Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) 17 июня не восстановила членство Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА). Почти сразу появилось сообщение: Всемирное допинговое агентство (WADA) поддержала решение IAAF. Если коротко, это означает, что российские легкоатлеты на Олимпийские игры-2016 в Рио-де-Жанейро не поедут.
В изоляции до мая 2017 года
То, что будет принято такое решение для авторов статьи, откровением не стало. Один из них принимал участие в подготовке материалов для информационного агентства Rekorda.net в разделе «Антидопинг». Там на протяжении трех лет четко раскладывалась вся ситуация, которая царит в российском и мировом спорте в отношении допинга. Дату 17 июня 2016 года с надеждой ждали многие российские легкоатлеты. Но отнюдь не журналисты «СП», которые располагали уже более месяца пессимистической информацией.
Мы располагаем данными, что членство Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) в IAAF не будет восставлено до мая 2017 года. То есть, российские спортсмены именно до этого времени не будут принимать участие во всех международных соревнованиях и не смогут приглашать в Россию зарубежных атлетов до указанного срока.
На МОК нет надежды
Теперь наши легкоатлеты молятся на то, чтобы Международный олимпийский комитет (МОК) все-таки допустил российских легкоатлетов к Играм. Но этого не будет по многим причинам.
Первая и, наверное, самая главная. МОК никогда не пойдет против решений или рекомендаций (такого за все 100 с лишним лет существования этой организации еще не было) международных федераций. В данном случае — IAAF, чье решение базируется на вердикте WADA.
Вторая причина. Бывает, что МОК разрешает спортсменам той или иной страны выступать под своим флагом, если страна не участвует по политическим мотивам в Играх. Или объявляет бойкот Олимпиаде. Так было с британскими спортсменами на Играх-1980 в Москве. Или с чемпионом мира по скоростному бегу на коньках венгром Корнелом Пайором, когда он уехал из Венгрии после событий 1956 года. Но с российскими атлетами совсем другая история. Никто Олимпиаду не бойкотирует, никаких протестов нет. Спортсмены, представляющие «королеву спорта», дисквалифицированы за нарушение допингового законодательства. А это разные вещи.
Конечно, возникает вопрос, а почему нельзя допустить на игры, так называемых, «чистых» спортсменов? Пусть даже и под флагом МОК?
У этой организации сейчас и так много проблем. Если создать такой прецедент и допустить несколько человек из России, то тут же появятся, например, каталонцы, которые не захотят выступать за Испанию, или курды, которым надоело выступать под флагом Турции. И так далее.
Тем более, что и отечественные атлеты не горят желанием выступать под чужим, а точнее, безликим флагом.
- Мы достойны права представлять нашу страну на Олимпийских играх. Мы не преступники, никогда не употребляли допинг. За все свои годы выступлений я доказала непричастность к допингу, — заявила «СП» двукратная олимпийская чемпионка Елена Исинбаева. — Для меня неприемлемо вступать под чужим флагом. Я буду выступать как представитель своей страны. По крайней мере, мне так хочется. Если же этого не произойдет 21 июня, а на то, что МОК изменит решение надежд мало, скажу так: пусть они подавятся в таком случае своим решением. Естественно, на чемпионат России в Чебоксары я поеду, и это, по-видимому, будет заключительный старт в моей профессиональной карьере. Буду прыгать там, как будто на Олимпиаде в Рио.
Кроме того, Исинбаева заявила, что подаст в Международный суд по правам человека.
Чиновники умывают руки
Но вернемся к МОК. Третья причина, по которой наша страна не может рассчитывать на снисхождение, состоит в том, что наши спортивные руководители обещают что-то, и потом эти пункты выполняют не до конца. Приведем один из примеров. Было обещано, что состав ВФЛА будет обновлен. Он и был обновлен. Сменили всех, за исключением одного человека. Но этот человек — Михаил Бутов, занимает одну из самых ключевых должностей — генерального секретаря. В функционал которого входят, в том числе, и различные договоры. У человека логически мыслящего возникает вопрос: а почему он остался? Значит, что-то не чисто.
И это только один из пунктов.
Более того, уже нашлись некоторые российские чиновники, которые от этого скандала уже предвкушают получить определенные дивиденды.
Авторы материала случайно стали свидетелями разговора двух высокопоставленных людей из мира российского спорта. Один из которых заявил: «Сколько могут наши легкоатлеты завоевать золотых медалей? Две — три. В самом лучшем случае — четыре: Исинбаева, Кудрявцев (400 метров с барьерами), Кучина (прыжки в высоту), Шубенков (110 метров с барьерами). Все! Без легкоатлетов мы возьмем примерно 20 золотых. Сколько мы выиграли в Лондоне-2012 легкоатлетических дисциплин? Семь. А в Москве-2013 на чемпионате мира — восемь. Прогресс налицо. Начальству скажем, что вот санкции виноваты, легкую атлетику не допустили, а так у нас было бы еще десять побед! Нас еще и похвалят и поощрят».
После этого наивными кажутся слова, которые «СП» сказал нынешний главный тренер сборной России по легкой атлетике олимпийский чемпион Юрий Борзаковский
— В данный момент руководство страны, Министерство спорта, Олимпийский комитет России — все работают с зарубежными коллегами. Все делают для того, чтобы все еще поменялось. МОК может свое веское слово сказать. Надежда умирает последней, - сказал он.
Но в данном случае надежда не умирает последней. Она уже убита!
Никакой политики, только деньги
Заметили, что тема политики, санкций сейчас очень выгодно применяется теми же спортивными чиновниками и другими ответственными лицами. Под них можно списать все. Это касается и нынешней ситуации, и ситуации, которая известна под названием «мельдоний».
В случае со скандалом с милдронатом во многом мы пострадали из-за халатности и надежды на пресловутый русский «авось». Как и во многих других случаях. Здесь налицо только наша безответственность, непрофессионализм.
Зачем, например, хоккейные команды покупали милдронат в громадных количествах в феврале, когда он уже был официально запрещен с января?
А для западных «партнеров» история с милдронатом — чистый бизнес. Фармакологические компании нашли лазейки, по которым мельдоний может попасть в число запрещенных препаратов. Весь скандал с детективным сюжетом только сыграл на руку рекламе этого препарата. «СП» не удивится, если года через два на рынке появится препарат, который будет таким же, как милдронат. Но реклама будет гласить: «Принимайте препарат „XYZ“. Он в двадцать раз лучше милдроната! А стоит всего лишь в пять раз дороже. Вы будете спасены!»
Вообще, очень многое, что происходит в мире спорта с допингом в последние годы зависит от новшеств в работе фармакологических компаний. И спортсмены чаще всего выступают в роли подопытных кроликов.
Могли ли мы избежать всех этих скандалов? Скорее всего — да. Если бы действовали решительно и быстро. Но все махнули рукой.
Чегин. Из героя нации до злодея
По настоящему скандал начался с того, что зимой 2014 года российский тренер ходоков Виктор Чегин выставил в соревнованиях дисквалифицированную спортсменку Елену Лашманову.
Специально акцентируем внимание именно на этом факте.
Что WADA запрещает? Только одно — участие в соревнованиях дисквалифицированных спортсменов. Это единственное правило и нарушил Чегин. В WADA от этого опешили. И поскольку тренер практически не получил никакого наказания от российских представителей РУСАДА, то началась настоящая вакханалия.
Понимая, что русские «работают без правил», дисквалифицированные кенийские легкоатлеты пачками, стали выступать в соревнованиях.
А дело в том, что в течение практически полутора десятка лет Чегин был, что называется, героем нации. О его спортсменах, его методике рассказывали по всем телеканалам, расписывали все спортивные (и не только) издания. В Мордовии построили прекрасный центр для ходоков и назвали его именем Виктора Чегина. Хотя некоторые скандалы были и раньше. Похоже, появилось ощущение, что всё прикроют и всё сойдет. Поначалу головы в этом саранском центре полетели у всех, кроме него.
А затем произошла и еще одна любопытная вещь. Формально директором поставили воспитанницу «чудо-тренера» — Ольгу Каниськину, которую тоже уличили в употреблении допинга. Никто не увидел, что ситуация поменялась. Международные спортивные инстанции просто в ответ на это просто завелись. И стали доставать из шкафов именно российские «скелеты».
Сейчас собираются вводить уголовную ответственность за употребление допинга. Во Франции, кстати, она уже давно введена.
Словом, удивляться нечему.