Увидеть Крым — знаменитую «жемчужину у моря», мечтают многие. В том числе, европейцы. Последние, однако, если и побывали этим летом на полуострове, то в очень небольшом количестве.
Среди этих немногих — финский юрист, в недавнем прошлом дипломат и член Совета Европы, координатор ООН Петер Иискола. По его признанию, ещё весной, сразу после того, как Крым вернулся в состав России, он решил, что летний отпуск обязательно проведет там.
— Хотелось увидеть Севастополь, о котором столько был наслышан, поговорить с людьми — что думают они о возвращении в Россию? Не пропаганда ли это вашего правительства — их восторги от присоединения, как о том говорят в Западной Европе? Сначала я отправился в Геленджик, о котором тоже давно мечтал, потом в Новороссийск, а уже оттуда в Крым, — рассказывает Петер. — На полуострове был в первый раз. Хотя собирался туда ещё лет десять назад. Но требовалась украинская виза, ещё какие-то заморочки, и я от этой идеи тогда отказался.
«СП»: — Как добирались сейчас до места назначения?
— Из Геленджика на автобусе прибыл в порт «Кавказ». Там пересел на паром. Через полчаса на другом берегу садился уже в другой автобус. Всё просто.
«СП»: — На паромной переправе в июле-августе были жуткие многочасовые и даже многодневные пробки, из-за этого случались скандалы, нервотрепка…
— Пробки да, были. Но скандалов я не видел. Мне показалось, наоборот: те, кто прибыл на своем транспорте и ждал в длинной очереди переправы, часто хорошо между собой общались, помогали друг другу. В Керчи, когда прибыли, всех просили предъявить паспорта. Я поинтересовался, зачем это нужно — из-за войны на Юго-Востоке Украины? Мне вежливо ответили, что просто порядок такой.
«СП»: — Вы всю нашу Тавриду проехали — с востока на запад и с севера на юг?
— У меня было немного свободных дней, везде не успел бы. Первым делом отправился в Севастополь. Город очень понравился. Много кораблей в порту. Большие проспекты и зеленые бульвары. Видно, что строился по плану, как и ваш Петербург, а не стихийно. Я хотел получше его узнать, заказал такси. Но местные люди посоветовали мне сесть в обычную маршрутку, она идет через весь город. А стоит проезд в ней всего 10 рублей! Я так и сделал и не пожалел. А самый красивый в Крыму город, на мой взгляд, Ялта. Особенно вечером. Что приятно удивило меня на полуострове, так это тишина и спокойствие. Я видел там очень мало полицейских. И практически не видел военных. Жизнь спокойная. Не было ни нервных людей, ни нервных ситуаций. Мои друзья из западноевропейских стран и США спрашивали потом: ну, как там, стреляют? Отвечал им, что если бы не знал о войне на Юго-Востоке, идущей сравнительно недалеко от Крыма, ни за что бы о ней не догадался.
«СП»: — Как, кстати, крымчане реагировали на редкого сейчас в их краях иностранного туриста?
— Нормально, как на любого другого человека. Там вообще не делают разницы между своими и чужими, русскими, украинцами, татарами, финнами
«СП»: — Когда вы ещё только собирались в Крым, наверняка представляли, как там всё будет. Совпали представления и реальность?
— Реальность оказалась лучше! Как я уже сказал, там спокойно. А это самое главное. Работают кафе, рестораны, в магазинах полные прилавки. Как в Питере, как в Москве. Только дешевле. И это был, наверное, самый большой сюрприз для меня. Цены очень привлекательные на всё, начиная от продуктов и заканчивая номером в гостинице. Я вам сказал выше, что люди там спокойные, приветливые. Хотя в этом году у них меньше чем обычно туристов из-за того, что мало приехало украинцев. А для местных жителей туристы — основной заработок летом. Но они с пониманием отнеслись к этому. Я думаю, когда президент Путин и его правительство решат проблему с переправой в Керчи, турист хлынет туда. Сейчас многих отпугивают заторы на переправе. Мост — да, хорошо, но его строительство потребует времени. Поэтому надо подумать, чтобы хватало паромов. Как сделали в Швеции, где действует переправа в Данию; как на переправе через Ла-Манш…
«СП»: — А до Бахчисарая, своего рода столицу крымских татар, добрались?
— Был и там. Обедал в татарском ресторанчике, разговаривал с его хозяином и некоторыми посетителями. Они рассказали мне, что когда Крым был под киевской властью, богатые украинские люди забрали у них всю землю, настроили на ней особняков… Я так понял, что татары вообще не против кого-либо, россиян или тех же украинцев. Они хотят спокойно жить, исповедуя свою культуру, язык, приумножая традиции. То есть, там нет проблемы между русскими и татарами. Её просто кто-то периодически пытается создать. Совершенно очевидно, что Крым — это уже Россия. Для его жителей возвращение в состав Украины невозможно. Об одном жители там жалеют: что Донецк и Луганск не с ними.
«СП»: — В РФ немало людей, которые считают, что президенту Путину нужно было принять весной предложение лидеров ДНР и ЛНР о воссоединении с Россией…
— Это непростой вопрос. Да, когда знаешь, что вышло из естественного желания людей самим выбирать, где, с кем и как им жить, тогда кажется, что Путин напрасно не принял их предложения. Не было бы тысяч погибших в Донецкой и Луганской областях. Но кто ж думал, что Киев будет воевать против своего народа, бросит на них танки, станет расстреливать из пушек жилые кварталы. Был, однако, и сильный риск, могла начаться большая война. Её, мне кажется, и провоцировали США, способствуя кризису на Украине. Сейчас я думаю, что ваш президент сделал всё как нужно со стратегической точки зрения.
«СП»: — Что, с точки зрения бизнеса, надо сделать в Крыму? С чего начинать?
— С дорог. Они там неважные. Видно, давно ими никто не занимался. С паромов в Керчи, которых требуется раза в три больше чем сейчас. Гостиницы? Их хватает. Самое главное что нужно — целевая государственная программа. Это сильный туристический район. Там может быть до 12−15 млн. туристов каждый год со всего мира. Такие программы есть в Испании и Греции. Они предполагают субсидии от государства для частных турбаз, отелей, кафе. Им нужна поддержка. Это небольшие вложения. А вернуться могут в бюджет страны сторицей.
Фото: Виктор Коротаев/Коммерсантъ.