Пока всё внимание общественности в России приковано к трагедии гражданской войны на Украине, следственные органы у нас в стране продолжают репрессии против оппозиции. В мае этого года длинный список фигурантов «Болотного дела» пополнился двумя фамилиями: Дмитрия Ишевского и Полины Стронгиной. А 3 июня к ним добавился правозащитник Олег Мельников, недавно вернувшийся из осажденного Славянска, где он помогал людям в качестве добровольца.
После событий на Болотной многие были возмущены ходом расследования. В тюрьму были брошены студенты, вузовские преподаватели, правозащитники и обычные рабочие. Каждому из них в вину вменяли или брошенный в цепочку ОМОНа фрукт, или выхваченную дубинку, или просто само пребывание на площади 6 мая. После начала массовых беспорядков на Украине общественное мнение несколько изменилось: некоторые стали думать, что чуть ли не любое уличное проявление гражданской активности может обернуться госпереворотом и гражданской войной.
Но позиция многих заключенных по политическим делам опровергает этот тезис. К примеру, Леонид Развозжаев и Сергей Удальцов ясно высказались против киевской хунты и в поддержку сопротивления на Юго-Востоке. Наверное, среди участников народного ополчения был бы и полковник Квачков. И тем более странно выглядит последнее задержание Олега Мельникова.
Мельников известен многим правозащитникам как человек, ищущий людей, похищенных и удерживаемых в рабстве. Наиболее громким делом его движения «Альтернатива» стало расследование случая с незаконным удержанием людей в магазине «Продукты» в московском районе Гольяново. Мельников лично ездил вызволять подневольных работников кирпичных заводов в Дагестане. Этой деятельности он отдавал всё свое время. Когда в заложниках у украинской армии оказались тысячи жителей донбасского Славянска, Олег Мельников отправился туда. Там Олег стал активным участником народного ополчения. «Я работал с ним последние недели. Этот человек настоящий герой», — написал в своем Фэйсбуке товарищ Олега Александр Жучковский.
Как рассказала «СП» жена Олега Ольга Коровина, в их семье никак не предполагали, что после поездки в Донбасс следственные органы вдруг вспомнят о «Болотном деле»:
— У нас в квартире провели обыск, изъяли планшет и телефон, а Олега забрали на допрос в Следственный комитет. Ему сказали: «Мы пришли к тебе потому, что ты перевернул туалет на Болотной площади». Проводившие обыск сотрудники заявили, что есть некое видео, на котором видно, как Олег участвует в беспорядках. В принципе, мы сами смотрели это видео, но там неясно, кто в действительности свернул туалет. Вполне возможно, что это произошло и из-за действий полиции.
«СП»: — Вы ожидали, что к вам могут прийти?
— Сразу после событий на Болотной мы предполагали, что прийти могут и к нам. Тогда начались обыски у разных активистов, людей стали судить. Но потом вроде всё утихло, и мы никак не предполагали, что дело возобновится.
«СП»: — Чем занимался Олег последние два года?
— Он продолжал заниматься правозащитной деятельностью, помогал возвращать похищенных в рабство людей. Собственно, никакой политикой он не занимался, у него просто не было на это времени.
Совсем недавно он вернулся из Славянска. Олег по своей натуре такой человек, что не может спокойно сидеть, если видит несправедливость. И он поехал в Славянск, чтобы помогать людям. Там он пробыл три недели. И только вернулся — его забрали в Следственный комитет.
Мы очень удивились этому. Мы живем на съемной квартире, и никому особо не сообщали адрес. Но его как-то нашли. Сам обыск проходил довольно корректно. Можно сказать, что особо ничего и не искали, а просто приехали за самим Олегом. Когда он сказал сотрудникам, что недавно вернулся из Славянска, они сильно удивились.
Публицист Константин Крылов считает задержание Олега Мельникова не случайностью, а проявлением государственной политики:
— Я думаю, что Олега Мельникова взяли намеренно. Это знак обществу, что нашей власти мешают люди, которые едут добровольцами и волонтерами на Украину. Власть, похоже, взяла курс на то, чтобы договариваться, как бы не было это глупо и унизительно. Вот переговорщика нашли, видимо, в лице Порошенко. Начинается обычная наша мерзость, когда мы пытаемся договориться, нас ни во что не ставят, мы выносим «тысяча первое китайское предупреждение». В общем, начался позор.
Русские добровольцы на Украине мешают власти так же, как мешали в свое время русские добровольцы в Сербии. Но сейчас Кремлю сложно развернуться и сказать, что, мол, Киев борется на Юго-Востоке с сепаратистами. Поэтому надо постепенно снижать накал пропаганды, начать говорить, что всё неоднозначно. А вот людям, которые готовы ехать помогать сопротивлению, дают понять, что их будут давить. Собственно, давить уже начали.
Сложно предположить, что в случае с Мельниковым следственные органы два года ждали, а тут вдруг пришли. Это именно сигнал. Но прямо наказывать за поездку на Украину нельзя, поэтому ищут другие статьи. Тем более, что Олег правозащитник и нельзя доказать, что он брал в руки оружие. «Болотное дело» оказалось кстати.
«СП»: — Многие узники «Болотной» сейчас сочувствуют жителям Донбасса.
— Это действительно так. И думаю, что многие узники Болотной, будь они на свободе, сейчас были бы в Донбассе. Но есть и другая сторона этого процесса: люди, побывав в Славянске и Луганске, скорее всего, пополнят потом ряды российской оппозиции. Там люди проходят хорошую школу. Они учатся даже не стрелять, а просто свободе. Они понимают, что только активное сопротивление делает человека свободным. Сейчас наши руководители делают как бы предупреждающий выстрел.
В ближайшее время, думаю, стоит ожидать попыток выставить добровольцев в отрицательном свете, даже в криминальном. Про трагедию на Юго-Востоке будут говорить, что мы очень сожалеем. Но на добровольцев будет литься грязь.
В нормальном государстве добровольцев, отстаивающих права русского народа, не стали бы преследовать. Даже на какие-то преступления бы закрыли глаза. Выпустили бы из тюрьмы Аракчеева, полковника Квачкова. Они смогли бы усилить сопротивление на Юго-Востоке. Но об этом даже речи не идет, и люди у нас продолжают сидеть непонятно за какие преступления.
Во вторник вечером адвокат Мельникова Ирина Бирюкова сообщила «Интерфаксу», что ее подзащитному предъявлено обвинение по ст. 212 УК РФ («Участие в массовых беспорядках»). По словам адвоката, он свою вину признал. Сейчас в отношении Мельникова продолжаются следственные действия. Сам правозащитник отпущен под подписку о невыезде.
Фото facebook.com