Все как по щелчку, и даже без «как» — такие вещи ведь и происходят именно что по щелчку. Кто-то нажимает кнопку, ну и начинается.
«Профильный комитет Госдумы по культуре рекомендовал палате принять в первом чтении законопроект о штрафах за неоправданное использование иностранных слов в случаях публичного распространения информации на государственном языке РФ».
«Депутаты от партии „Справедливая Россия“ предлагают запретить в Таможенном союзе кеды, балетки и обувь на высоком каблуке как представляющие опасность для здоровья».
«Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов будет разбираться, как молодой человек из Карелии Томас Иван Ниеланд, от которого отказались американские опекуны, попал в Россию без визы по российскому паспорту».
«Депутат Госдумы от „Единой России“, оперная певица Мария Максакова в ходе выступления в парламенте раскритиковала закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних».
Ну и так далее. Три месяца сидели, молчали, и не было их не видно и не слышно, а тут вдруг проснулись и погрузили ленты информационных агентств в подзабытую атмосферу 2012 года. Это, знаете, как сидишь перед телевизором, ждешь, допустим, последнюю серию «Игры престолов», а тебе вдруг показывают «Поле чудес» с Леонидом Якубовичем. Какого черта, а?
Не люблю чиновничье слово «повестка», но внезапная и одновременная реанимация сразу нескольких пустых, но шумных прошлогодних и позапрошлогодних информационных поводов выглядит именно как сознательное замусоривание информационной повестки. Охотнорядские записные шумогенераторы вдруг, как по команде, после долгого перерыва снова начали производить свой шум, и нет более убедительного ответа на пока еще волнующий многих вопрос, как намерен вести себя Кремль на украинском направлении. Вот так и намерен, то есть никак.
Нет нужды объяснять, куда и почему из российских государственных СМИ исчезло слово «хунта» и почему «карательная операция» вдруг стала «силовой». Запрет на кеды и балетки, новый виток дискуссии о геях и об иностранном усыновлении — наслаждайся, Россия, тебе и этих новостей достаточно, обойдешься ими. Несколько месяцев назад я спрашивал, что останется нам, если все наши политические новости производятся теперь на Украине. Сейчас Мизулина, Астахов и прочие милые люди наконец-то собрались с ответом, но это довольно подлый и циничный ответ.
Да, разумеется, происходящее полностью соответствует практике последних лет, когда общественное внимание охотно переключалось с одной выдуманной проблемы на другую, потом на третью и так далее. Но одно дело переключаться с виртуальной борьбы с геями на виртуальную борьбу с кедами, и совсем другое — переключаться на кеды во время реальной войны, на которой погибают реальные люди, свистят реальные пули и льется реальная кровь. Пиарщик, переключающий внимание общества с геев на кеды — просто пиарщик. Пиарщик, переключающий внимание общества с войны на геев — натуральный негодяй.
Роль России в украинских событиях с самого их начала бесспорна и огромна. Непризнание новой власти после бегства Януковича, присоединение Крыма, десятки суток непрерывного пропагандистского нагнетания «бандеровской угрозы» и явная публичная поддержка «народных республик» Юго-востока. Люди, взявшие в руки оружие, живут в мире, созданном телеканалами «Россия-24» и «Лайфньюс». Каждый, кто хоть раз произносил вслух слово «хунта», несет персональную ответственность за этих мужчин Донецкой и Луганской областей — и местных, и тем более приезжих из России. Если новый выпуск новостей из Москвы начинается теперь с Павла Астахова, у которого американцы опять кого-то не так усыновили, на человеческий язык это переводится вполне однозначно: сегодня вас будут бомбить, и Москву это больше не беспокоит.
Фото: Василий Шапошников/Коммерсантъ.