В воскресение вечером завершилось голосование на т.н. «президентских выборах» на Украине. Как и предсказывали многие аналитики, победу в предвыборной гонке, скорее всего, одержит «шоколадный король» Петр Порошенко. Причем, обойдется одним туром. Об этом свидетельствуют данные опросов граждан Украины на выходе с избирательных участков (exit polls). Согласно данным международной исследовательской группы TNS, тройка лидеров выглядит так: Петр Порошенко — 57,3%, Юлия Тимошенко — 12,4%, Олег Ляшко — 8,7%. Далее следуют бывший министр обороны Анатолий Гриценко — 6,3%, за ним Сергей Тигипко, который набрал 2,1% голосов избирателей.
Вопреки ожиданиям, проигравшая очередную схватку за высший пост Юлия Тимошенко не спешит устраивать своему обидчику «майданную вендетту». СМИ цитируют депутата Госдумы Дмитрия Гудкова, который побывал на брифинге с участием экс-премьера Украины. По его словам она «признает результаты и называет выборы честными и свободными». «Выборы завершены. Их не удалось сорвать. Наша взяла. Защищаем результат!», — демонстрирует неумеренный восторг в своем аккаунте в Facebook глава МВД Арсен Аваков. В свою очередь, победитель Петр Порошенко поспешил заявить, что «первая президентская поездка будет в Донбасс».
Однако захотят ли жители новообразованной Федерации Новроссии принять незваного гостя — большой вопрос. Как и следовало ожидать, линия раскола Украины пролегла не только на территориях, где продолжаются боевые столкновения киевских силовиков с ополченцами Юго-Востока. Она нашла отражение и в электоральной географии. По данным на 17:00 мск самая высокая явка избирателей была зарегистрирована на Западе — в Ровенской области (50,51% избирателей), а самая низкая на «линии фронта» гражданской войны — в Донецкой области (9,11%). Соответственно, центр — Киев выдал «среднеарифметические» 31,13%. Впрочем, по майданному законодательству выборы считаются состоявшимися, если в стране был открыт хотя бы один избирательный участок.
Руководствуясь этим абсурдным положением, отстраненный от власти губернатор бывшей Донецкой области (по итогам референдума от 11 мая преобразованной в Донецкую народную республику) Сергей Тарута заявил, что «выборы в области состоялись». Хотя по данным украинской ЦИК, на территории ДНР работали лишь 7 из 22 избирательных округов. В частности, в осажденном Славянске, Донецке и Луганске голосования не было вообще. Как сообщил председатель ЦИК Михаил Охендовский, в Луганской области выборы проходили только в двух из 12 округов.
Другие представители Донецкой обладминистрации (низложенной после формирования органов власти ДНР) были более откровенны, признав, что выборы как минимум в 23 городах Донецкой области можно считать несостоявшимися. Это подтверждают очевидцы, по свидетельству которых урны для голосования на донецких улицах использовали в качестве корзин для мусора.
Украинские праворадикалы в день выборов предприняли ряд карательных рейдов по территории Луганской области. Как сообщил в пресс-службе Луганской народной республики, боевики из батальона Нацгвардии «Днепр» в Новоайдаре расстреляли членов местной УИК за отказ открыть участок.
Главным событием «дня выборов» в Донецке стал многотысячный митинг, по завершении которого участники двинулись к резиденции «серого кардинала» Донбасса, олигарха Рината Ахметова, который накануне покинул Донбасс.
Под лозунгами «Рината вон!», «Экскурсию» и «Ахметов — враг народа» ополченцы заняли здание. Как стало известно позже, силы военной комендатуры Донецка будут охранять резиденцию Рината Ахметова до окончания переговоров между правительством ДНР и поверенными бизнесмена. Напомним, незадолго до этого бизнесмен, контролирующий львиную долю донецких активов, призвал рабочих своих предприятий выйти на забастовку и подчеркнул, что он не признает провозглашения независимости ДНР. Представители администрации республики заявили, что готовы возобновить диалог с крупным собственником, если он признает новые власти и начнет своевременно выплачивать налоги не в Киев, а в республиканский бюджет. Как объявил на митинге премьер-министр Донецкой народной республики Александр Бородай, если Ахметов не захочет считаться с проявленной на референдуме волей донецкого народа, его собственность может быть национализирована.
Главный редактор «СП» писатель Сергей Шаргунов, который сейчас находится в Донбассе, рассказал об обстановке в Новороссии.
— В самом Донецке выборы не состоялись. Я объехал весь город, посещал участки, которые были открыты 11 мая в день проведения референдума. Все они оказались закрыты. Разговаривал с обычными людьми, которые мне говорили, что у них нет никакого желания принимать участие в этом мероприятии.
«СП»: — По данным ЦИК Украины несколько участков на территории ДНР все же открылись. И на них пришли около 9% от списочного состава местных избирателей.
— Не исключено, что на каких-то территориях самой области, где присутствуют киевские силовики, было попытка организовать голосование. Что касается Донецка, то по моим данным, в городе был открыт один участок. Но проработал он не более 15 минут, после чего был закрыт. Главное городское событие, которое состоялось 25 мая, это огромный многотысячный митинг. Люди скандировали «Россия!».
«СП»: — Как сообщают СМИ, донецкие ополченцы получили подкрепление в лице добровольцев из батальона «Восток», которые прибыли в город и сразу направились к митингующим.
— Наверное, стоит конкретизировать, что батальон не имеет отношения к известному чеченскому подразделению. Хотя в батальоне «Восток» -Донбасс" в небольшом количестве присутствуют осетины и чеченцы. Наряду с ними есть добровольцы одесситы, харьковчане, москвичи. Но абсолютное большинство ополченцев — это местные. Прибывшие на БТРе и грузовиках вооруженные ополченцы приняли участие в импровизированном параде. Добрая половина площади бросилась к ним, люди протягивали руки, плакали, кричали «Молодцы!». В конце парада из всех автоматов был дан залп в воздух в память о погибших. Между тем, ситуация складывается непростая.
Город окружен кольцом, сюда уже заброшены снайперы, стягивается все больше силовиков. Все ждут, что после выборов может начаться полномасштабная война. Многие обсуждают историю, связанную с последствиями референдума о независимости. В одном из поселков недалеко от Донецка была убита женщина, которая была председателем избирательной комиссии в ходе того плебисцита и активисткой движения сопротивления Донбасса, а также ее сын. Здесь полагают, что ее убийство стало местью.
Заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько выразил убеждение, что в реальности Петр Порошенко не обладает таким уровнем поддержки, который фигурирует в данных exit-polls.
— Просто с точки зрения заокеанских спонсоров киевского режима гораздо проще и дешевле провести выборы в один тур. К тому же Порошенко придумали имидж человека, который якобы объединяет всех граждан страны. Это очень красивая легенда - страна «в едином порыве» выбирает его на высший пост в первом же туре. Обратите внимание, в подавляющем большинстве предвыборных соцопросов ему «нарисовали» примерно такую же цифру. Судя по дутым рейтингам Порошенко, исход голосования был предопределен. На самом деле и с явкой, и с поддержкой «без пяти минут победителя» дела обстоят не так радужно, как нас пытаются уверить дикторы и ведущие украинского «5 канала», который принадлежит этому олигарху.
«СП»: — Как можно прокомментировать слова Таруты, который объявил о том, что «выборы в Донецкой области состоялись»?
— Это звучит смешно, особенно, если учитывать, что все последние дни в этом регионе идут боевые действия. Представители хунты на этот случай подстраховались и приняли поправки в законодательство, которые позволяют признавать выборы в регионе (и стране в целом), если был открыт хотя бы один участок. Тарута рассуждает так — раз несколько округов из 22 открыты, значит выборы можно считать состоявшимися. Таков замысел США — как можно быстрее привести Порошенко к власти посредством выборов, которые назначила власть, совершившая государственный переворот. То есть по самому своему генезису эти выборы были нелегитимны. Даже если бы они проводились в идеальных условиях, чего, как мы знаем, и близко не было.
«СП»: — Таким образом, Виктор Янукович по конституции до марта следующего года остается действующим президентом?
— Именно так. Не только по Конституции, это вытекает из текста соглашения от 23 февраля, заключенного при участии международных посредников (в этом случае срок полномочий Януковича истекает только в декабре). Более того, это вытекает из логики событий — в контексте боевых столкновений в рамках АТО, бойни в Одессе говорить о полноценных демократических выборах не приходится.
«СП»: — Можно ли предсказать алгоритм действий Порошенко, которого Запад назначил «легитимным» правителем Украины?
— В краткосрочной перспективе он неизбежно начнет перекраивать под себя политическое поле. Существующие финансово-промышленные группы и олигархи (Коломойский, Ахметов и другие) либо будут с ним договариваться, либо будут вести против него войну. Могут представлять некоторую проблему для Порошенко и соперники по президентским выборам.
«СП»: — Вы имеете в виду Юлию Тимошенко, которая уже обещала собрать «третий Майдан» в случае своего поражения?
— Она способна устроить проблемы Порошенко, но одолеть его она уже не способна. Поэтому в данной ситуации Тимошенко, скорее всего, будет торговаться.
«СП»: — Речь идет о сохранении в новом кабинете известных фигур из старой майданной команды, в частности, Турчинова, Авакова и Яценюка?
— Яценюк на первое время точно останется. Потому что премьер-министра по новой-старой версии Конституции достаточно сложно отправить в отставку. А что касается Турчинова, то он, вероятно, сохранит под собой кресло спикера парламента.
«СП»: — Следует ли ожидать, что новый «легитимный» президент, вдохновленный своим статусом и признанием со стороны Запада, начнет с удвоенной силой «зачищать» Юго-Восток Украины или возможности центра на пределе?
— Киев будет пытаться извлечь максимум дивидендов из ситуации, чтобы получить необходимые для подавления этих регионов ресурсы у Запада. Сказать, что майданные власти действуют на пределе нельзя. В конце концов, они могут начать использовать те же системы залпового огня. Тем более, что Запад дал Порошенко карт-бланш. На самом деле, что ему скажут западные покровители, то он и будет делать. Если потребуется использовать установки залпового огня, он их будет использовать. Благо выборы позади. Складывается такое впечатление, что максимальное кровопролитие на Юго-Востоке — это заказ США. В этом плане Порошенко столь же зависим от Вашингтона, как Турчинов или Яценюк. Кто ему разрешит сменить тактику?!
«СП»: — Как отреагирует на результаты «всеукраинского волеизъявления» Москва?
— Владимир Путин уже дал понять, что признание новых властей со стороны России будет зависеть от того, предпримет ли новый президент шаги, направленные на деэскалацию конфликта. Вот почему я предполагаю, что Москва будет реагировать на новую ситуацию очень осторожно, прагматично и рационально. Естественно, она будет поддерживать Юго-Восток. Хотя, возможно, не теми методами, на которые рассчитывают лидеры ДНР, а точнее уже Федеративной республики Новороссия. Но вступать в технический контакт с Киевом в любом случае придется. Хотя бы для того, чтобы получить деньги за газ. Но это еще не означает признания.
Происходящее на Украине не имеет никакого отношения к настоящим выборам, считает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
— Никто не проводит выборы в условиях гражданской войны. В такой ситуации трудно рассчитывать на их честность, прозрачность и легитимность. Когда страна разделена на враждующие части, которые воюют друг с другом, очевидно, что они будут всячески препятствовать победить кандидатам из противоположного лагеря. А Новороссия и вовсе отказалась принимать участие в этом фарсе.
«СП»: — Чем это может закончиться?
— Тем же, с чего началось. То есть с попрания закона. США уже заявили, что победитель этих выборов все равно будет легитимен. Более того, они недвусмысленно обозначили, кого хотят видеть в этом качестве. Речь идет о Петре Порошенко, которого назовут президентом, даже если за него в реальности проголосует один человек.
«СП»: — Нет ли у вас ощущения, что это голосование раскалывает страну? Учитывая, что как минимум в двух областях голосование не состоялось, а жители других областей Юго-Востока едва ли смогут воспринимать в качестве своего президента олигарха, спонсировавшего Майдан.
— На самом деле страна уже была расколота до этого. Ее расколол государственный переворот, который не признала добрая половина страны. Понятно, что голосование, которым пытаются легитимизировать результаты государственного переворота, не способствует ее объединению. Да, это очередной шаг в сторону углубления раскола, но он не первый и даже не самый главный. Даже если бы выборы были отменены, а боевые действия на Юго-Востоке не прекратились, раскол страны все равно продолжался бы.
«СП»: — Стоит ли ожидать ужесточения карательной операции на Юго-Востоке после того, как станет известен победитель?
— Любая гражданская война идет по одному и тому же сценарию. Вначале люди только пугают друг друга оружием, потом начинаются вялые перестрелки. Затем количество убитых нарастает, причем лавинообразно. Думаю, мы находимся на том этапе, когда война готова накрыть всю страну, вне зависимости от того, какой кандидат победит. Дело не в том, что Порошенко ужесточит т.н. «антитеррористическую операцию», поскольку он будет обладать большей легитимность в глазах Запада по сравнению с командной Турчинова-Яценюка. Это логика гражданской войны.
Из досье «СП»
Напомним, в избирательный бюллетень были внесены фамилии 21 кандидата. При этом принимали участие в гонке только 17 человек. Это объясняется тем, что отказаться от участия в выборах можно было только до 2 мая. Этим правом воспользовались депутат Верховной рады Олег Царев и лидер партии «Украина — Вперед!» Наталия Королевская. Они пошли на это в знак протеста против кровопролития и убийства мирных граждан на Юго-Востоке страны. После 1 мая от участия в выборах отказались еще несколько кандидатов, в числе которых председатель Компартии Украины Петр Симоненко. Но согласно выборной процедуре, их фамилии остались в избирательном бюллетене.
Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Никитин