Характерная особенность украинского государственного строительства — отрицание практически всего, что было сделано предшественниками. Причины этого явления заключаются в двойственной политической природе самой Украины. Эта страна, чтобы ни говорили сегодня идеологи «единой Украины», состоит из двух примерно равных по численности частей населения, придерживающихся противоположных политических взглядов. При желании истоки этой двойственности можно отыскать в советском прошлом, в Российской империи, в Речи Посполитой или даже углубиться в историю Киевской Руси. Однако прямого смысла эти исторические изыскания не имеют. Ведь эта политическая традиция получила свое законченное выражение в современной Украине.
Леонид Кравчук отрицал недавнее советское прошлое — то есть фактически собственную коммунистическую практику. Леонид Кучма исправлял ошибки Кравчука. Виктор Ющенко стал главой государства под лозунгом «Украина без Кучмы». Виктор Янукович стремился быть полной противоположностью «оранжевому» президенту. А пришедшие к власти на революционной волне Александр Турчинов и Петр Порошенко не приемлют наследия Януковича.
Дело оставалось за малым — дождаться, когда Порошенко публично поставит под сомнение деяния своих предшественников. Пятый президент Украины не заставил себя долго ждать. В инаугурационной речи он четко сформулировал эту мысль: «Наступило время строить новую большую страну. Современную, высокотехнологичную, обороноспособную, конкурентоспособную».
Правда, до сих пор глава Украины так и не обнародовал программу своих действий. Зато широкий резонанс получил «мирный план» Порошенко, который, по задумке его авторов, должен остановить военные действия в Донецкой и Луганской областях. Но пока Россия, Украина и ОБСЕ вкупе с США и ЕС ищут решение этой, безусловно, первостепенной проблемы, другие вопросы остаются без ответов. Между тем, уже сейчас можно высказать ряд предположений о том, как будут развиваться события на Украине.
Главный вопрос революции
«Вопрос о государственной власти», как писал Ленин, это «самый главный вопрос любой революции». Утверждение, ставшее классическим, верно и в отношении Петра Порошенко. Между тем, до сих пор не вполне ясно, какие у него будут президентские полномочия. Так называемая «Конституционная реформа» на Украине не завершена.
Вкратце история этого вопроса выглядит следующим образом. Начиная с 1996 года, президенты Украины — Кучма, Ющенко, Янукович — инициировали пять кампаний по внесению изменений в Основной закон. Две попытки, в 2000 и 2009 годах, закончились безрезультатно. Две другие, в 2004 и 2010 годах, кардинально изменили государственный строй. Пятая кампания, начатая Януковичем в 2011 году, продолжается по сей день. Таким образом, в настоящее время Порошенко, подобно Кучме и Януковичу, президент-диктатор. Но если «Конституционная реформа» будет доведена до логического конца, то он, подобно Ющенко, станет главой государства, который правит, но не управляет. Последнего, после того как он возглавил Украину, такое положение дел совсем не устраивало.
В душе Порошенко явно не желает перераспределения своих полномочий в пользу Верховной Рады и правительства. Но правила игры сегодня таковы, что говорить про «преданность идее парламентско-президентской республики» является хорошим тоном. Вместе с тем, Порошенко объявил во время инаугурации, что необходимо провести досрочные парламентские выборы. Предлог для этого выбран вполне благовидный: «Действующий состав этого уважаемого собрания не отвечает настроениям общества. Ибо они существенно изменились с 2012 года». Впрочем, состав парламента в первую очередь не отвечает интересам самого Порошенко. Во главе Рады — Александр Турчинов, давний соратник Юлии Тимошенко. Во главе правительства — еще один руководитель «Батькивщины», Арсений Яценюк. Более того, после резкого ослабления Партии регионов, фракция «Батькивщины», контролирующая почти четверть депутатских голосов, стала ключевой силой в Раде. Порошенко, несомненно, отдает себе отчет, что Тимошенко побеждена им только на президентских выборах. Но политическое противостояние давних соперников еще не закончено.
Выборы в Верховную Раду открывают перед вновь избранным президентом целый ряд возможностей. Общеизвестно, что сейчас у Порошенко нет своей партии. («Солидарность» — не в счет, она не имеет даже собственного сайта). Партия «УДАР» Виталия Кличко, от которой Порошенко выдвигался в президенты, не самая влиятельная политическая сила в общеукраинском масштабе. Ее поддержка важна, в основном, на региональных выборах. (Кроме того, новый мэр Киева, связанный политическим союзом с президентом, призван обеспечивать спокойствие в столице Украины в случае очередного массового недовольства центральной властью).
Между тем, Партия регионов, вступившая в период полураспада, способна «выдать на гора» немалое число перебежчиков в стан президента. Нарастают противоречия и в «Батькивщине». Турчинов и Яценюк ставят под сомнение лидерство Тимошенко. Поэтому при определенном стечении обстоятельств и в «Батькивщине» могут появиться ренегаты, готовые перейти в команду Порошенко. Так что у него есть неплохие шансы сформировать пропрезидентское большинство в новой Раде. И тогда, как это уже не раз бывало, «Конституционная реформа» будет отложена до лучших времен.
«Шокотерапия» по-украински
Формально за экономическую политику Украины отвечает правительство, а не президент. Порошенко еще до 25 мая успел заявить, что в случае своего избрания президентом намерен оставить Яценюка во главе Кабинета министров. Это решение Порошенко выглядит вполне логичным. Зачем ему назначать своего человека премьером и, таким образом, связывать свое имя с непопулярными экономическими реформами? А ничего иного шоковая терапия по рецептам МВФ не предполагает.
Как известно, предоставляя странам кредиты, МВФ выдвигает ряд требований. Среди них: свобода передвижения капиталов, ослабление валютного контроля со стороны Центрального банка страны-реципиента, широкая приватизация, минимизация государственных расходов на социальные программы (пенсии, образование, здравоохранение, коммунальные услуги, общественный транспорт), сокращение зарплат, ограничение прав наемного персонала. Проще говоря, политика МВФ направлена на привязывание экономики страны-дебитора к международной финансовой системе. При этом, экономика страны, получающей кредиты, не всегда выздоравливает. Нередко она теряет не только самостоятельность, но и способность к развитию. В разные годы негативные последствия таких реформ испытали на себе Аргентина, Мексика, Югославия. А в Грузии, откуда прибыл новый экономический советник президента Украины, Каха Бендукидзе, Михаилу Саакашвили вопреки своему желанию пришлось расстаться с властью. Не в последнюю очередь из-за экономических реформ, проводившихся под контролем МВФ.
Теперь шокотерапию прописали Украине. Пикантность ситуации заключается в том, что среди бывших союзных республик именно на Украине наиболее заметны характерные признаки советской экономической модели. (Конечно, за исключением Белоруссии). Население этой страны имеет совершенно советские представления о социальной справедливости. До сих пор коммунальные услуги на Украине стоят на порядок ниже, чем в России. А неоднократные попытки существенно повысить проезд в общественном транспорте наталкивались на активное противодействие населения. Сейчас, например, билет на автобус в Киеве стоит в четыре раза дешевле, чем в Москве. Отмена социальных дотаций со временем приведет к массовому недовольству властью и очередному революционному взрыву. Ведь эти неприятности наложатся на обесценивание гривны, уменьшение зарплат, задержку пенсий и другие отрицательные моменты, сопутствующие полномасштабному экономическому кризису. А на помощь силовиков, как показали события последних месяцев, Порошенко не стоит возлагать особые надежды.
Евроинтеграция, на которую сделал ставку правящий класс Украины, какое-то время будет служить для нынешней власти своеобразным громоотводом. «Движение в Европу» немалой частью простого населения воспринимается как обретение манны небесной. Но при неблагоприятном финале, а он весьма вероятен, евроэнтузиастов ждет закономерное разочарование. Вот тогда Порошенко и понадобится глава правительства, на которого можно списать вину за болезненные реформы и несбывшиеся мечты. Кроме того, чтобы переизбраться на второй президентский срок, Порошенко придется вспомнить о традиционной для Украины экономической политике. А ее правильнее будет назвать шоколадной, нежели шоковой. Между прочим, у слова «шокотерапия» есть и такое значение.
Угроза рецидива
Представить себе, что Москва сумеет убедить Киев сесть за стол переговоров с лидерами донецких и луганских повстанцев, как с равной стороной, достаточно сложно. Для Порошенко это равносильно политической смерти. Следовательно, президент Украины продолжит попытки подавить силой сопротивление своих противников. Если они увенчаются успехом, то и это все равно не станет окончательным решением проблемы. Можно сколько угодно говорить о том, что большинство населения этих двух областей не разделяют идеологических установок федералистов и сепаратистов. Это мало что изменит. Семена сепаратизма не только посеяны, но уже дают всходы. И военная победа Киева над Донбассом только отсрочит рецидив.
В подтверждение этого тезиса приведу пример из истории. Присоединение к СССР Западной Украины вызвало решительное противодействие Украинской повстанческой армии. Отлаженная советская репрессивная машина смогла подавить сопротивление лишь во второй половине 1950-х годов. Позднее удалось ликвидировать лидера украинских националистов Степана Бандеру. Казалось бы, проблема решена раз и навсегда. Однако, спустя десятилетия, эта идеология не только возродилась во Львове, но и со временем подчинила себе Киев, а затем центральные области страны. А современная Украина — далеко не Советский Союз.
Возможен и другой вариант развития событий. Военные формирования непризнанных республик нарастят свою мощь. Это может произойти даже в том случае, если Россия потеряет прежний интерес к Юго-Востоку Украины. Специфика современных локальных конфликтов такова, что практически всегда находятся силы, готовые помочь повстанцам. Даже без санкции Москвы. В этом случае, как не раз заявляли лидеры восставших регионов, их войска перейдут в наступление. И, думается, что это не пустая бравада, а вопрос выживания Донецкой и Луганской народных республик. Сомнительно, что власти других юго-восточных областей — Днепропетровской, Запорожской, Николаевской, Одесской, Харьковской, Херсонской — смогут отразить военное наступление повстанцев. Таким образом, эти регионы, в которых есть немало противников центральной власти, станут легкой добычей для ополчения Донбасса. Ресурсная база шести других юго-восточных областей позволит им не только обеспечить собственные жизненные интересы, но и задуматься о дальней экспансии — в Кировоградскую, Сумскую, Черкасскую и Черниговскую области. Взятие Киева будет лишь делом времени. Настанут другие геополитические времена.
Прямое военное вмешательство России в украинские дела сегодня представляется маловероятным. Но не стоит забывать, что соответствующее разрешение Совета Федерации, данное Владимиру Путину, еще не отменено. Согласно федеральному закону «Об обороне», это может сделать либо сам президент России, либо министр обороны по его поручению. Скорее всего, сейчас эта санкция используется Россией как мера дополнительного давления на Украину. Тем не менее, факт остается фактом.
Незаконченность элементов государственной конструкции, равно как и экономический кризис могут привести к досрочному отстранению Порошенко от власти. Неправильная политика, избранная в отношении Донбасса, чревата распадом самой Украины.
Фото: president.gov.ua