Разгром 17 июня под Луганском батальона территориальной обороны «Айдар» вызвал публичные разборки его бойцов с центральным командованием (каждый их них обвинял в поражении друг друга), в ходе которых всплыли некоторые интересные подробности о его контингенте. «Попытаюсь организовать интервью с командиром взвода „Белый Молот“ батальона „Айдар“. Мечеслав приехал на несколько дней в Киев, чтобы собрать помощь бойцам», — сообщил 19 июня в своем блоге глава житомирского языческого объединения «Великий огонь» Геннадий Боценюк, позиционирующий себя как «духовник «Правого сектора» и тесно связанный с «Белым Молотом». Днем позже он выложил видеоинтервью, в котором представленный как координатор «Белого Молота» «Мечеслав» рассказал, что «значительная часть» этой ультраправой группировки «в настоящий момент находится в батальоне территориальной обороны «Айдар».
"Белый Молот" - группировка радикальная даже по масштабам «Правого сектора», одной из составляющих которой он стал еще в конце ноября 2013 года. Сделавший себе имя погромами игровых салонов, где накачанные бойцы в масках разносили тяжелыми молотами «одноруких бандитов», «Белый Молот» на своей странице в Интернете прямо и без обиняков заявлял о себе, что ведет борьбу за «утверждение украинской Украины на основе национал-социализма». Его бойцы, судя по репортажам в интернет-сообществах «Правого сектора», участвовали уже в столкновениях 1 декабря 2013 года на Банковой, и затем составили ударную группировку киевских «правосеков».
"Белым Молотом" сейчас принято называть боевое крыло «Правого сектора», состоящее из нескольких отрядов — собственно «Белый Молот», «Викинги», [футбольные] ультрас
«Горан» — это Владислав Горанин, лидер «Белого Молота». Панегирик в его честь тогда появился не случайно — 21 марта министр внутренних дел Арсен Аваков сообщил в Facebook об аресте Горанина по обвинению в организации убийства сотрудников ДПС в Киеве с целью завладеть их оружием: «02.03.2014 года в 2 часа ночи на стационарном посту ГАИ № 502 по Броварскому проспекту Киева были расстреляны 3 сотрудника полка ДПС ГАИ… Убийцы скрывались на Майдане… По состоянию
Арест Горанина был в какой-то степени явно спровоцирован тем, что он со товарищи начали активно «тянуть одеяло на себя» внутри «Правого сектора». Как позже рассказал Горанин РИА Новости-Украина, «после того, как был подожжен Дом профсоюзов, мы перебазировались в киевскую мэрию и образовали отдельную часть «Правого сектора». Произошло это, по его словам, «из-за политических игр», в которые «начал играть» Ярош и его окружение, пытавшиеся сделать политкарьеру. Начались публичные обвинения в адрес лидера «Правого сектора».
25 февраля житомирское информагентство «Древосвит Полесья» опубликовало материал, в котором говорилось: «Мы привыкли видеть и слышать талантливых бойцов информационного фронта „Правого Сектора“, которые никогда не бывают на баррикадах, сегодня же Горан и Мечеслав (командиры отрядов „Викинг“ и „Белый Молот“) — два боевых командира самого популярного в Украине революционного движения, сняли маски и откровенно отвечали на вопрос журналистов». Проходило это интервью на седьмом этаже Киевской мэрии, в кабинете бывшего заммэра Киева. В материале со слов «Горана» и «Мечеслава» заявлялось, что «Дмитрий Ярош — виртуальный боец, он представляет „Правый сектор“ исключительно в информационном публичном пространстве, на баррикадах он никогда не был». Через несколько дней эта фраза из материала была удалена, а 6 марта пресс-секретарь «Правого сектора» сделал видеообращение об исключении «Белого Молота» из рядов организации «за творимые бесчинства».
В заключении Горанин, впрочем, находился недолго. Уже в конце марта вышел — ведь хунте резко понадобились умелые бойцы для борьбы с русскими активистами на востоке Украины.
21 июня на телеканале «112» вышло интервью с «одним из бойцов батальона „Айдар“ Владиславом Гораниным», заявлявшим, что их разгром в ходе попытки прорыва в Луганск был вызван «сливом планов» со стороны командования.
Такая вот история о том, как откровенные нацисты с уголовным прошлым оказываются в официальных вооруженных формированиях нынешней украинской власти. И ведь этот случай отнюдь не единичен, скорее — это явная тенденция.
Батальон «Азов», 12 июня со второй попытки (первая, также с большой кровью, была 9 мая) осуществил «зачистку» Мариуполя. 17 июня главный медиарупор Евромайдана «Украинская правда» поместила интервью с командиром батальона — которым оказался фюрер Социал-национальной ассамблеи и «Патриота Украины» Андрей Билецкий, в 2011—2014 годах отбывавший наказание за попытку убийства идеологического оппонента. «До этого командиром батальона „Азов“ все считали человека по фамилии Шпара, — отметил журналист. — Оказалось, что Шпара — командир первой роты батальона, официально зарегистрированной как подразделение МВД, а Билецкий — командует всем батальоном». Более того — как рассказал Билецкий, собственно, батальон и возник из созданного им в Харькове сразу после освобождения в конце февраля боевого отряда праворадикалов: «Собралось несколько сотен ребят… активисты из правых организаций, футбольные ультрас, бывшие члены организации «Патриот Украины» и других правых организаций… Наша группа и стала со временем костяком батальона «Азов».
И никого не смутило, что идеология организации, сформулированная в 2006 году в одноименной статье Билецкого, называется «украинский расовый социал-национализм». Главное, что они готовы были избивать и расстреливать участников Антимайдана — что и продемонстрировали во время «бойни на Рымарской» в Харькове в ночь с 14 на 15 марта
Билецкий с гордостью рассказал и о нынешних членах «Азова» из националистическо-криминальных кругов: «Мы сейчас все в одном батальоне, на самом деле, мои бойцы — это Павличенко-младший, „васильковские террористы“, нежинские ребята — все тут».
Поясним. Сергей Павличенко — футбольный фанат, осужденный со своим отцом в 2013 году за зверское убийство киевского судьи Сергея Зверева (его зарезали ножом в подъезде дома и добили выстрелом из пистолета в голову). «Васильковские террористы» — это основа киевской организации социал-националистов, соратников Билецкого, осужденная в 2011 году за подготовку к терактам. «Нежинские робингуды» — участники криминальной группировки, действовавшей в 2009—2010 годах в Нежине. Все они были амнистированы Верховной Радой 24 февраля 2013 года — и, как видим, сегодня «наводят порядок» в Донбассе. Ради этого надели даже столь ненавидимую ими «ментовскую» форму.
Подобные пертурбации претерпело и молодежное объединение С14 («Сiч-14»), которое действует в Киеве и тесно аффилировано с партией «Свобода». Здесь также собрались праворадикалы, и флаг выбран поэтому соответствующий — черный с кельтским крестом (международным символом «борцов за белую расу»). Еще недавно его участники гневно осуждали вступавших в Национальную гвардию «самообороновцев» за сотрудничество с «ментами», а сегодня…
17 июня в Facebook появилось сообщение об их участии в формировании батальона специального назначения патрульно-постовой службы «Сiч» при Шевченковском ОВД Киева: «Батальон „Сiч“ — „свободовский“ батальон со „свободовским“ руководством… Люди из объединения С14 уже составляют там основное боевое звено». Чего не сделаешь, чтобы иметь возможность творить насилие на улицах!
В феврале, еще до победы майдановцев, «патрульная сотня» под руководством лидера С14 Евгена Карася уже избивала мирных граждан битами и прочим дрекольем, теперь, судя по всему, будут это делать легально выданным им милицейским спецснаряжением.
Интересно, что вполне промайданные эксперты по украинскому правому радикализму признают неонацистский характер вышеперечисленных группировок. Например, Антон Шеховцов в апреле рассказал «Немецкой волне»: «На периферии „Правого сектора“ были группировки „Белый молот“, „Патриот Украины“, Социал-национальная ассамблея… Это неонацистские группировки». При этом, разумеется, он (и не он один) утверждал, что они маргинальны и вообще, это агенты Кремля, пытающиеся дискредитировать светлый облик Майдана. Но как быть теперь, когда эти неонацисты — в рядах действующих в Донбассе вполне официальных вооруженных формирований новой киевской власти?..
Фото: ИТАР-ТАСС/EPA.