Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
9 сентября 2014 14:10

Вляпались в историю

Чему учат школьников в Прибалтике

6687

Новый учебный год совпал с 75-летием начала Второй мировой войны. Учебники истории стран Балтии по-своему интерпретируют эту трагедию.

В пособиях проводится единая идеологическая линия: Вторую Мировую войну развязали два диктатора — Сталин и Гитлер. Начало войны учебники Латвии, Литвы и Эстонии связывают с «пактом Молотова-Риббентропа». Внедряется мысль о «двух оккупациях» — советской и гитлеровской.

Детей учат: сначала Прибалтику оккупировал Советский Союз, затем фашистская Германия, потом снова — СССР. В Литве и Латвии отрицание какой-либо из «оккупаций» криминализовано. В Литве можно получить до двух лет тюрьмы либо заплатить крупный штраф, в Латвии — до пяти лет. Таким образом, на территории этих республик практически невозможна дискуссия историков на столь деликатную для Балтии тему.

В Литве, правда, есть определённые сложности, связанные с трактовкой последствий «пакта Молотова-Риббентропа». С одной стороны, он расценивается как сговор двух агрессоров, поделивших Европу. С другой, известно, что именно вследствие пакта Литве вернули её древнюю столицу — Вильнюс.

Советские войска вошли в сентябре 1939 года на территорию Польши, заняли Виленский край, и по «Договору о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой» от 10 октября 1939 года часть края была передана Литве. Всего — 6909 квадратных километров почти с 500 тысячами жителей. По поводу этого исторического эпизода у литовских учёных в целом общее мнение — восторжествовала справедливость, так как в октябре 1920 года польские войска заняли Вильну и Виленский край, которые в итоге вернулись Литве. Но таким образом, говорят местные историки, Сталин осуществлял свою экспансионистскую политику и готовил оккупацию Литвы.

Концептуально Сталина окончательно приравняли к Гитлеру, а Советской Союз — к фашистской Германии, обвинив обе стороны в развязывании Второй мировой войны, в 2009 году на Парламентская ассамблее Совета Европы, проходившей в Вильнюсе. Одним из авторов и главных инициаторов документа «О воссоединение разделённой Европы» стала депутат Сейма Литвы, консерватор Вилия Алекнайте-Абрамикене, которая заявила: «Если бы мы избежали упоминания о пакте, то совершили бы преступление перед пострадавшими от этой сделки странами Балтии». Тот документ приняли к 70-летию начала Второй мировой войны.

Вот эта концепция и отражена в местных учебниках истории. Клайпедский учитель, доктор философских наук Вадим Фомин в своём исследовании утверждает, что содержание литовского учебника истории для 10-го класса вызывает удивление. Он обращает внимание на раздел, посвящённый Второй мировой войне. Вот что говорится о её начале в этом учебном пособии: «К сожалению, истина не всегда торжествует. Виновник войны — коммунистический СССР, не был осужден. В Нюрнберге Советский Союз из обвиняемого стал одним из судей. Целое поколение советских людей верило в миф, что Советский Союз стал жертвой агрессии А. Гитлера. Однако недавно обнародованные исторические факты показали иное: И. Сталин сам намеревался напасть на Германию, но опоздал».

А вот как описывается в этом учебнике нападение Германии на СССР. «Тысячи плохо и только к нападению подготовленных советских солдат погибли, целые армии сдались в плен. Часть разорённых режимом И. Сталина, бесправных и забитых людей ненавидела советскую власть, не хотела за неё воевать».

Школьникам сообщают, что «часть жителей СССР встречала немецких солдат хлебом-солью как освободителей».

Своеобразно описывается героизм советских людей. Авторы учебника признают: «Славян нацисты считали малоценным народом. В будущем их ждало уничтожение, рабский труд на немцев или выселение в Сибирь. Русский народ осознал утрату родины и национального достоинства». И вот как трактуют мужество советского народа: «Патриотическими настроениями общества поспешил воспользоваться коммунистический режим. Советская власть всю страну нацелила на отчаянные цели войны. Все жители от 14 лет должны были работать по 11 часов в сутки. Для горожан введены продовольственные карточки. Жители опустошённой коммунистами страны должны были ещё больше нищать. Стремясь выжить, подростки, старики и женщины должны были браться за самую тяжёлую работу».

А так описывается победа Советского Союза: «Помощь Запада особенно помогла СССР. До конца войны Советы от британцев и американцев получили помощь стоимостью 11 млрд долларов США. Без этой поддержки Красная армия не устояла бы против Вермахта». Учебник обходит битву за Москву, за Сталинград, Курскую битву, операции СССР 1943−1944 г. г., партизанское движение. И обращает особое внимание: «6 июня 1944 г. воинские части армий США и Великобритании высадились на побережье Нормандии во Франции. Это был величайший в истории человечества десант. Успешное открытие Второго фронта приблизило окончание войны. Перенесшие германскую оккупацию нации Европы встречали цветами британских и американских солдат как освободителей. Часть руководства немецкой армии, видя приближение поражения, стремилась прекратить войну».

Авторы учебника в конце раздела снова сетуют: на Нюрнбергском процессе «никаких обвинений за насилия и убийства, развязывание войны Советскому Союзу предъявлено не было».

Фото ИТАР-ТАСС/ Юрий Белинский.

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня