
Зимой с трибуны Майдана тогда еще оппозиционные политики Арсений Яценюк, Виталий Кличко, Петр Порошенко и другие говорили о «европейских ценностях» и «европейских стандартах жизни». Сегодня же украинцы обсуждают, насколько сильно по их карману ударят новые налоги? Свежее изобретение — налог на депозиты, придуманный когда-то Кабмином Николая Азарова.
По примеру князя Игоря
Если спросить обычного украинца, какие новые налоги ввела власть в лице премьера Арсения Яценюка и президента Петра Порошенко, он стопроцентно сразу назовет военный сбор. Действительно, начиная с 3 августа 2014 года, украинцы должны платить военный сбор в размере 1, 5% от суммы дохода (согласно выводу Государственной фискальной службы, сбор взимается, в том числе и с больничных, — данные портала «Частный предприниматель»). По своей сути, военный сбор — классический феодальный налог на войну. Например, в средневековой Англии налог на войну назывался «щитовые деньги», а попытка Иоанна Безземельного резко повысить ставку сбора стала одной из причин восстания баронов против короля (справедливости ради, многие бароны считали его не вполне законным королем, так как он управлял Англией в отсутствие Ричарда Львиное Сердце). Кстати, нелишне напомнить нынешним киевским начальникам и пример князя Игоря, в свое время чересчур увлекавшегося взиманием дани. Да еще без оглядки на меру и здравый смысл. Как известно, древляне не оценили порывы увлекающейся натуры киевского князя и предали его лютой смерти.
А еще, как известно, благодаря Кабмину, президенту и Верховной Раде, с 1 августа все украинцы платят налог на депозиты. Кстати, первым высоким чиновником, всерьез обсуждавшим такую идею был… яркий представитель «преступной власти» Николай Азаров. Правда, он обсуждал вариант обложить налогом только тех, у кого на счетах лежит не менее 200 тысяч гривен. Азаров на заслуженном отдыхе, но дело его живет — отныне все полученные в банке доходы облагаются по ставке 15%. О методике расчета, о том, как похудеет средняя ставка по депозиту
Скрытые налоги
А ведь на самом деле, если разобраться, то военный сбор и налог на депозиты — далеко не первые налоги, которые доводится платить обычному украинцу на протяжении 2014 года. На самом деле, первый налог — это инфляция. Сами чиновники и политики в разговорах между собой, «не для прессы», в шутку называют инфляцию «оброком» для простого народа. Оброк — это обязательная дань помещику, которую крепостные платили деньгами или продуктами. Сегодня оброк существует в виде инфляции, но по сути разницы никакой: хочешь-не хочешь — а платить придется.
Есть и еще одна выгодная для украинских политиков сторона такого явления как инфляция, скрытая от глаз простого украинца. Как все знают, доходные статьи государственного бюджета Украины рассчитываются в гривне. И если годовая инфляция, к примеру, составит 20%, то 100 гривен в начале года — это 80 гривен на конец года. То есть, по итогам 2014 года правители формально отчитаются: доходная часть бюджета выполнена! А вот о том, что в условиях высокой инфляции на эти деньги можно только слезами умыться, конечно же, честно промолчат. Да вот вам аргумент прямо из жизни. Бывший глава НБУ Валерия Гонтарева еще в начале июля предупредила, что темпы инфляции могут разогнаться до 17−19%, а причинами назвала девальвацию гривны и повышение регулируемых тарифов. Для полноты картины, Государственная служба статистики оценила ставку инфляции за июль 2014 года на уровне 12, 6. Для сравнения — в январе нынешнего года она составила 0, 5%, а в июле 2013 года — 0, 1% (данные все того же Госстата). Для сравнения: Кабмин закладывал в проект нового бюджета ставку инфляции на уровне 14%. То есть, если прогноз Гонтаревой оправдается, то выходит, бюджет на следующий год устареет в считанные дни после своего принятия.
Прогноз главы НБУ — это оговорка по Фрейду. Сама призналась: цены растут, а деньги обесцениваются, потому что Нацбанк снизил курс гривны. Будем надеяться, что афера, когда «очумелые ручки» нынешнего главы НБУ Степана Кубива сотоварищи опустили гривну с 7, 99 до 12 за доллар, еще найдет достойных исследователей из числа представителей СБУ и Генеральной прокуратуры. А ведь на самом деле, девальвация гривны — это еще один скрытый налог, которым власти обложили всех украинцев. Выиграли от резкого снижения гривны по отношению к доллару в первую очередь олигархи, контролирующие отрасли, работающие на экспорт. Судите сами, каждая тысяча долларов от иностранного покупателя в январе составляла около 8000 гривен, а по состоянию на 8 августа — уже больше 12 тысяч гривен. А простой работяга, как получал на заводе-фабрике 4−6 тысяч гривен (к примеру, средняя зарплата на Днепропетровском ГМК — 4 тысячи 700 гривен (примерно 14 100 рублей — ред.), так и получает. А скачок курса доллара — это рост цен на все продукты и товары, начиная с бензина. Сравните цены: 10,77 за литр А-95 по состоянию на 16 января 2014 года. А теперь — 15,17 гривны.
И за что, спрашивается, боролись?
Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин.