Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
8 декабря 2013 19:52

Пять нереализованных проектов Микояна

18892

Ровно 43 года, 9 декабря 1970 г., назад ушел из жизни знаменитый советский авиаконструктор, лауреат шести Сталинских премий, академик Артем Микоян. Под его руководством (совместно с Гуревичем и Ромодиным) созданы истребители МиГ-1 и МиГ-3, участвовавшие в Великой Отечественной войне. После войны конструкторское бюро Микояна продолжило работу по проектированию истребителей нового типа. Линейку знаменитых «МиГов» пополнили МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-25. Всего на истребителях имени Микояна было установлено 55 мировых рекордов.

А какие проекты Артура Микояна и его конструкторского бюро так и остались нереализованными?

Самолет МиГ-5

ДИС-200 (МиГ-5, T) — двухмоторный одноместный истребитель сопровождения тактических бомбардировщиков с двигателями АМ-37 (2×1400 л.с.). Самолет предназначался для выполнения таких задач, как сопровождение дальних бомбардировщиков; прорыв воздушной обороны противника; ведение патрульной службы в районах, отдаленных от своих баз, а также ведение разведки боем в глубоком тылу противника; использование в качестве пикирующего бомбардировщика или торпедоносца.

Первый опытный экземпляр истребителя ДИС-200 впервые поднялся в воздух 11 июня 1941 года. Однако уже по результатам заводских испытаний было получено отрицательное заключение о возможности его серийного производства, но испытания было рекомендовано продолжать с целью накопления материалов по доводке и улучшению самолётов подобного типа. Но из-за перегрузки опытного производства, работы по нему были прекращены в августе 1941 года.

Самолет Е-152

Е-152 — советский экспериментальный истребитель-перехватчик. Он предназначался для перехвата и уничтожения самолётов противника, летящих со скоростями до 1600 км/ч на высоте 10000 м и со скоростями до 2500 км/ч на высоте 20000 м и выше на встречнопересекающихся курсах. В постройку заложили два опытных экземпляра самолёта Е-152−1 и Е-152−2 и один экземпляр Е-152А с двумя двигателями Р11Ф-300.

В 1960 году первый экземпляр самолёта Е-152/1 был выпущен из производства, и на нём началась наземная отработка в условиях завода. На самолёте Е-152/1, который получил официальное название Е-166, установлено три мировых рекорда: в 1961 году рекорд скорости по замкнутому 100 км маршруту — достигнута средняя скорость 2401 км/ч, в 1962 году — 2681,7 км/ч и еще один рекорд, установленный в том же году, — рекорд высоты горизонтального полёта, равный 22670 м.

Заводские испытания продолжались до 3 июля 1962 г. и были прекращены после 16-го полёта (летчики-испытатели П.М. Остапенко, А.В. Федотов).

После закрытия темы самолёты Е-152/1 и Е-152/2 были переоборудованы в Е-152М/1 и Е-152М/2 для отработки элементов комплекса перехвата С-155.

Самолет МиГ-105

МиГ-105.11 — лётный аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолета, создававшегося в ОКБ Микояна в рамках советской программы «Спираль». Первоначально планировалось выведение орбитального самолёта ракетой Р-7.

Официально старт проекту был дан 26 июня 1966 года. Поскольку к тому времени руководством страны было принято решение о создании более тяжелых, многоместных космических кораблей многоразового использования (будущих «Буранов»), Миг-105−11 не пошел в серийное изготовление. Проект был закрыт, однако прототип был в целом признан весьма удачным, поэтому многие его конструктивные и технологические решения впоследствии использовались при разработке следующего поколения «космических челноков».

Миг-105−11 обладал характерным силуэтом, с задранным «курносым» носом и плоским в нижней части корпусом, за что и получил кличку «Лапоть». На youtube.com есть видео полётов Миг — 105.11

Самолет МиГ-МФИ

МиГ 1.44 МФИ (в серии должен был получить название МиГ-35) — многофункциональный фронтовой истребитель, опытно-экспериментальный российский прототип истребителя пятого поколения. Создавался как противовес американскому истребителю F-22 и по ряду характеристик превосходил своего американского соперника. Имел широкое применение стелс-технологий (технологии снижения заметности). Всё вооружение самолёта располагалось во внутреннем отсеке. Покрывался специальным радиопоглощающим покрытием.

Параллельно с работами над многофункциональным фронтовым истребителем на основе базовой конструкции прорабатывались варианты самолета-разведчика, истребителя корабельного базирования и другие модификации. Однако проект в силу различных обстоятельств был закрыт.

На 2013 год единственный лётный экземпляр находится в ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском, брошенный под открытым небом.

МиГ-МФИ присутствует в видеоиграх Jetfighter V: Homeland Protector, Jetfighter 2015, Ace Combat 5: The Unsung War, Tom Clancy’s H.A.W.X. 2. Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик авиационной техники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх часто далеки от реальности.

Одной российской компанией также выпускается сборная модель истребителя в масштабе 1/72.

Беспилотник «Скат»

"Скат" — разведывательный и ударный беспилотный летательный аппарат, разрабатываемый ОКБ Микояна и Гуревича и ОАО «Климов». Впервые был представлен на авиасалоне МАКС-2007 в качестве полноразмерного макета, предназначенного для отработки конструкторско-компоновочных решений. Его назначение: ведение разведки, нанесение ударов по наземным целям авиабомбами и управляемыми ракетами Х-59, уничтожение радиолокационных систем ракетами Ч-31.

Проект был приостановлен в связи с отсутствием финансирования. Решением Министерства обороны России по результатам соответствующего тендера головным разработчиком перспективного ударного БЛА избрана АХК «Сухой».

Фото на открытии: Владимир Савостьянов /Фотохроника ТАСС/

Новости дня
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня