Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
23 сентября 2014 15:42

Невежественный фэнтези о русской культуре

Андрей Рудалёв о том, кому выгодны мифы о нашей ущербности

7130

«Русская культура стала великой, когда Россия стала Европой» — проповедует Юлия Латынина на страницах «Новой газеты», повторяя школьные советские учебники истории о том, что частью европейского мира ее сделал Петр Первый, соответственно, разнося ветхие штампы о дремучем Средневековье, как сне цивилизации.

Получается, что все проклятые вопросы на этот счет сняты. Россия стала Европой. И пусть она в какой-то момент свернула не туда, но ее вполне можно вразумить, вернуть. Раз Латынина говорит: стала, то, значит, так оно и есть. Оракулу следует верить.

Но с другой стороны, вроде как Европа, а вроде и нет. Какая-то темная изнанка все вылезает, другое воспитание что ли — внушается нам. Россия — это такая недоЕвропа. Придурковатая измазанная сажей падчерица на посылках у суровой и строгой матери, которая то ли пытается ее вразумить, то ли в лес зимой отправляет, чтобы там замерзнуть.

Латынина для всех непонятливых раз и навсегда отвечает на вопрос «что же такое особая „русская культура“». Для начала не отвергается факт существования русской культуры и это уже хорошо. Дальше автор повторяет исходный тезис своего культурологического нравоучения: «русская культура стала великой, когда Россия стала Европой». В подтверждение этого Латынина пережевывает древний, практически как норманнская теория происхождения государственности на Руси, миф о трех столетиях русской культуры. Все, что было до Петра, то есть до момента чудесной метаморфозы страны, это — «Московская Русь с ее домостроем, ксенофобией, технической отсталостью и, кстати, повальным гомосексуализмом, шокировавшим западных наблюдателей, заняла бы на геополитической карте мира примерно то же положение, что древняя и отсталая Персия».

Юлия Латынина, как остроумный человек, не могла обойтись здесь без шпильки отечественным парламентариям, принявшим закон о запрете пропаганды гомосексуализма. Оказывается, этот закон идет в разрез с исконной русской идентичностью. Вот оно что… Какие они после этого патриоты… Кстати, кто такие эти западные наблюдатели? Миссия ОБСЕ? Почему-то она их не называет?

По Латыниной, после нашего превращения в Европу, вместо гомосексуализма и ксенофобии «мы стали носить европейское платье, после него женщины вышли из теремов, после него поэты стали сочинять „оды“ и „эпитафии“, великосветские хлыщи заговорили о „Венере“ и „Бахусе“, ученые поехали учиться в западные университеты, и после него родилось в российском дворянстве совершенно неведомое дотоле и центральное для Европы слово „честь“». Так получилось, что из всей русской культуры она знает лишь сказки, да языческих богов. Для территории, где властвует ксенофобия и гомосексуализм — это нормально и вполне достаточно.

В качестве самого весомого доказательства тезиса, что Россия — Европа и ни пяди более, публицист предлагает взглянуть на всевозможные вывески и рекламные щиты, а там все сплошь иностранные названия. Убийственный, конечно же, аргумент.

Решил последовать совету автора, обратил внимание. Прочел не на Тверской, а в Архангельске на улице рекламку: ««Элитный коттеджный поселок «Билдинг» в деревне Трепузово». По Латыниной — это наглядная иллюстрация нашей европейскости. Или все-таки проявление невежества, мешанины в головах?..

Чтобы замирить и утешить ущемленное чувство национального достоинства в финале культурологического экскурса говорится об исключительности только трех культур: евреев, китайцев и индийцев. Видимо, автор обладает какими-то особыми, никому не ведомыми данными на этот счет. Исламский мир — категорически вычеркнут и это, конечно же, не ксенофобия. Все остальное, что за пределами трех культур — «привой, помесь, грязнокровки». Эта грязная кровь, по всей видимости, и сближает нас с Европой. Изначальное дикарство, от которого Европа давно отмежевалась, а мы все с ним носимся, как с писаной торбой. Кровь они давно очистили, а мы — нет. Именно поэтому общество наше фашизируется и утверждаются в нем три столпа: «хамство, пьянство и бескультурье».

Посыл Латыниной очевидный: у нас появилась культура, когда мы стали Европой. Разрыв с Европой ведет к кошмару и ужасам, где повальное фашизирование общества — цветочки. Один из комментаторов заметки резюмировал: «И попробуй тут возразить…»

Хотя о ком это пишет Юлия Латынина? Не о своем ли утверждении о национальной исключительности трех рас? Это, конечно же, никакой не фашизм, а объективные факты… Не о дремучем ли бескультурье всего представленного ею культурологического экскурса? Или, может быть, это такой особый метод? Нам менторской интонацией и стилем проповедника проговариваются элементарно невежественные тезисы, причем достаточно избитые и заезженные. Внушается, тиражируется дурь, чтобы потом ею и проиллюстрировать бескультурье общества?..

О чем тут спорить, если историческая мифология, походя развернутая автором, представляет собой самый пошлейший извод логики «Истории ВКП (б)» с темными и невежественными веками царизма? Или все объясняется тем, что Юлия Латынина — писательница и как свидетельствует всеведущая «Википедия», пишет в жанре политической фантастики? Получается, перед нами историческая фантастика, что-то типа неудачного подобия «Властелинов колец»?

Латынина — отличный манипулятор. Она прекрасно понимает, что на дворовой скамейке достаточно пустить любой слух и завтра тебе, как о реальном факте будут его пересказывать. При необходимом напоре и старательности любое невежество можно превратить в истину в последней инстанции.

Допустим, будучи писателем, работающим в жанре политической фантастики, Латынина не обязана разбираться в отечественной истории и культуре. Что помнит из школьного курса, о том приблизительно и говорит. Но вот буквально через несколько дней читаешь примерно тоже самое в интервью Льва Рубинштейна: «Мы наблюдаем, что Украина специфично, неровно, но двинулась в сторону Европы. Осознала себя как политическая нация. Россияне не являются политической нацией. У нас же русский путь, мы такие самобытные, ни туда, ни сюда. Но в России всегда было образованное сословие, ориентированное на Европу. Ценность русской культуры и мысли — в умении смотреть на себя глазами европейца. На этом строилась вся русская культура и литература, все лучшее в ней было европейским. В этом смысле утверждать, что Россия не Европа глупо. Если истреблять европеизм в культуре, уничтожим саму культуру вообще».

Здесь же Рубинштейн высказался про «агрессивный провинциализм», про наши комплексы перед Европой и Америкой. Вообще не ново. Эти пыльные мантры регулярно и настырно прокручиваются: «Русс, русс, сдавайся!» Ощущение, как при общении с сектантами: с виду — милые люди, но как затронешь религиозное, так моментально какой-то тумблер щелкает и головах, и эти головы начинают автоматически и экзальтированно долдонить свой символ веры, не обращая ни на что внимания.

Но позвольте, совершенно никто не говорит, что Россия — что-то категорически противоположное Европе. Россия — это и Европа тоже, но и не только. Про это «не только» здесь все время и пытаются сказать. Но даже за подобную малость — тут же типун на язык мистагоги европейского культа накладывают.

Очень ущербная и ограниченная позиция европейской линейкой все мерить. Даже с точки зрения географии страну придется очертить по границам Московской Руси. Надо понимать, что примат и абсолютизация этой линейки ведет к тому же фашизму, который есть неотъемлемая часть европейской культуры. Именно естественное ее проявление, а не просто болезненная выдумка психически нездорового человека, в чем пытаются убедить. Но ведь об этом никто не хочет поговорить, здесь жесткое табуирование. В основе европейской линейки лежит идея расового, национального превосходства и жесткое подавление всего иного. Это иное можно выжигать огнем и мечом, а можно, если на выжигание сил явно не хватает, элементарно дезавуировать, оболгать, извратить. С этой линейкой не только прилагается кафтан и понятие чести, как вещает Латынина, но и жесткое насаждение одной единственной правды, предельная эксплуатация всего того из чего можно выжать соки, агрессивное колонизаторство.

По Рубинштейну, так же как и по Латыниной, ценность русской культуры проявляется тогда, когда она становится иной, смотрит «на себя глазами европейца». То есть той, какой я ее себе представляю, определенной утопией, личным конструктором. Европеизация — это всегда принудительная попытка сделать Россию иной, чем она есть на самом деле, лишить национальной идентичности, превратить в расчищенный плацдарм, который можно окультуривать. Наиболее откровенно это было проявлено в 1941 году.

Помню, на заре демократизации говорили, что Россия должна стать частью Европы. Значит, стала? Мы — Европа еще с Петра, а теперь нас тянут назад, причем не в советскую империю, над которой в последнее время вдоволь покуражились, а в фэнтезийный образ Московской Руси?

Надо четко понимать: все, что говорит о русской культуре Латынина и Рубинштейн — это не из области реальности, а внушение. Это определенные вирусные мысли, призванные расшатать сознание, сделать его подверженным разного рода комплексам. Именно поэтому главный их инструмент — невежество. С его помощью планируется найти ключ к массам, падким на внушение. Перед нами своеобразная битва экстрасенсов. Новоявленные шаманы пляшут со словесными бубнами с целью ввести окружающих в транс, увезти от реальности, чтобы они также скакали в их такт и отключили здравый смысл.

Но мы-то не должны быть невежественными. Латынина и Рубинштейн, без сомнения умные люди, транслируемое невежество лишь инструмент. Невежество — это лишение смыслов, это такая же пустота, которая разъедала страну в последние десятилетия. Мы становились Европой, но вот только мощного взлета культуры в это время как-то не произошло. Мы все больше становились той «Московской Русью», о которой пишет Латынина. Все потому, что здесь не нужны никакие взлеты, здесь нужна пустота, расчищенный фундамент, полное выхолащивание сути.

Мы не должны скатываться в невежество, зная, что преподобному Сергию Радонежскому семьсот лет. При том, что подобных равновеликих людей в русских святцах — десятки. Зная, что с момента Крещения Руси уже больше тысячи лет. Это событие сделало Древнюю Русь в одночасье наследницей величайших мировых культур, расширив её культурно-историческое время на тысячелетие. Мы не фантасты, мы в реальности живем. Надо попытаться по-настоящему полюбить Россию, узнать ее, а не верить легким вирусам-нелепицам. В России отрицательная логика всегда была ущербна. Ее культура европейская тоже, но в том числе другая. Россия — это не просто политическая нация. Россия — это цивилизация. И это следует четко понимать.

Фото: ИТАР-ТАСС.

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня