Исполнилось 100 лет Стэнли Мэтьюзу, одному из трех футболистов, награжденных королевой Великобритании рыцарским званием. Позже этот титул обрели полузащитник Бобби Чарльтон и тренер Алекс Фергюсон.
Мэтьюз прославился многим. Но главное, он потряс футбольный мир своим неуемным желанием играть. Его фантастическая карьера длилась 33 (!) года — с 1932-го до 1965 года. В национальной сборной Англии правый крайний играл почти до сорока лет!
Джентльмен и мальчишки
В последний раз сэр Стэнли вышел на поле спустя несколько дней после того, как ему исполнилось 50 (!) лет. Но расстался с футболом не потому, что устал и потерял игровые кондиции. А оттого, что негоже стало гонять мяч солидному джентльмену наравне с мальчишками, годящимися ему в сыновья.
За свою карьеру Мэтьюз не получил ни одного предупреждения, хотя защитники, мягко говоря, его не жаловали. Он стал первым обладателем «Золотого мяча». Почетный приз сэр Стэнли получил, уже разменяв пятый десяток…
Блестящий дриблер, отменный тактик, он, тем не менее, играл в клубах, которые не хватали звезд с английского футбольного небосклона. Звали ли его в другие команды? Конечно! Но он был верен скромному «Сток Сити». Однако в 1947 году боссы клуба решили продать правого крайнего в «Блэкпул» за «умопомрачительную» по тем временам сумму в 11 тысяч 500 фунтов стерлингов. Это было в 1947-м…
В 1939 году, когда, когда началась Вторая мировая война, футболиста призвали в ряды королевских Военно-воздушных сил. Других фактов о его службе, увы, нет. Но известно, что Мэтьюз в свободное время играл за сборную Англии, которая во время войны проводила товарищеские матчи со своими соседями — футболистами Ирландии, Шотландии и Уэльса.
Когда наступил мир, 32-летний Мэтьюз вернулся в «Сток Сити». Многие, в том числе и владельцы клуба, решили, что кумир болельщиков Сток-он-Трента уже не тот, что прежде. И решили с ним расстаться.
Но об этом им пришлось очень скоро пожалеть, ибо и в новой команде Мэтьюз продолжил демонстрацию своих лучших качеств. Один из собственных подвигов — в финале Кубка Англии против «Болтона» — он описал в мемуарах «35 лет на правом краю»: «Как безумный, я рванулся к воротам. Обошел одного игрока, другого! Путь был свободен. Весь стадион стоял на ногах. Всякий мой шаг сопровождался оглушающим криком ста тысяч зрителей. Не жалея голосовых связок, они повторяли мое имя…» В той драматической игре «Болтон», проигрывая 1:3, вырвал победу.
И все же Мэтьюз завершил свою карьеру в «Сток Сити», куда вернулся в 46 лет. Сыграв последний матч с «Фулхэмом», в котором, между прочим, забил гол, неуемный форвард с грустной улыбкой заметил, что мог бы спокойно бегать по футбольному полю еще пару-тройку лет.
Танкиста спас футболист
Отчасти судьбу англичанина повторил московский динамовец Владимир Савдунин. Его футбольную карьеру, начавшуюся в 1939 году, прервала Великая Отечественная. Прежде чем прославиться как футболист, Савдунин совершил немало боевых подвигов. За них он удостоился двух орденов Красной Звезды и стольких же орденов Отечественной войны.
Армейская газета 2-го Украинского фронта в одной из публикаций сообщила о жестоком бое, который приняли воины 50-й танковой бригады: «Отважная четверка наших бойцов неожиданно столкнулась с пятнадцатью фашистами. Сержант Владимир Савдунин, сильный и быстрый, раньше всех сумел схватить гранату и швырнуть ее в немцев, уложив четырех из них. Тут же наши разведчики открыли стрельбу из автоматов. Савдунин первым прорвался на вражескую батарею…»
Конечно, ему здорово помогали спортивные навыки. И в упомянутом бою, и во многих других. При форсировании Буга близ Умани — это неподалеку от Одессы — советские танки ворвались на мост. Головная машина подорвалась на мине и рухнула под воду. Командир исчез под разломившимся льдом и, если бы не Савдунин, наверняка погиб бы. Боец бросился в реку и сумел спасти танкиста.
Им суждено было встретиться спустя несколько лет в Ленинграде. Представьте себе — на футболе! Николай Егоров — это был спасенный танкист — случайно увидел в программке матча «Зенит"-"Динамо» знакомую фамилию. Сердце дрогнуло — нежели тот самый?
После игры Егоров пришел в динамовскую раздевалку. Они обнялись, расцеловались. И потом дружили много лет…
После войны Савдунин попал в московское «Динамо», где стал одним из самых ярких футболистов. Несмотря на то, что он играл после тяжелого ранения! За свою карьеру — конечно, она была не такой длинной, как у англичанина — Владимир Григорьевич трижды становился чемпионом Советского Союза, обладателем Кубка СССР. Играл и в полузащите, и нападении. Был одним из любимцев болельщиков. Савдунин участвовал в знаменитом «британском» турне «Динамо» в ноябре 1945 года. Наверняка его игру видел и по достоинству оценил Мэтьюз. Жаль, что они не познакомились…
Савдунин слыл игроком быстрым, техничным, он с одинаковой силой и точностью вколачивал мячи в ворота соперников и правой, и левой ногой. Один из голов уже на излете карьеры забил в товарищеском матче, причем, красиво, в самую «девятку», лондонскому «Арсеналу». Переполненный стадион ахнул от восторга.
Можно вспомнить и других футболистов, которые начали играть до войны. Это — вратарь «Спартака» Владислав Жмельков, который прошел всю Великую Отечественную. Кавалер Ордена Славы вернулся на поле после Победы, но прежнюю форму, увы, обрести не смог. Да и боевые раны напоминали о себе…
В рядах 5-й Ударной армии воевал другой вратарь — Виктор Чанов. Начинал он до войны в ворошиловоградском «Дзержинце». Через два года после войны появился в знаменитом ЦДКА, став двукратным чемпионом СССР. А завершил карьеру в донецком «Шахтере».
Любители футбола наверняка помнят сыновей Виктора Гавриловича, также известных голкиперов. Виктор, игрок сборной СССР, выступал за «Шахтер» и киевское «Динамо». Вячеслав также начинал карьеру в стане горняков. Позже оборонял ворота столичного «Торпедо», ЦСКА, бакинского «Нефтчи».
Блестящий Фриц
Еще одним известным игроком, чью карьеру на две части разделила война, был немец Фриц Вальтер. Он, будучи игроком «Кайзерслаутерна», дебютировал в сборной Германии в 1940 году, когда ему было 17 лет. В матче со сборной Румынии вундеркинд забил три мяча!
В 1942 году Вальтера призвали в вермахт. В конце войны он попал в советский плен и, возможно, сгинул бы на сибирских просторах, однако его спас… футбол. В ожидании эшелона пленным разрешили попинать мяч. И тут Фриц принялся демонстрировать свою незаурядную технику. И случилось чудо: среди «зрителей» нашелся человек, видевший его на поле в 1942 году. В той памятной игре со сборной Венгрии Вальтер принял участие во всех пяти (!) голевых атаках немцев — он дважды поразил ворота вице-чемпионов мира и отдал три результативных передачи.
Об известном пленнике узнал комендант лагеря, который был не равнодушен к футболу. Спустя некоторое время Вальтер обрел свободу. Правда, за это ему пришлось некоторое время поиграть за… сборную советской воинской части.
После возвращения в Германию Вальтер становится капитаном — и в сборной ФРГ, и в родном «Кайзерслаутерне». Этот клуб во многом благодаря Фрицу становился чемпионом страны в начале пятидесятых годов.
Многие знали, что лучшую игру Вальтер показывал в дождливую, сырую погоду. «Нелюбовь» форварда к солнцу объяснялась просто — из плена Фриц привез малярию. В Германии до сих пор ненастье называют «погодой Фрица Вальтера»…
1954 год становится триумфом западногерманской сборной, которая побеждает на чемпионате мира в Швейцарии. В финале немцы, ведомые своим неутомимым капитаном, проигрывая два мяча венграм, сумели забить три!
Вальтер приезжал в Москву в составе своей сборной в 1955 году на исторический матч с национальной командой СССР. Он стал автором одного из мячей в ворота Льва Яшина. Однако этот гол не спас гостей от поражения — 2:3.
За сборную Вальтер выступал, как и Мэтьюз, почти до сорока лет. И, возможно, играл бы дольше, если бы не тяжелая травма, полученная им в матче первенства мира 1958 года со Швецией. Тем не менее, блестящий Фриц еще целый год выходил на поле в чемпионате Германии.
Снимок в открытие статьи: член сборной команды СССР по футболу, вратарь Виктор Чанов (справа) на тренировке/ Фото: РИА Новости