Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
26 декабря 2008 15:05

Когда же надо праздновать Рождество

Рождение Иисуса Христа — краеугольный камень летоисчисления по григорианскому календарю. Но даже богословы признают, что 25 декабря — более символическая, нежели реальная дата рождения Иисуса. Точная дата расходится с общепризнанной на срок от 4 до 20 лет. Проблема уходит корнями в VI век.

А именно до VI века европейский календарь основывался на счете лет от основания Рима. Потом, в 1288 году от основания Рима (534 г. до н. э.), монах Дионисиус Эксигурс потребовал, чтобы христианский календарь опирался на дату рождения Иисуса. Дионисиус попытался выяснить конкретную дату рождения Христа, но из-за отсутствия достоверных источников установил ее очень приблизительно — 754 г. со дня основания Рима.

Из библейских текстов следует, что, именно Вифлеемская звезда привела волхвов к яслям с новорожденным Иисусом. По данным Писания, звезда двигалась по небу с востока на запад и остановилась прямо над пещерой с колыбелью младенца.

Уже на протяжении нескольких веков астрономы спорят на тему того, была ли в реальности эта звезда и если она была, то что это мог быть за объект.

Решение этой проблемы было найдено уже в начале XVII века. Немецкий ученый Иоганн Кеплер рассчитал, что наиболее подходящим зрелищным событием в небе была «встреча» Сатурна и Юпитера: из-за разности скоростей движения этих планет и Земли в течение менее чем месяца планеты сливались в одну (и очень яркую) точку трижды!

Было подсчитано, что это событие (периодичность колеблется от 120 до 139 лет) произошло примерно в 7 г. до н.э. Кроме того, историки выяснили, что Иосиф и Мария за год до рождения Иисуса отправились в Вифлеем, чтобы заплатить важную дань. Было доподлинно установлено, что речь идет о всеобщем налоге, установленном Римской империей на всей территории Малой Азии и Ближнего Востока, о чем свидетельствуют настенные надписи, обнаруженные археологами в Турции. Этот самый налог платился регулярно раз в несколько лет, в том числе в 8 г. до н. э.

Эту теорию подтвердил в конце 1970-х годов астроном Дэвид Хагс. Он решил провести собственные исследования даты рождения Иисуса Христа. Основывая поиски на истории о трех волхвах, он искал Вифлеемскую звезду, то есть схожие астрономические условия.

Изучив древние вавилонские и китайские астрономические записи, Хагс сделал вывод, что точная дата рождения Христа — 15 сентября 7 г. до н. э.

Другой астроном, доктор Перси Сеймур, позже независимо от Хагса проверил его теорию в планетарии в Плимуте (Англия), воссоздав макет неба той ночью, и получил подтверждение теории Хагса.

Это открытие вызвало бурю эмоций и огромную шумиху в британской прессе. 15 сентября 1993 г. в печати появилось огромное число публикаций, провозглашавших этот день Рождеством-2000.

На самом деле Иисус Христос родился вовсе не 25 декабря, и даже не 7 января, а 17 июня, утверждает астроном из Австралии. Отправной точкой для произведенных с помощью компьютера расчетов послужили данные, которые приводятся в евангелии от Матфея.

Редактору отдела новостей журнала Sky and Space Дэйву Ренеке удалось восстановить картину звездного неба во время рождения Иисуса. Новейшее программное обеспечение позволило проследить за движением звезд и планет две с лишним тысячи лет назад.

«Это виртуальная карта звездного неба, по которой можно передвигаться вперед и назад во времени, — рассказал он австралийскому агентству новостей AHN. — И оказалось, что точная дата рождения Христа — 17 июня 2-го года до рождества христова».

Дэйв Ренеке утверждает, что ему удалось также разгадать загадку Вифлеемской звезды, которая привела троих волхвов к младенцу Иисусу. Ранее предполагалось, что упоминаемое в Библии небесное явление было сверхновой звездой или кометой. Однако, по мнению австралийского ученого, «путеводная звезда» скорее всего являлась совпадением на небе местоположения планет Венеры и Юпитера.

17 июня 2-го года до нашей эры эти планеты, находившиеся в созвездии Льва, слились в один яркий «луч света», хорошо заметный на рассветном небе.

Однако многие ученые говорят, что периодические «слияния» планет происходят с большей или меньшей регулярностью, поэтому существуют определенные сомнения в отношении того, мог ли парад двух планет быть принят за рождение звезды.

Ученые и историки сходятся во мнении, что Рождественская звезда должна была в реальности представлять собой некое по-настоящему незаурядное событие.

Согласно еще одной точке точке зрения, появление Вифлеемской звезды не нужно понимать буквально. Так, Марвин Болт (Marvin Bolt), научный сотрудник Адлеровского планетария) в Чикаго, убежден, что речь идет о редко наблюдаемом расположении Луны, Юпитера, Сатурна и некоторых звезд. «Современные астрономы совершенно упускают из виду культурный контекст той эпохи», — говорит он. Дело в том, что в апреле 6 г. до н.э. Юпитер вошел в созвездие Овна и в течение следующих месяцев дважды оказывался в конъюнкции с Луной и Сатурном. Как известно, Овен считался знаком евреев, а Юпитер соотносился с властью, что и могло послужить основой легенды о рождении царя царей, считает Марвин Болт.

«Сегодня ученые при помощи всего арсенала современных средств ищут в небе похожие явления, однако пока ничего подобного не было найдено, поэтому научный и культурный смысл произошедшего остается неизвестным», — говорит Болт.

Впрочем, многие теологи не советуют увлекаться подобного рода «научными доказательствами», а все-таки принимать Книгу книг как она есть, на веру, и этим довольствоваться. Все-таки требовать еще кaкиx-тo «твердых доказательств» в данном случае — это поддаваться своего рода искушению, ведь искренняя вера не должна зависеть от того, что там думает по этому поводу наука