Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
11 июня 2009 11:30

Приключение Airbus-320 в Новосибирске — ЧП, которое трудно назвать сюрпризом

Почему в последнее время все чаще на воздушных лайнерах то лобовое стекло треснет, то шасси забудут убрать

1117

Очередной неприятный авиа инцидент. В новосибирском Толмачево в четверг, 11 июня, аварийно приземлился Airbus 320 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс Иркутск-Москва. Следователь Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СКП РФ Татьяна Шерстова рассказала:

— На борту воздушного судна находились шесть членов экипажа и 116 пассажиров. В 08.27 по местному времени (05.27 мск) самолет совершил вынужденную посадку. По предварительным данным, причиной стала трещина на лобовом стекле лайнера.

Это уже четвертый инцидент, связанный с лайнерами авиастроительной компании Airbus за последние несколько дней, начиная с катастрофы в Атлантике 1 июня аэробуса A330−200 авиакомпании Air France с 228 людьми на борту.

Но нас сейчас интересует другая и не менее важная проблема. Мы заметили, что в 2009 году сообщения о треснувших лобовых стеклах на воздушных лайнерах стали появляться с пугающей частотой. Причем, независимо от типа самолета и страны производителя.


Вот лишь несколько недавних инцидентов.

— 18 января 2009 года из-за трещины на лобовом стекле в Сургуте экстренно сел Boeing 737, выполнявший рейс Ноябрьск-Москва.

— 18 февраля совершил вынужденную посадку в Тюмени АТR-42 — на приборной панели сработала сигнализация о негерметичности кабины пилотов.

—  23 февраля Airbus 319 авиакомпании «Аэрофлот» совершил сегодня вынужденную посадку в аэропорту Минска. Как сообщил представитель аэропорта, рейс SU-273 Москва-Ницца вынужден был приземлиться в связи с обнаружением трещины на стекле кабины самолета.

— 19 марта Boeing 737 совершил экстренную посадку во Внуково из-за трещины на лобовом стекле. Он летел из Мурманска, и на его борту находилось 54 пассажира и 6 членов экипажа. Источник в управлении МЧС Московской области сообщил, что в ходе полёта из-за трещины в лобовом стекле возникла угроза разгерметизации кабины.

— 15 апреля самолет Airbus 321 испанской авиакомпании Iberia, на борту которого находились 150 пассажиров, совершил аварийную посадку в аэропорту Мадрида. По данным пресс-службы, пилот во время полета заметил трещину на лобовом стекле.

— 27 апреля при посадке у самолета Ан-24, летевшего по маршруту Сургут-Барнаул авиакомпании Utair растрескалось и едва не вылетело лобовое стекло. Хорошо, что пилоты вовремя почувствовали опасность и экстренно приземлились. Очевидцы рассказывают, что когда самолет остановился, стекло, покрывшееся тонкой сеточкой трещин, буквально выкрошилось на взлетную полосу.

— 23 мая через некоторое время после взлета из Минска пришлось вернуться самолету Boeing 737 национальной авиакомпании «Белавиа», который должен был выполнить рейс Минск-Тбилиси. Причиной возвращения авиалайнера стало растрескивание одного из слоев лобового стекла.


Список при желании можно продолжить (см. Интернет), и самое печальное во всех подобных историях, что техслужбы авиакомпаний никогда не утруждают себя объяснениями причин столь фатальной слабости авиационных стекол. Пожалуй, лишь однажды, после инцидента с Ан-24 в Барнауле в печати появилось что-то похожее на объяснение. Следователь СКП, расследовавший инцидент, разоткровенничался с журналистами:

— Причиной разрушения лобового стекла самолета стал, во-первых, его некачественный монтаж, — пояснил следователь. - А во-вторых, то, что трещины на стекле не были обнаружены своевременно.

Ничего более вразумительного слышать не довелось, хотя вопросы остаются после каждого инцидента: почему, например, и кто произвел некачественный монтаж стекла на Ан-24, почему трещины не обнаружили своевременно, кто вообще в авиации отвечает за лобовые стекла и наказан ли этот человек?..

Немного приподнять завесу таинственности над причинами появления злосчастных трещин помог корреспонденту «Свободной прессы» наш постоянный авиационный эксперт — инструктор одной из московских авиакомпаний Александр Савелов.

«СП»: — Вам пришлось переживать подобные инциденты?

— Да, было однажды. Я тогда летал еще на Ан-24. Во время одного из полетов лобовое стекло в мгновение покрылось характерной паутиной трещин. Что-то подобное случается, когда, например, в лобовое стекло автомобиля попадает камень. Уже на земле техники потом определили — в стекло угодила птица.

«СП»: Что из себя представляет лобовое стекло самолета?

— Это сложная многослойная конструкция. Например, на российском Ил-86 его толщина достигает 10 см, а вес одного сегмента — около 150 кг. Что-то подобное — и на иностранных самолетах.

«СП»: — Отчего же столько серьезная конструкция трескается?

— Трудно назвать лишь одну причину, думаю, в каждом конкретном случае она — своя. Но одна из причин — все тот же пресловутый человеческий фактор.

«СП»: — Неужели пилоты случайно во время рейса попадают по стеклу кувалдой?

—  Одна из главных составных частей авиационного лобового стекла — прозрачные нагревательные элементы, которые помогают бороться с обледенением. Когда самолет попадает в зону интенсивного обледенения, стекло буквально на глазах покрывается толстым слоем льда. В этом случае, либо борт-инженер, либо пилот включает тумблер обогрева стекла. Между стеклом и льдом образуется тонкая водяная прослойка, а под напором встречного воздушного потока — лед просто сдувается со стекла. Обогрев имеет два режима — слабый и сильный. Очень часто, пройдя зону интенсивного обледенения, пилот забывает отключить тумблер с режима «сильный». В результате, стекло перегревается и дает трещины. Вернее, может дать, поскольку, естественно, не при каждом перегреве оно трескается. Допустим, после 50 предыдущих перегревов ничего не случилось, а на 51-й — взяло и треснуло. Включение обогрева не имеет автоматического режима — включается и выключается только вручную.

«СП»: — Необходимость вовремя отключать режим «сильный» записана в инструкции?

— Да.

«СП»: — И случается, что забывают выключить?

— Бывает и часто. Многое современные российские летчики забывают многое сделать во время полета — выключить обогрев стекла, шасси убрать или наоборот — их выпустить… Честно скажу, в последнее время, когда я не сам в кабине, предпочитаю передвигаться из города в город на поезде. Все страшнее становится летать. Пилотов набирают откуда угодно и сразу сажают за штурвал боинга или аэйрбаса. Летаю уже больше 30 лет и не помню такого беспредела в авиации. Раньше были строгие отборы, допуски, тщательное переучивание, многочасовая полетная практика, экзамены… Сейчас две недели переподготовки и ты из-за штурвала Ан-2 пересаживаешься на боинг. Это нормально?

«СП»: — Почему это происходит?

— Раньше система переподготовки летного состава находилась в компетенции государства, а сейчас этим должны заниматься сами авиакомпании, на собственные деньги. Серьезная переподготовка летчика на иностранный самолет означает длительную его командировку в Париж, где находится центр переучивания пилотов. Стоит вся эта «музыка» очень не дешево — за сотню тысяч евро. Кто ж будет посылать? Вот и обходятся двумя неделями — экспресс-курсами. В результате, пилот не в состоянии ни взлететь толком, ни посадить, скажем, тот же боинг, как это случилось недавно в Перми.

«СП»: — Выходит, трещина не на стекле, а на всей современной системе?

— Выходит… Пока, слава Богу, разгерметизация самолетов не приводила к серьезным катастрофа. Но ведь проблема нарастает, как снежный ком. Вылетевшее на эшелоне лобовое стекло — это гарантированная смерть!

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня