Общество

Почему обмелела «Нева»

Что или кто стоит за банкротством известной турфирмы

  
8391
Почему обмелела «Нева»

Крупнейший туроператор Северо-Западного региона РФ фирма «Нева» в середине текущей недели неожиданно объявила о приостановке своей деятельности. Тысячи россиян, купивших у этой компании путевки, многие из которых уже отправились на отдых, оказались в сущности брошенными на произвол судьбы. Но неожиданным всё это кажется только на первый взгляд.

Ещё в среду днем телефоны туристической фирмы «Нева» в офисах Петербурга работали, трубку на том конце провода снимали, и сотрудница любезно спрашивала у звонившего: «В какой стране вы хотите отдохнуть? С детьми или без? Сейчас, летом или может быть ранней осенью?». Хотя к тому времени, около 15 часов, уже было известно, что «Нева» — банкрот, никуда с её помощью отправиться не удастся, разве что в суд.

Гром грянул среди ясного, как казалось, неба. Одна из старейших в Северной столице, а, возможно, и в стране, туристических компаний — ЗАО «Фирма Нева», объявила о приостановке своей деятельности. И это — в разгар туристического сезона! Распродав путевки на полгода вперед!

В Петербурге, да, пожалуй, на всем российском Северо-Западе, популярней «Невы» фирмы у туристов не было. Офисы её имелись в каждом из 18 городских районов, да не по одному. Маршруты предлагались самые разнообразные: от привычных уже «пляжных» в Турцию, Болгарию, Египет, до Вьетнама. Предлагались и морские круизы.

Корреспондент «СП» сама не так давно вернулась из пятидневного круиза по Балтике. Многие советовали, помнится, приобрести путевку на паром именно в «Неве». Уверяли: организация у них хорошая, гиды квалифицированные. Я не послушалась, пошла, что называется своим путем. И не прогадала. У той группы на пароме, что была «от «Невы», постоянно возникали какие-то проблемы. Первый скандал разгорелся ещё во время посадки. Километровая очередь выстроилась в Морском вокзале к «фирменному» окошку, посадочные талоны выдавались каждому туристу только после того, как девушка за стеклом, изучив путевку, куда-то звонила, долго что-то уточняла. Словно сомневалась в подлинности выданного туроператором документа.

Дальше — больше. За предусмотренные в портах и загодя оплаченные экскурсии с туристов пытались взять дополнительную плату. Мол, та, первая цена, в офисе, была лишь предварительной. Кто-то на эти объяснения покупался, снова платил. Находились те, кто доплачивать отказывался (как и от экскурсий), но и вернуть ничего не смог…

В общем, уже тогда, в конце июня, можно было догадаться: что-то не то творится с популярной компанией. Рядовые туристы, однако, ни о чем не догадывались, привыкнув за двадцать с лишним лет к качественному в целом обслуживанию популярного оператора, положительным отзывам тех, кто путешествовал с «Невой». Разве что вот ещё «звоночек» — тоже июньский, от моей знакомой и её мужа.

─ В начале июня мы с мужем отдыхали в Турции, — рассказывает Галина Борисовна А. — Нас поселили не в тот отель, в котором были забронированы номера, а уровнем ниже. За неделю мы четыре раза переезжали из номера в номер. Постоянно на чемоданах. Завтраки были скудными, в основном булочки да чай с кофе, никакого шведского стола. Странно всё это. С «Невой» путешествовали не один раз, такого не припомню.

К утру четверга все сайты фирмы оказались заблокированными. На телефонные звонки отвечает теперь автоответчик — извиняясь и предлагая обращаться в страховую компанию «Восхождение». Или — «Возрождение». И тут, с автоответчиком, как и накануне вечером во время пресс-конференции руководителей компании, случилась странная «непонятка».

Гендиректор Максим Пирогов, отвечая на вопрос журналистов, куда обращаться людям, уже оплатившим путевки, так и ответил: «Туристы вправе обращаться в страховую компанию „Возрождение“. Нет, в „Восхождение“, кажется…». С чего бы эта путаница?

Любопытно, что на пресс-конференции, экстренно созванной руководством «Невы», больше было их коллег-туроператоров, чем представителей прессы. Общение туроператоров с Пироговым едва не закончилось потасовкой. Ни на один вопрос он толком так и не ответил, предлагая вопрошавшим самим разбираться с клиентами, уже оплатившими будущий отдых.

А таковых по разным данным от 16 до 17 тысяч человек. Умножьте это на стоимость хотя бы на самой недорогой зарубежной путевки, например, 35 тысяч рублей. Сумма получается приличной.

М. Пирогов на пресс-конференции заявил: «Все деньги, которые мы получили в счет оплаты путевок, мы направили в авиакомпании, которые будут доставлять клиентов из-за рубежа в Россию».

За рубежом в настоящий момент отдыхают порядка 6,5 тыс. россиян. Их возвращением домой озабочены сейчас в Российском союзе туриндустрии, Ростуризме и объединении «Турпомощь». Замечу, ответственность компании перед клиентами была застрахована на 454 млн. 200 тыс. рублей.

Пока руководство «Невы» отделывается короткими сообщениями, туроператоры откровенничают. Рассказывают, например, о том, что в последние пару лет старались как можно реже оформлять путевки через эту компанию. Давняя знакомая вашего корреспондента Вера Васильева, когда-то начинавшая в «Неве», а затем открывшая собственную небольшую фирму, призналась, что «работать в „Неве“ стало просто не с кем».

─ Там в последнее время часто стали менять сотрудники, приходят все больше малоквалифицированные, опытные в прямом смысле слова разбегаются, — сказала Вера Евгеньевна. —  Эта тенденция наметилась ещё пару лет назад. Когда я спрашивала у некоторых из знакомых из этой фирмы, что случилось, почему уходят, в ответ они сетовали на резкое снижение зарплаты, на внутренние дрязги. А также на то, что не всегда выполнялись те или иные обещания клиентам. Скажем, вынужденно показывали картинку одной гостиницы, например, 4-звездной, брали соответствующую оплату, а селили людей в трех, а то и двух «звездах»…

Согласно последним данным, «Нева» уже давно в долгах, как в шелках. Общая сумма долговых обязательств компании-учредителя по состоянию на 2013 год составляет 8,795 млн евро. Доход же по итогам 2013 года составил всего 2,565 млн. рублей.

К слову, об учредителях. Принадлежит ЗАО «Фирма Нева» на 100 процентов компании, зарегистрированной в Дании. Среди собственников есть физические лица, среди них глава совета директоров «Невы» Сергей Тимралиев и гендиректор Максим Пирогов. Одним же из основных совладельцев датской фирмы является… Европейский банк реконструкции и развития!

Уж, не с санкциями ли США и ЕС против России из-за событий на Украине связана вся эта странная история?

─ Да причем тут санкции «западников» против России, больно надо им «тормозить» турфирмы себе в ущерб! — Отметает данную версию Владимир Канторович, первый вице-президент Ассоциации туроператоров России. — Всё гораздо проще и, извините, банальней: в «Неве» не выдержали высокой конкуренции. Компаний подобного рода сейчас очень много, особенно средних и мелких. К тому же, туристический бизнес в нашей стране не слишком рентабельный из-за проблем с курсом валют. То курс резко падает, то так же резко растет… Кто-то с этим справляется, кто-то нет. Как показали все последние банкротства крупных туроператоров, нынешней суммы финансовой ответственности в 100 млн. рублей не всегда хватает на покрытие всех убытков. Изменить ситуацию к лучшему могли бы компенсационные фонды. Надо увеличивать сумму страховых гарантий для крупных компаний. Размер их должен быть кратен обороту компании, никак не меньше.

Существует и другая версия, из-за чего компания с таким серьезным долгом пытается приостановить свою деятельность. По данным интернет-издания «Фонтанка.ру», авиакомпания «Аэрофлот» якобы изучает возможность покупки турфирмы «Нева», а ликвидация головного юридического лица является лучшим средством избавления от накопившихся проблем.

Правда, и руководство «Невы», и «Аэрофлот» данную версию не подтверждают. Но и не опровергают, отказываются от каких-либо комментариев. Разве что теперь уже бывший гендиректор Сергей Тимралиев обмолвился: «Всё так, но не совсем так. Это тайна, но не моя»…


В четверг врио главы Ростуризма Олег Сафонов сообщил журналистам, что около 3 тысяч туристов «Невы», находящихся за границей, нуждаются в обратных билетах.

Директор объединения «Турпомощь» Вячеслав Басов отметил, что больше всего таких туристов в Греции, Турции, Болгарии и Черногории — от 500 до 2 тыс. человек.

Директор туроператора «Нева» Максим Пирогов отметил, что вывоз туристов с курортов находится под контролем.

Справка «СП»

Банкротство «Невы» — не первое и не единственное за последние годы среди туристических фирм. Ранее «приказали долго жить» такие известные туроператоры как «Ланта тур», «Детур», «Капитал тур». Ни в одном из этих случаев люди не получили свои деньги назад. Основная причина тому — не хватило финансовых гарантий. Тот же «Капитал тур» страховал всех туристов от собственного банкротства. Но страховой полис был чистой фикцией, не работал, так как не был оплачен. К тому же, финансово несостоятельной оказалась страховая компания «ИнноГарант», куда «Капитал» оправлял своих бывших клиентов.

Минспорттуризм РФ готовит сейчас поправки о том, чтобы взимать с туриста дополнительно к стоимости каждой путевки по 50 -100 рублей. Планируется, что эти деньги пойдут на формирование компенсационных фондов, из которых, как предполагается, будут оперативно выплачивать средства пострадавшим туристам.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня