20 мая я рассказывал в «СП» о начале силовой операции по очистке крымских пляжей. Ко всеобщему удивлению, она продолжается до сих пор.
В прежние годы как было? Перед началом сезона местные руководители, ещё украинские, под видеокамеры рушили несколько заборов, загораживающих народу проходы к морю. После этого хозяева оград заносили кому положено, и заборы вырастали опять. К такому развитию событий все привыкли. В наших с вами краях «борьба с коррупцией» по-другому почти не ведётся. Но с приморскими заборами всё было нагляднее, чем в среднем по палате и оттого похабней.
И вот новые крымские начальники объявили, что теперь дела пойдут иначе. С 20 мая под руководством силового вице-премьера правительства Республики Крым Михаила Шеремета и при поддержке Народного ополчения, которым тоже руководит Шеремет, начали пилить «болгарками» и разбивать кувалдами те пляжные ограды и торговые палатки (в Крыму их называют «шалманы»), по поводу которых даже у грешной местной прокуратуры нет сомнений: постройки абсолютно не законны.
В первый день бригада работала на южном берегу Крыма. Под ликование простых и усмешки не очень простых здешних жителей было поломано несколько заборов и сделано много выразительных фотографий.
Затем ополченцы под руководством Владимира Гарначука, помощника вице-премьера, отправились в Евпаторию. Там предстояло сносить огромный, в несколько километров, металлический забор, отгораживающий полосу пляжей от дороги, а также ломать перегородки между пляжами. Накануне мы проехали с Гарначуком вдоль поля предстоящей битвы и сняли впечатляющее видео, которое я разместил в предыдущей заметке.
Но в этот раз хозяева заборов вышли навстречу бригаде и не собирались сдаваться. Директор одного из пляжей, маленький спокойный чеченец, сказал ополченцам: пацаны, вам придётся сначала меня сломать. Давайте, ломайте. А другие хозяева стали спрашивать у Гарначука, уважает ли он российского президента Путина. Помощник вице-премьера вызвал ОМОН, и снос заборов всё-таки начался.
Гарначук комментирует:
— Особенно меня поразило, как один из этих «предпринимателей» начал на меня орать: «Поехали со мной, я сказал! Поехали к мэру Даниленко! Я при тебе буду требовать, чтобы он вернул мне деньги, что я заплатил!». Команда «Кругом, шагом марш!» остановила крик. Человек, матюкаясь, ушел. Наверно, к мэру поехал…
— Надо заставить всех работать по закону. И не платить взятки, — продолжает помощник вице-премьера Республики Крым. — Тогда и полиция заработает, и прокуратура. Крым — это лакмусовая бумажка, и по ней будут мерить эффективность России как государства.
После такого громкого начала операции и ещё более громких заявлений наступила пауза. В Крым приехал премьер-министр российского правительства Дмитрий Медведев, и ни словом не прокомментировал инициативу по разгораживанию пляжей. Потом проходило плановое мероприятие по награждение ополченцев, отличившихся в конце февраля, потом Владимир Гарначук поехал в Москву навестить семью.
Когда пауза затянулась на неделю, я спросил у Владимира, не пора ли мне писать заметку под названием «Недолго музыка играла». Он ответил, что с понедельника операция продолжится — и она действительно продолжилась.
2 июня бригада ополченцев снова работала на южном берегу, в Алуште. Там к этому времени успели восстановить несколько заборов. Их опять сломали и двинулись дальше по побережью. За день прошли шесть километров, ломая по дороге незаконные ограды, а вечером выставили отчёт в фейсбуке. Там уже три недели существует группа «Чистый берег. Крым». Её участники радостно постят фотографии разгороженных пляжей, присылают много снимков и видео, на которых ограды ещё не убрали, и для сравнения публикуют картинки с заграничных курортов, где заборов на пляжах не было отродясь.
Потом бригада Гарначука отправились в Евпаторию. Большинство заборов там лежали. Другие находились в стадии демонтажа — их аккуратно разбирали сами хозяева. На третьих по-прежнему стояли ограды.
— Я приезжал сюда и очень вежливо попросил убрать заборы, — комментирует помощник вице-премьера. — Не сделали. Более того, хозяин пляжа начал мне команды давать и утверждал, что со мной какой-то Влад из Москвы должен был «порешать», чтобы не сносить забор. Передаю привет неизвестному герою Владу. Ты помог им.
После чего и этот забор пал.
Я спросил у Гарначука — предлагали ли ему хозяева пляжей деньги. Он ответил, что нет: «я просто не разговаривал с ними наедине». Пытались сунуть в карман 20 тысяч долларов одному из руководителей Народного ополчения и координатору движения за чистые пляжи Игорю Бурмистрову (это он на снимке с кувалдой) — но ничего у злоумышленников не вышло.
События на крымских пляжах бурно обсуждаются в России и на Украине. Многие люди пишут, что под раздачу попадает только мелкая сошка или герои вчерашних дней с поддержкой из Киева, а не из Москвы. Я попытался выяснить, есть ли среди хозяев порушенных изгородей люди с известными российскими фамилиями. Пока удалось установить, что в Симеизе ополченцы сломали калитку, загораживавшую проход к морю и поставленную вроде бы неким топ-менеджером «Лукойла».
И всё? Мне привели ещё один пример: в Алупке разгородили эксклюзивный проход к пляжу, принадлежавший широко известному в Крыму предпринимателю по имени Олег Геншафт. Его гостиничный комплекс помещается на самом берегу, закрывая «посторонним» путь к морю. Народ постоянно жаловался, «забор Геншафта» каждый год пытались разгородить, однако безуспешно — и вот ополченцы проблему решили.
Но Олег Геншафт сын львовского миллионера, а не московского.
Ещё один неприятный «сетевой» вопрос — по поводу калитки большого местного начальника, работавшего в Крыму при старом режиме и сохранившего пост при новом. Говорят, его персональный забор не тронули. Я стал проверять информацию, и мне подтвердили: да, человек сумел «уладить вопрос» с людьми, которые главнее вице-премьера Республики Крым. Уладил, по крайней мере, до сентября, до выборов крымского президента.
Вот такая картина маслом. Как продолжится на полуострове «пляжная» операция и куда она выведет — не знает никто. Будем следить за событиями.