
Новость шокирует: патриарх Кирилл просит передать в собственность РПЦ Кафедральный собор в Калининграде. Об этом на днях поведал директор собора Игорь Одинцов, после чего культурная общественность города застыла с широко открытыми глазами. Инетовские блоги загудели вопросами: неужели?!
А ситуация в двух словах такова. В 2002 году в России принят закон, согласно которому все здания культового назначения в стране, находящиеся в данный момент в государственной собственности, должны быть возвращены историческим владельцам. Называется он так: закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». А пункт 2 статьи 50 и пункт 1 статьи 56 этого закона предоставляют религиозным организациям право на бесплатное получение в собственность или предоставление в безвозмездное пользование имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, на рассмотрении в Думе находится проект закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», согласно которому такое имущество должно будет передаваться религиозным организациям в обязательном порядке, причем — по конфессиональному признаку.
Калининград, как всем известно, это — бывший Кенигсберг и историческими владельцами зданий «религиозного назначения» являются католики и лютеране. Понятно, что РПЦ стремится не допустить перехода недвижимости в руки конкурирующей конфессии и просит мирскую власть в лице премьер-министра РФ передать здания бывших кенигсбергских костелов и кирх в собственность православной церкви. Но есть одно существенное препятствие — в Кафедральном соборе уже много лет работает музей, в бывшей кирхе Святого Семейства — областная филармония, а в бывшей кирхе королевы Луизы — кукольный театр. РПЦ, правда, заявила, что, когда культовые здания отойдут в ее собственность, бывшим владельцам и арендаторам будет позволено использовать их в прежних культурных целях. Но директор Игорь Одинцов почему-то не верит.
«СП»: — Игорь Александрович, неужели патриарх Кирилл претендует на Кафедральный собор?
— Да, претендует. Мы категорически против, так как для такой передачи нет никаких оснований. Это университетский собор…
В самом музее обстановка напряженная, а тишайшие музейные работники готовятся к акциям протеста.
Рухлядь берете?
На острове Канта в большом зале Кафедрального собора пространство окаймлено витражными окнами дивной красоты. Рисунки витражей идентичны тем, что были здесь до налета английской авиации в 1944 году. Даже немецкие специалисты гадают: как добились такой идентичности и просят у директора Одинцов раскрыть секрет. Но директор скуп на слова.
17 лет назад мало кто верил, что собор, в котором царила разруха и запустение, можно вернуть к жизни. Это были в полном смысле слова руины, продуваемые всеми ветрами, и без крыши. Никому этот пугающий остов не был нужен — ни властям, ни церковным организациям. Лишь после того, как сюда пришел военный строитель Игорь Одинцов, собор стал едва ли не «брендом» Калининграда.
Руками современных русских умельцев воссоздан оригинальный интерьер знаменитой Валленрондтской библиотеки в стиле северонемецкого барокко. В интерьере библиотеки стоит отреставрированный старинный клавир. Точнее, молоточковое пианино, — прародитель современных инструментов. Изготовлен он был в Петербурге в 70-х годах 19 века, а нашли его недавно на одном из заброшенных военных складов города. Позвонили Одинцову: «Рухлядь берете?» Реакция директора музея была мгновенной и безошибочной. Как раз в тот момент он отказался от шикарного современного фортепиано, которое ему пытались подарить. Но клавир взял. Хотел пригласить для реставрации местного мастера, да тот стал «гнуть пальцы». И тогда к Одинцову приехали специалисты из Московской консерватории. Клавиатура слоновой кости была очищена от вековой грязи, собрана по деталям и теперь клавир участвует в концертах. Дает звук!
Соборный орган — в подарок городу
Недавно в соборе зазвучал орган. Он когда-то, еще до войны был здесь. А теперь его заново построили в Германии и привезли в Калининград. Специально для органа в собор провели воду, запустили газовую котельную и установили резервную электростанцию.
— Что такое орган? Это труба, в трубе дырка, через нее идет воздух и дает звук, — рассказывает Одинцов. — Вот представьте: труба нагрелась, дырка на какие-то доли миллиметров расширилась, и звук поменял тон — орган стал фальшивить. Словом, если не поддерживать постоянный температурно-влажностный режим, инструмент играть не будет.
«СП»: — Но ведь зал в соборе огромный. Как здесь сохранить постоянную температуру и влажность?
— Зал рассчитан на тысячу человек! Сколько надо кислорода, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Сюда должно поступать не менее 10 тысяч кубов подготовленного воздуха в час. Для этого воздух надо подогреть зимой, а летом охлаждать.
«СП»: — А как же здесь работал старый орган, когда в соборе не было ни света, ни воды?
— Поэтому он все время ломался. Его ремонтировали каждый год. А мы строим аналог древнего органа, но в современных условиях, на долгие годы. У немцев была котельная, которая топилась каменным углем. Она не обеспечивала собор теплом, здесь даже крестить не могли — детишки простужались. А мы построили газовую котельную на полной автоматике.
«СП»: — Игорь Александрович, позвольте спросить, а зачем вам все это?
— Каждый русский человек должен в России оставить свой след. Я пытаюсь это сделать. Это — мой подарок городу. Каждый человек должен делать дело. Вот наш коллектив и я — мы это дело делаем.
Абсурд — это по-нашему
Немецкие общественные организации, которые собирали деньги на реставрацию собора, сразу увидели в Одинцове подвижника, которому для счастья нужно всего-то, чтобы ожил старинный памятник архитектуры и культуры. А вот родные налоговые власти делают все, чтобы орган в Кафедральном соборе замолчал. Недавно они потребовали с Одинцова заплатить налог на имущество — три миллиона рублей. Для справки: годовое финансирование этого учреждения культуры из областного бюджета не превышает 2,6 миллиона.
Не успел директор отбить (еще не до конца!) атаку налоговиков, как «наехали» церковные власти, которых живо заинтересовал восстановленный Одинцовым собором.
Кстати, недавно в Кафедральном соборе побывал глава «Лукойла» миллиардер Вагит Алекперов и, побеседовав с Игорем Одинцовым, проникся желанием помочь директору. Алекперов решил подарить собору дорогущий, достойный этого места рояль.
Теперь возникает вопрос: на фига попу гармонь? То есть, зачем РПЦ чудо-рояль и уникальный, лучший в Европе органный комплекс?
Даже министр культуры области Михаил Андреев, который, конечно же, в этом поле не воин, признает:
— Я считаю, что передавать Кафедральный собор, где многое сделано и общественными организациями, и зарубежными партнерами, и федеральной, и региональной властью, нецелесообразно. Но собственником это здания является федеральный центр, им и принимать решение.
Представители РПЦ, между тем, отказываются от комментариев, в результате, калининградцы гадают: что будет с ежегодными апрельскими «философскими прогулками», уже много лет проводимыми в день рождения Канта, который захоронен под сводами собора? Пока рассчитывают на чудо. Оно здесь, кстати, возможно. Многие знают, что в 1944 году после бомбежки союзников из США, Кенигсберг был буквально стерт с лица земли, а собор изувечен, и лишь могила Канта осталась цела. В крипте до сих пор видны следы пуль и снарядов, но сама могила остается в целости и сохранности уже 205 лет.
К могиле основоположника немецкой классической философии приходят студенты философского факультета университета имени Канта, а также все почитатели великого философа.
Кант был, конечно, немцем, но «Критику чистого разума» впервые издали в России — тогда Рига была русским городом. Знаменитый философ никогда не был женат, но его внучатый племянник в 30-е годы прошлого столетия строил Магнитку и даже немного руководил Уралмашем, пока не попал под сталинские репрессии…
Выслушав в торжественной тишине собора «Токкату» Баха, русские и иностранные гости возлагают на могилу Канта цветы — ровно в 17.24. Это время символически означает дату рождения Канта в 1724 году. Свою акцию юные философы называют «дорогой к Канту», и часть пути они действительно проходят по тому маршруту, по которому ежедневно, из года в год следовал их знаменитый земляк.
— Я считаю термин «захват» некорректным, — сказал министр культуры Михаил Андреев в ответ на прямой вопрос. — Есть обращение РПЦ к правительству РФ с просьбой передать ей в собственность ряд объектов на территории области, в том числе и кафедральный собор. Поскольку речь идёт о федеральной собственности, региональный минкульт лишь высказывает мнение о возможности или невозможности такой передачи. Мы уже дали заключение, что не возражаем против передачи РПЦ семи кирх в сельских районах области, по крупным же объектам в областном центре к нам пока никто не обращался.
Калининград
Фото автора
На снимках: Один день из жизни Кафедрального собора — день рождения Иммануила Канта.