Печальная весть пришла из Хорватии. Там, во время матча, футболист скончался во время матча. А главный арбитр встречи почему-то расценил его падение на газон как симуляцию.
Горану Туньичу, 32-летнему защитнику клуба «Младость», стало плохо на 35-й минуте матча с командой «Хрватски Сокол» в одном из низших дивизионов страны. У игрока случился сердечный приступ, но арбитр поначалу не поверил ему и вынес предупреждение за симуляцию.
Разобравшись в ситуации, рефери сразу же вызвал на поле бригаду медиков, но Туньич скончался до того, как его доставили в ближайшую больницу.
По словам представителя клуба «Младость», у защитника ранее никогда не возникало проблем со здоровьем.
Смерть футболиста корреспонденту «СП» прокомментировал наш постоянный эксперт, кандидат медицинских наук Дмитрий Поляков.
«СП»: — Что, на ваш взгляд, происходит в современном футболе?
— К сожалению, к чрезвычайным ситуациям на поле нам, видимо, надо привыкнуть. Как это ни цинично звучит, но трагедия, случившаяся в Хорватии далеко не первая. Но и далеко не последняя.
«СП»: — Почему за последние 20 лет футболистов не поле умерло намного больше, чем за все предыдущие годы существования футбола?
— Я вижу причину в том, что сам футбол меняется. Игра стала намного быстрее, от футболистов теперь требуется пробежать за игру не меньше десяти километров. Только тогда считается, что игрок нормально отработал в матче и выложился полностью. Но почему-то все при этом забывают, что возможности человеческого организма не беспредельны. А расплата за такую забывчивость — жизни футболистов.
«СП»: — Можно было спасти Горана Туньича?
— Скорее всего, нет. Насколько я знаю, игрок сразу упал на поле как подкошенный. Когда сердечный приступ развивается с такой стремительностью, шансов на спасение очень мало. Это в течение двух-трех минут надо начинать активные реанимационные действия. А там на поле возникло замешательство, арбитр вообще думал, что игрок симулирует. В общем, шансов, как я уже сказал, практически не было. А еще я охотно верю, что до этого поединка футболист был здоров.
«СП»: — Насколько велик риск, что роковой сердечный приступ настигнет совершенно здорового футболиста?
— Действительно, здоровые на первый взгляд люди часто умирают от инфарктов. Потому что разглядеть все проблемы с сердцем медикам не всегда удается. Вроде бы человек здоров. Но при запредельных нагрузках сердце дает роковой сбой.
«СП»: — И что, никакие обследования перед матчем, после него и вообще наблюдение клубных врачей, не могут уберечь игроков от этого?
— Если бы доктора могли определить со стопроцентной вероятностью, что у того или иного футболиста будет сердечный приступ, то никто бы на поле не умирал. Потому что таких футболистов просто не выпускали бы на газон.
«СП»: — А не может ли здесь быть виноватым прием допинга теми или иными футболистами?
— Всякое, конечно, бывает. Но, чтобы запрещенные препараты спровоцировали у футболиста инфаркт, клубному врачу надо сильно постараться. Мне кажется, что в случае Туньичем, да и со многими другими футболистами, причиной смерти стали нагрузки и ежедневное напряжение.
Да, в последнее время все чаще и чаще футболисты умирают на поле. Пожалуй, самой громкой смертью в профессиональном футболе стала кончина игрока «Севильи» Антонио Пуэрты. Талантливейший игрок умер прямо на поле от сердечного приступа в 2007 году. И его смерть повергла в шок всю Испанию.
Интересно, что в день смерти Пэурты в Англии сердечный приступ случился у футболиста английского «Лестера» Клайва Кларка. В перерыве он почувствовал себя плохо и был доставлен в больницу, а матч Кубка английской лиги между его командой и «Ноттингем Форест» было решено не возобновлять.
Но и до Пуэрты футболисты часто умирали прямо на футбольном поле. Так, Хьюго Кунья — полузащитник португальской «Лейрии» — умер в июне 2005 года во время игры в футбол с друзьями. Ему было 28 лет.
Сердце защитника бразильского «Сан-Каетано» Сержиньо остановилось в октябре 2004 года в ходе матча с «Сан-Паулу».
Миклос Фехер — 24-летний венгерский футболист португальской «Бенфики» — скончался в январе 2004 года после сердечного приступа, который настиг его во время матча местного чемпионата с «Гимараешем».
Максимилиано Патрик Феррейра из бразильского «Ботафого» умер в июле 2003 года в больнице после того, как на тренировке почувствовал себя плохо. «Максу» было всего 20 лет.
Марка Вивьена Фоэ сердечный приступ настиг во Франции, в матче Кубка Конфедераций-2003 против колумбийцев. Он умер сразу после того, как его унесли с поля.
В октябре 2002 года у 28-летнего бразильского форварда Марко Дос Сантоса случился сердечный приступ всего через несколько часов после матча с перуанской командой «Депортиво».
25-летний нападающий команды «Йорк Сити» Дэйв Лонгхарст скончался в сентябре 1990 года за две минуты до перерыва в матче против «Линкольн Сити». Игра была прервана, а медицинская экспертиза показала, что он умер от сердечной недостаточности.
Самюэль Оквараджи — игрок сборной Нигерии. В августе 1989 года за 10 минут до конца отборочного матча к чемпионату мира-1990 со сборной Анголы он упал и вскоре скончался от сердечной недостаточности.
К этому печальному списку следует добавить и гибель двух подряд футболистов киевского «Арсенала», о которых в Западной Европе вспоминают меньше. В январе 2004-го на клубной базе скончался 23-летний нападающий Шалва Апхазава, а в марте на тренировке дубля умер 17-летний Андрей Павицкий. Причиной смерти в обоих случаях стали кардиологические проблемы. А в 2008 году умер 19-летний игрок подмосковного «Сатурна» Кирилл Спасский.
Одним словом, профессиональный футбол становится весьма опасным видом спорта…