Общество

Пять нереализованных проектов Микояна

  
18829

Ровно 43 года, 9 декабря 1970 г., назад ушел из жизни знаменитый советский авиаконструктор, лауреат шести Сталинских премий, академик Артем Микоян. Под его руководством (совместно с Гуревичем и Ромодиным) созданы истребители МиГ-1 и МиГ-3, участвовавшие в Великой Отечественной войне. После войны конструкторское бюро Микояна продолжило работу по проектированию истребителей нового типа. Линейку знаменитых «МиГов» пополнили МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-25. Всего на истребителях имени Микояна было установлено 55 мировых рекордов.

А какие проекты Артура Микояна и его конструкторского бюро так и остались нереализованными?

Самолет МиГ-5

ДИС-200 (МиГ-5, T) — двухмоторный одноместный истребитель сопровождения тактических бомбардировщиков с двигателями АМ-37 (2×1400 л.с.). Самолет предназначался для выполнения таких задач, как сопровождение дальних бомбардировщиков; прорыв воздушной обороны противника; ведение патрульной службы в районах, отдаленных от своих баз, а также ведение разведки боем в глубоком тылу противника; использование в качестве пикирующего бомбардировщика или торпедоносца.

Первый опытный экземпляр истребителя ДИС-200 впервые поднялся в воздух 11 июня 1941 года. Однако уже по результатам заводских испытаний было получено отрицательное заключение о возможности его серийного производства, но испытания было рекомендовано продолжать с целью накопления материалов по доводке и улучшению самолётов подобного типа. Но из-за перегрузки опытного производства, работы по нему были прекращены в августе 1941 года.

Самолет Е-152

Е-152 — советский экспериментальный истребитель-перехватчик. Он предназначался для перехвата и уничтожения самолётов противника, летящих со скоростями до 1600 км/ч на высоте 10000 м и со скоростями до 2500 км/ч на высоте 20000 м и выше на встречнопересекающихся курсах. В постройку заложили два опытных экземпляра самолёта Е-152−1 и Е-152−2 и один экземпляр Е-152А с двумя двигателями Р11Ф-300.

В 1960 году первый экземпляр самолёта Е-152/1 был выпущен из производства, и на нём началась наземная отработка в условиях завода. На самолёте Е-152/1, который получил официальное название Е-166, установлено три мировых рекорда: в 1961 году рекорд скорости по замкнутому 100 км маршруту — достигнута средняя скорость 2401 км/ч, в 1962 году — 2681,7 км/ч и еще один рекорд, установленный в том же году, — рекорд высоты горизонтального полёта, равный 22670 м.

Заводские испытания продолжались до 3 июля 1962 г. и были прекращены после 16-го полёта (летчики-испытатели П.М. Остапенко, А.В. Федотов).

После закрытия темы самолёты Е-152/1 и Е-152/2 были переоборудованы в Е-152М/1 и Е-152М/2 для отработки элементов комплекса перехвата С-155.

Самолет МиГ-105

МиГ-105.11 — лётный аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолета, создававшегося в ОКБ Микояна в рамках советской программы «Спираль». Первоначально планировалось выведение орбитального самолёта ракетой Р-7.

Официально старт проекту был дан 26 июня 1966 года. Поскольку к тому времени руководством страны было принято решение о создании более тяжелых, многоместных космических кораблей многоразового использования (будущих «Буранов»), Миг-105−11 не пошел в серийное изготовление. Проект был закрыт, однако прототип был в целом признан весьма удачным, поэтому многие его конструктивные и технологические решения впоследствии использовались при разработке следующего поколения «космических челноков».

Миг-105−11 обладал характерным силуэтом, с задранным «курносым» носом и плоским в нижней части корпусом, за что и получил кличку «Лапоть». На youtube.com есть видео полётов Миг — 105.11

Самолет МиГ-МФИ

МиГ 1.44 МФИ (в серии должен был получить название МиГ-35) — многофункциональный фронтовой истребитель, опытно-экспериментальный российский прототип истребителя пятого поколения. Создавался как противовес американскому истребителю F-22 и по ряду характеристик превосходил своего американского соперника. Имел широкое применение стелс-технологий (технологии снижения заметности). Всё вооружение самолёта располагалось во внутреннем отсеке. Покрывался специальным радиопоглощающим покрытием.

Параллельно с работами над многофункциональным фронтовым истребителем на основе базовой конструкции прорабатывались варианты самолета-разведчика, истребителя корабельного базирования и другие модификации. Однако проект в силу различных обстоятельств был закрыт.

На 2013 год единственный лётный экземпляр находится в ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском, брошенный под открытым небом.

МиГ-МФИ присутствует в видеоиграх Jetfighter V: Homeland Protector, Jetfighter 2015, Ace Combat 5: The Unsung War, Tom Clancy’s H.A.W.X. 2. Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик авиационной техники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх часто далеки от реальности.

Одной российской компанией также выпускается сборная модель истребителя в масштабе 1/72.

Беспилотник «Скат»

"Скат" — разведывательный и ударный беспилотный летательный аппарат, разрабатываемый ОКБ Микояна и Гуревича и ОАО «Климов». Впервые был представлен на авиасалоне МАКС-2007 в качестве полноразмерного макета, предназначенного для отработки конструкторско-компоновочных решений. Его назначение: ведение разведки, нанесение ударов по наземным целям авиабомбами и управляемыми ракетами Х-59, уничтожение радиолокационных систем ракетами Ч-31.

Проект был приостановлен в связи с отсутствием финансирования. Решением Министерства обороны России по результатам соответствующего тендера головным разработчиком перспективного ударного БЛА избрана АХК «Сухой».

Фото на открытии: Владимир Савостьянов /Фотохроника ТАСС/


Читайте последние новости на сегодня, 16 октября, и аналитические материалы Свободной Прессы в социальных сетях: Facebook, Twitter, ВКонтакте, Одноклассники, Мир тесен, а так же Telegram.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости дня
Цитаты
Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров