Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Эксперт оценила идею признать время, затраченное на дорогу, рабочим

592

Тенденция последних десятилетий показывает, что россияне все больше тратят времени на дорогу. Как обратила внимание адвокат в Израиле, нотариус, третейский судья Олеся Мошкович, это касается не только москвичей и питерцев.

«Крупные областные центры притягивают к себе рабочую силу из области. Растут сами города, а в любом городе-миллионнике есть проблема с транспортной доступностью и общественным транспортом. Приплюсуйте к этому ежегодное ухудшение ситуации, связанное с ремонтом дорог, которое длится с апреля по ноябрь, погодные условия: наводнения, гололед, снегопады, бураны и прочие „радости“. И тогда мы увидим, что средний россиянин год от года тратит на дорогу до работы все больше времени», — уточнила эксперт, комментируя инициативу Института исследования проблем современной политики.

Ранее стало известно, что Институт исследования проблем современной политики вышел с предложением к Минтруду признать время, потраченное гражданами на дорогу, рабочим. Авторы инициативы сослались на ст. 91 Трудового кодекса, по которой нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. При этом, как отметили специалисты, нередко дорога из дома на работу и обратно занимает у россиян от 10 до 20 часов дополнительно «из-за удаленности рабочего места или сложной логистики».

Кстати, как следует из данных опроса портала Superjob, большинство россиян, — 65 процентов, — одобрили данную идею. Не поддерживают ее лишь 14 процентов участников.

Впрочем, как отметила Олеся Мошкович, справедливость — это не область юриспруденции: «Мы оперируем только терминами „законно“ или „незаконно“. Толчком к принятию такого закона может быть общественное мнение, или социальное исследование, когда общество дает сигнал законодателю, что пора что-то менять. Собственно, эта инициатива тоже основана на исследованиях изменения жизни россиян и их потребностей».

В любом случае, угодить всем невозможно, обратила внимание собеседник «Свободной прессы»: «Необходим компромисс. Как стандартизировать и ввести в закон понятие „время до работы“? Придется писать формулы подсчета и условия применения, а это, в свою очередь, приведет к усложнению кадровой работы и увеличению издержек на содержание сотрудников. Допустим, дорога на работу занимает час, а при высоком трафике — два часа, ведь невозможно предугадать, когда и как часто на пути к работе возникнут пробки. А если нужно по дороге завести ребенка в детский сад — уже получается полтора часа. Будет ли это учитываться? Или просто введут в стандарт, что время в дороге, которое считается рабочим — один час для всех? То есть, вариантов множество».

Эксперт полагает, что бизнес, особенно малый и средний, на подобное нововведение, скорее всего, отреагирует негативно: «Эти изменения заставят изменить финансовую модель бизнеса, возможно, производственные процессы, увеличат издержки на документальное ведение дела. Кроме того, часы, потраченные на дорогу, автоматически сокращают часы на рабочем месте. Некоторые профессии позволяют компенсировать это продуктивностью работы, но далеко не все — есть много специальностей, которые привязаны именно к часам на рабочем месте, как, например, кассир. Если кассиру будут засчитывать время на дорогу на работу, то ему надо либо сокращать часы на рабочем месте, либо платить за переработку, что автоматически добавляет расходы для бизнеса».

По мнению адвоката, инициатива Института исследования проблем современной политики не так проста, как может показаться на первый взгляд.

«Впрочем, рациональное зерно в ней есть. Наша жизнь меняется стремительно, должны меняться и законы. Каждое последующее поколение хочет сохранять баланс „работа — жизнь“ и сдвигать его в сторону „жизнь“. Время до работы можно компенсировать разными способами — к примеру, ввести дополнительные оплачиваемые выходные дни. Или, как в Израиле, где я веду практику, время в пути до работы и домой покрывается страховками. Так, если вы получили травму по дороге на работу, вам полагаются определенные выплаты от работодателя и от государства. Однако, захочет ли государство и бизнес отвечать на запрос общества — вопрос открытый», — резюмировала Олеся Мошкович.

Новости дня
Цитаты
Григор Шпицен

политолог (Германия)

Борис Шмелев

Политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня