Расистский скандал в Киеве на матче Лиги чемпионов с «Челси», напомнил другие события. Они также получили широкий резонанс. 20 лет назад, в сентябре 1995 года футбольный мир ошеломило сенсационное сообщение — руководители украинской команды пытались подкупить арбитра. И тоже в Лиге чемпионов!
После матча группового турнира между киевским «Динамо» и греческим «Панатинаикосом», испанский арбитр Антонио Лопес Ньето написал рапорт. В нем говорилось о том, что ему была предложена взятка — две норковые шубы и 30 тысяч долларов. Участниками сделки были названы два конкретных человека — генеральный секретарь клуба Василий Бабийчук и генеральный менеджер Игорь Суркис.
Контрольно-дисциплинарный комитет УЕФА тут же провел расследование. Его результаты повергли футболистов «Динамо» и ее поклонников в ужас. Команда была снята с розыгрыша Лиги Чемпионов и подверглась дисквалификации на следующие три года. Что же касается Бабийчука и Суркиса, то они, согласно вердикту европейской федерации, должны были искать себе работу, не связанную с футболом. Эти люди пожизненно отстранялись от деятельности в этом виде спорта.
Весь футбольный мир ломал себе голову, зачем команде высокого класса, которой в то время было «Динамо», идти на такой шаг? К тому же соперниками сильных, амбициозных киевлян, руководимых Йожефом Сабо, были не европейские гранды, а скромный клуб из Афин. Да и взятка была какая-то странная — денежно-шубная. Почему не бриллианты или автомобиль? В общем, туман, покрытый мраком, который не рассеялся до сих пор…
Кстати, тот злополучный матч украинская команда выиграла, хотя и не без труда — 1:0. Свидетелями его победы стали 98 тысяч зрителей Республиканского стадиона. Однако результат игры был аннулирован.
Суркис — хотите верьте, хотите нет — выстроил свою версию «шубных» событий.
Он рассказал, что 12 сентября 1995 года, накануне матча с «Панатинаикосом» ему позвонил Бабийчук и спросил, нет ли в его фирме меховых изделий — их хотят приобрести испанские судьи. Суркис ответил, что его компания этим не занимается и попросил перезвонить через несколько минут, чтобы навести справки.
Вскоре генеральный менеджер нашел нужный товар, за которыми вечером того же дня отправились гости. Они долго выбирали и, в конце концов, Ньето взял две шубы, а боковые арбитры Чирино и Гиральдес — по меховой шапке. Общая сумма покупок составила 30 тысяч долларов.
В тот вечер у испанцев было прекрасное настроение. На ужине они пили вино, шутили. «У меня начались почечные колики, и я вынужден был покинуть банкетный зал, — вспоминал Суркис. — Спустя какое-то время ко мне зашел Бабийчук и сказал, что судьи все время спрашивают, какая стоимость отобранных меховых изделий».
Когда Ньето увидел цифры на чеке, то схватился за голову: «Нам ничего не надо, ни сувениров, ни картин, забирайте все обратно…»
Вы видели покупателя, который выбирает товар и не интересуется его стоимостью? Это делают даже богатые, состоятельные люди. Испанские судьи, конечно, не бедствовали, но все же странно…
И почему Ньето и его коллегам все-таки пришло в голову поинтересоваться ценой меховых изделий? Не произошло ли так: гости, сначала легкомысленно приняли презент, а потом, узнав его более чем внушительную стоимость, испугались последствий и пошли на попятную?
Еще один вопрос. Что это за сувениры и картины, которые хотел вернуть Ньето? Вряд ли это были ручки, брелоки и эстампы с видами Киева…
История, рассказанная Суркисом, уже ни на что не повлияла. Капкан захлопнулся. И, наоборот, все решило свидетельство испанского судьи. Ньето сообщил, что во время официального ужина его отвели в отдельный кабинет, где Суркис, вручил ему лаконичную записку на испанском языке: «Антонио, победа Динамо — 30 тысяч долларов США для Вас». Арбитр, по его же словам, возмутился и хотел оставить себе эту бумажку, как вещественное доказательство. Однако Суркис оказался проворнее и записку выхватил. Но испанец заявил, что дело он так не оставит обо всем доложит в УЕФА. И угрозу свою выполнил.
Странно, что никто не заметил еще одно нюанса. Суркис якобы пытался дать взятку, Ньето ее якобы не взял. Но киевское «Динамо» выиграло тот матч, как и хотел Суркис. Достигла она успеха своими силами? Не было ли в той победе хоть какой-то, пусть минимальной помощи арбитра?
И почему испанец не позвонил в УЕФА в тот же вечер: «Караул, меня подкупают!» Отчего, наконец, не отказался выйти на поле следующим вечером? Не означает ли это, что Ньето не сразу решил подать рапорт. Возможно, с ним «работали» — уговаривали, ублажали, может, снова подкупали…
Несмотря на поданную апелляцию, киевское «Динамо» покарали. В обращении руководства клуба на имя главы УЕФА Леннарта Юханссона, в частности, говорилось: «Ставим вас в известность, глубокоуважаемый г-н президент, что в генеральную прокуратуру Украины нами поданы материалы о пребывании в Киеве главного судьи матча „Динамо“ — „Панатинаикос“ г-на Ньето. Действия последнего по приобретению некоторых товаров и последовавшие за этим публично сделанные им заявления, а также его рапорт в УЕФА задевают нашу честь и достоинство…»
Однако дисквалификация «Динамо» длилась всего год. При содействии экс-президента Украины Леонида Кравчука команду амнистировали.
Как сложились судьбы участников той грязной истории? Суркису разрешили вернуться в футбол и сейчас он, как известно, возглавляет футбольный клуб «Динамо». Ну а Бабийчук, которого тоже амнистировали, три года назад ушел из жизни.
Судья Ньето получил известность не только благодаря «шубному» скандалу. Он был квалифицированным, строгим арбитром. К примеру, в матче чемпионата мира 2002 года Германия — Камерун он предъявил его участникам аж 16 карточек, две из которых были красными…
В 2013 году бывший тренер киевского «Динамо» Сабо в одном из интервью вспомнил «шубный» скандал. По его словам, перед матчем «Динамо» — «Панатинаикос» судья матча Ньето решил приобрести в Киеве две шубы. «Выбрал он товар, — поведал тренер. — Ему сказали, что цена такая-то, кажется, 30 тысяч долларов, но можно отдать за 15 тысяч. Что-то в этом роде. И судья обиделся.
Это была подстава. Это мое мнение, и я ни от него не откажусь — это была подстава. Дисквалифицировали «Динамо», а потом подключился Кравчук…"