Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
19 февраля 2009 13:07

Захваченный корейцами «Омский-122» освободят через 10 дней

Лишь спустя сутки после задержания судна российские власти смогли что-то рассказать об инцинденте в Японском море

21

Довольно противоречивая информация поступает о судьбе российского сухогруза, захваченного во вторник северокорейскими пограничниками. В четверг ранним утром информагентства облетела весть, что судно освобождено и направляется к российским берегам. Но буквально через полчаса пришло опровержение. Согласно сегодняшнему заявлению посольства РФ в КНДР вопрос о скорейшем освобождении российского сухогруза решается, хотя еще вчера вечером на вопрос корреспондента «СВ» о судьбе сухогруза, дежурный посольства ответил, что ему ничего неизвестно об инциденте.

Лишь сегодня генконсул в Чхонджине Валерий Валькович открыл «тайну» и сообщил, что арестованное «Омский-122» находится в порту Кимчхэк, и вопрос о принятии мер для скорейшего освобождения судна решается.

Впрочем, эта информация была уже известна сутки назад.

«Омский-122» был задержан в Японском море морскими пограничниками КНДР. Из порта Пусан судно направлялось во Владивосток, а инцидент произошел у мыса Мусудан.

Мы связались с дежурным капитаном-координатором Владивостокского спасательно-координационного центра Анатолием Зарубиным. Вот что он рассказал:

— Да, это случилось у южного мыса Северной Кореи Мусудан, на границе с Южной Кореей. Видимо, наше судно подошло близко к корейскому берегу, там у корейцев всегда дежурит военный патрульный корабль, ну выскочил наперерез и арестовал. Истинные причины задержания сейчас выясняются. Руководство Амурского пароходства связывалось с корейскими консулами из Генерального консульства КНДР в Хабаровске. Но пока вопрос об освобождении этого судна остается открытым. Просто от корейцев нет никакого ответа. Впрочем, подобные инциденты случались и раньше. Думаю, вся бодяга затянется дней на десять.

Никто не знает, чего хотят корейцы и что могут потребовать. Они молчат. Но, по опыту знаю, подобные конфликты обычно урегулируются полюбовно. Корейцы понимают, что их суда тоже ходят мимо наших берегов. Пока экипаж на связь не выходит, а на его борту находится около 20 человек.

Возможно все дело в мысе Мусудан, который уже давно объявлен властями Северной Кореи зоной, закрытой для посещения иностранцами, поскольку здесь расположена секретнейшая северокорейская ракетная база «Мусан-Ри». В сильные шторма здесь довольно удобно укрываться от ветра, чем иногда пользуются капитаны, забывая о секретной корейской базе.

Мы выяснили подробности предыдущего аналогично инцидента, произошедшего ровно год назад здесь же и тоже в феврале. Тогда судно «Лидия Демеш» следовало с партией подержанных автомобилей из японского порта Хамата во Владивосток. Укрываясь от шторма, российский теплоход зашел в территориальные воды КНДР и встал на якорь в районе мыса Мусудан. Всю ночь экипажу не удалось покинуть чужие территориальные воды, а утром «Терней» был арестован и обвинен северокорейской стороной в нарушении госграницы. Инцидент с задержанием продлился почти две недели, после расследования, которое было проведено Пхеньяном.

Еще один случай произошел 9 ноября прошлого года с российским теплоходом-земснарядом «Степан Демешев». По пути из порта в Находке в Санкт-Петербург, у судна отказал правый двигатель. Капитан решил бросить якорь и произвести немедленный ремонт. Однако, в связи с тем, что представители КНДР не были предупреждены, судно также арестовали, однако отпустили уже на следующий день.


Из досье «СП»

Теплоход «Омский-122» — судно румынской постройки. Сошел со стапелей в 1984 году. Первоначальное название «Омский-122». Однако некоторое время ходил под именем «Маргарита-1». Относится к типу больших сухогрузных судов общей серии «проект 1743», разработанной в начале 1970-х годов в СССР. Суда этого типа имеют трюмы с люковыми закрытиями, с двойными бортами и двойным дном, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Предназначены для насыпных и навалочных грузов, генеральных грузов, леса в бревнах. В 90-х гг. отдельные суда, в том числе «Омский-122» были реконструированы под класс «река-море». Они были укорочены, получили более совершенное оборудование трюмов и более высокую носовую часть.

«Омский-122» приписан к Амурскому пароходству. С 90-х гг. большинство таких судов используются на линиях загранперевозок в Европу и на Дальнем Востоке.

ОАО «Амурское речное пароходство» создано в 1993 году на базе государственного предприятия. В результате приватизации из состава пароходства вышли два крупных порта — Хабаровский и Комсомольский. Амурское пароходство осуществляет перевозки грузов в Амурской, Еврейской областях, Хабаровском крае, и на север острова Сахалин. С 1967 года пароходство работает на перевозках внешнеторговых грузов судами «река-море» между российскими портами Дальнего Востока и портами стран Юго-Восточной Азии. Ежегодно ОАО «Амурское пароходство» перевозит свыше 2 млн тонн грузов и около 2 млн пассажиров. Более 50% перевозок грузов внутренним водным транспортом в Хабаровском крае осуществляется средствами Амурского пароходства. 73% объемов перевозок ОАО «Амурское пароходство» выполнено флотом заграничного плавания.

Государству принадлежит 25,5% акций компании. 37,5% акций компании принадлежат ООО «Амурский центр лесозаготовительной техники», 25,5% - ООО «Восток-контракт», 7% - «Линквест Гонконг Лтд.».

Новости дня
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня