Мы не хотели возвращаться к теме Олимпийских игр и к нашим олимпийцам, но две новости (одна — вчерашняя, вторая — сегодняшняя) заставили нас это сделать.
Новость номер раз:
15 марта в Москве состоялась торжественная церемония награждения российских победителей и призеров зимней Олимпиады в Ванкувере, которым были вручены автомобили Audi от «Фонда поддержки олимпийцев России» (этот фонд спонсируется нашими олигархами). Фигурист Евгений Плющенко, бобслеист Александр Зубков и конькобежец Иван Скобрев не довольны подарочными автомобилями Audi Q5 и хотят обменять их на Audi Q7.
Новость номер два:
Ветераны ВОВ получат единовременную денежную выплату по случаю 65-летия Победы. Число получателей единовременной денежной выплаты по случаю 65-летия Победы составит 4,2 млн человек.
Выплаты в размере 5000 рублей получат инвалиды и ветераны войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Такую же сумму получат вдовы военнослужащих, погибших в период войны в Финляндии, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Выплаты в размере 1000 рублей получат ветераны, проработавшие в тылу с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев (исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР). 1000 рублей также получат граждане, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период войны, бывшие совершеннолетние узники нацистских концлагерей, тюрем и гетто.
А теперь по порядку:
Вот каковы внешние особенности автомобилей для олимпийских чемпионов, серебряных и бронзовых призеров. Победители Ванкувера получили в подарок внедорожники премиум-класса Audi Q7, окрашенные в золотой цвет. Обладателям серебряных наград достались кроссоверы Audi Q5 . Спортсменам, завоевавшим бронзовые медали, подарили полноприводные универсалы Audi Allroad Quattro, имеющих бронзовую окраску.
На месте номерного знака автомобилей было написано «Сборная России», а чуть ниже и более мелким шрифтом — имя и фамилия награжденного спортсмена.
«При мне Иван Скобрев сказал, что машина для него маловата, — приводит слова главного специалиста „Фонда поддержки олимпийцев“ Владимира Кожевникова агентство РИА Новости, — Все эти вопросы будем утрясать. Одних все устраивает, другим что-то не нравится — это рабочие моменты».
Впрочем, поменять автомобили будет не так уж и легко — ведь они именные. На рамке номера стоит логотип Олимпиады в Ванкувере и фамилия спортсмена, которому она была подарена. Но, судя по всему, машины Плющенко, Зубкову и Скобреву действительно поменяют. Ведь награждать пришлось гораздо меньшее число спортсменов, чем ожидалось.
Как сообщил корреспонденту «СП» источник в Олимпийском комитете России, это связано с тем, что наши спортивные чиновники очень рассчитывали на триумф хоккейной сборной. А это не менее 25 автомобилей. Под покупку большего количества машин и были выделены деньги. После провала российских олимпийцев в Ванкувере, довольно много денежных знаков остались не потраченными.
Максимальная цена Ауди Q5 — чуть более двух миллионов рублей. А минимальная стоимость Ауди Q7 — два с половиной миллиона. Естественно, что нашим олимпийцам не нужна обычная комплектация. А это значит, что автомобили для них обойдутся в три с половиной миллиона рублей каждый. Такая, вот, арифметика…
— Вообще-то, спортсменов украшает скромность, — считает заслуженный тренер России Игорь Уманский. — Особенно меня поразил тот факт, что требовать более дорогие машины стали не победители Игр в Ванкувере, а серебряные и бронзовые призеры. Это просто дикость! Тебе машину почти за два миллиона подарили, а ты нос воротишь и требуешь себе дорогую. Мне это действительно дико слышать. В свое время наши фигуристы и хоккеисты получали за победу на Олимпиадах около 1000 рублей. Да, по тем временам это были большие деньги. Но никому и в голову не приходило требовать добавки. Потому что, помимо всего прочего, был еще и патриотизм. Что-то я не слышал, чтобы того же чемпиона по фигурному катанию Эвана Лайсачека одаривали десятками тысяч евро и дорогими автомобилями. А норвежцы и шведы, у которых премия за олимпийское золото равняется чуть ли не тысяче евро?!
Чтобы понять, как изменились и выросли аппетиты наших олимпийцев, достаточно вспомнить церемонию награждения после зимних Игр-2006. Тогда, кроме денежных премий, спортсменам достались в подарки от первого лица государства хорошие автомобили зарубежного производства. Как шутили тогда сами олимпийцы, Владимир Путин подарил «мальчикам — мальчиково» (по джипу Toyota Land Cruiser), а «девочкам — девочково» (по внедорожнику Lexus). Подарки эти, по словам тогдашнего президента, были не только от государства, но и от бизнеса, поддерживающего российский спорт. Машины достались всем победителям, независимо от цвета выигранного металла.
И ни у кого тогда и мысли не возникло «требовать добавки» по призовым деньгам или врученным машинам. Но за четыре года многое поменялось, прежде всего, в головах самих спортсменов. Иначе тому же Ивану Скобреву, который, безусловно, выступил хорошо, и в голову бы не пришло равнять серебро и бронзу с олимпийским золотом. Вряд ли бы такое было возможно еще пять лет назад. Тем более, что раньше никаких машин чемпионам и призерам Игр не вручали. Эта практика прижилась у нас только в последние годы. И у некоторых сразу же вскружились головы…
Ванкувер исключением не стал. После Олимпиады на спортсменов обрушился золотой дождь. Только на призовые и машины было потрачено 120 миллионов рублей. А ведь еще были «бонусы» по другим каналам, и очень нехилые — кому-то квартиры, кому-то просто деньги. По приблизительным подсчетам, например, наш олимпийский призер Евгений Устюгов получил за свои две медали — золото и бронзу, около миллиона долларов (это и призовые и машина и квартира и другие бонусы).
Теперь вернемся ко второй новости — о ветеранах. И вчитаемся, совершеннолетний узник фашистских лагерей (т.е. человек, в 18 лет попавший в концлагерь) получит к 65-летию победы 1000 рублей.
Конечно это разные выплаты. Ветеранов поддержат из денег Пенсионного фонда, а Олимпийцев из денег Олимпийского фонда. И все-таки разница между 1000 рублей за немецкий концлагерь и миллионом долларов за две медали на олимпиаде — пугающая.
К слову, за многомесячный полет в космос, наши космонавты тоже получают премии. Но и они не идут ни в какое сравнение с призовыми олимпийцев. Вернувшись на землю, покорители звездных маршрутов, по слухам, могут рассчитывать максимум на 50−70 тысяч долларов. На эти деньги не купишь даже однокомнатную квартиру в Звездном городке. А ведь вкалывают космонавты не меньше спортсменов. И тоже гробят свое здоровье, не говоря уж о риске.
Поэтому в нашей стране выгодно быть олимпийцем, но не космонавтом и уж тем более не героем войны.