полуостров, где к тому же, пока на автомобильное топливо действуют довольно высокие цены. И это якобы может вызвать дефицит и последующее переписывание ценников на АЗС вверх по всей России. Но это такая попытка подвести базу под желаемый рост цен, его объяснение народу. Потому что, с экономической точки зрения, нет никаких оснований ожидать в этом году дефицита. Во-первых, сама Россия экспортирует сегодня гораздо большие объемы, чем составляет внутреннее потребление Крыма и Севастополя вместе взятых. Во-вторых, освободились огромные объемы бензина, который Республика Беларусь ранее поставляла на Украину, а теперь поставлять не будет. Так что, с точки зрения баланса спроса и предложения, на внутрироссийском рынке, включая присоединенные в этом году новые субъекты Федерации, появляются объективные основания для некоторого снижения цен, однако рассчитывать на это не стоит. Деятели рынка подешевления топлива не допустят, — разъясняет заместитель начальника отдела анализа и маркетинга информцентра ИАЦ «КОРТЕС» по российскому рынку бензина Александр Шкурин.

«СП»: — А есть сегодня факторы, разгоняющие цены вверх?

— По мнению аналитиков нашей компании, в ближайшее время стоит ожидать повышения розничных цен на автомобильный бензин. Причин тому несколько.

Во-первых, это макроэкономические факторы: подросшие цены на нефть и снижение курса рубля по отношению к доллару. Это означает, что сырье для нефтеперегонных заводов существенно подорожало в рублевом выражении, и, конечно, эти возросшие расходы НПЗ постараются переложить в отпускную цену.

Кроме того, в январе акцизы на бензин 4 класса поднялись на 11%, а на 5 класс — на 12,2%. По расчетам наших экспертов, рост акциза на 500 рублей с тонны бензина приводит к росту розничных цен на 2%. Так же и снижение курса рубля должно добавить несколько процентов в рост.

И госрегуляторы им это, видимо, позволят. В последние два года ФАС принимает обоснования нефтяных компаний в виде ссылок на цену «нетбэк», а также зарубежные биржевые и не биржевые котировки. Цена «нетбэк» означает такой ценовой уровень на нашем внутреннем рынке, при котором при поставке бензина за рубеж, топливо сравняется в цене с зарубежным.

Сегодня в Европе ценники на бензин очень сильно привязаны к текущей стоимости нефти, да и фактически начинающийся там летний сезон, несомненно, повлияет на их рост. Стоимость бензина марки Brent сегодня также колеблется на уровне 110−112 долларов за баррель, что достаточно высоко. Так что наши нефтяники смогут обосновать перед ФАС некоторый рост цен.

Но при этом надо иметь в виду, что антимонопольное ведомство штрафует за резкий рост цен именно на розничном рынке. Если на оптовом рынке был заметен значительный всплеск после повышения акцизов с января этого года, то на розничном он рост более плавный. Фактически рост акцизов там начали отыгрывать еще до их повышения, далее в этом году средний по стране рост цен на АЗС был чуть выше реальной инфляции. При том, что в первом квартале официальная инфляция была заметно выше прогнозного уровня, а ее реальные темпы, безусловно, были еще выше.

Я не возьмусь назвать точные цифры стоимости бензина в разгар сезона, ведь на нефтяном рынке могут быть неожиданные скачки, особенно с учетом геополитических факторов, но, скорее всего, ценники на АЗС продолжат расти с некоторым опережением реальной инфляции, может быть на несколько процентных пунктов быстрее, чем она.

Что касается роста акцизов с 2017 года, то пока он еще не включен в Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс, а потому с ними может произойти что угодно. Этого повышения может не быть, или оно будет гораздо меньше. Многое зависит от прогнозов общего уровня нефтяных цен.

О грядущем росте цен говорит аналитик по нефти и газу «Райффайзен Банк» Андрей Полищук:

— Без учета колебаний стоимости сырой нефти на мировом рынке, только благодаря росту акцизов и изменению системы налогообложения нефтяников подорожание должно составить более 10%. Налоговый маневр состоит в принятом правительством решении снизить в этом году экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, а взамен существенно увеличить ставку налога на добычу полезных ископаемых. На формирование рублевого размера ставки НДПИ существенное влияние оказывает и курс доллара. Производители нефти и нефтепродуктов уже предупреждали еще несколько месяцев назад, что постараются собрать с населения доходы, выпадающие вследствие «налогового маневра». В противном случае им придется урезать инвестиционные программы в разведку и добычу «черного золота». Кроме того, и сама нефть несколько подорожала. Все эти факторы будут переложены на потребителя, отмечает эксперт.

Что касается роста акцизов с 2017 года, то эта мера призвана компенсировать бюджету выпадение повышенных налогов с нефтеперерабатывающих предприятий за выпуск бензина ниже 5 класса, которые вводились с целью заставить НПЗ вложить деньги в обновление собственного производства. Ожидается, что к 2016 году все заводы в России перейдут на новые стандарты качества, и потому сбор налогов с них уменьшится. Правительство же стремится собрать деньги в казну не мытьем, так катаньем.

Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Коротаев

Последние новости
Цитаты
Игорь Николаев

Экономист

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня