Спортивные сайты разразились сенсацией: дагестанский бизнесмен Сулейман Керимов принял решение сократить финансирование футбольного клуба «Анжи», распродать ведущих игроков и рассчитывать не на звезд мирового уровня, а на воспитанников местного футбола.
Откровенно говоря, к этому все шло. Причем, с началом Чемпионата России, семимильными шагами. Сначала после поражения от «Динамо» во втором туре ушел в отставку главный тренер авторитетный Гус Хиддинк. Перед матчем же четвертого тура с «Ростовом» команду покинул новобранец, капитан сборной России Игорь Денисов. Официально «Анжи» сообщило, что у игрока небольшая травма, однако в футбольном мире все знали, что он уехал в Питер из-за конфликта с камерунцем Самюэлем Это’о и французом малийского происхождения Лассиной Диарра.
Кстати, Денисов, ранее игравший в «Зените», покинул свой бывший клуб тоже со скандалом. Некоторое время в прошлом чемпионате он провел в дубле из-за конфликта с тренерским штабом и руководством клуба. В основе конфликта, как говорили знатоки футбола, лежали деньги. Дескать, новички газпромовского детища Халк и Витсель получали больше, чем капитан сборной Денисов. Промолчать российский футболист, славящийся своим скверным характером, не смог.
Конфликт в Питере, ставший достоянием общественности из-за поведения Денисова, продолжается до сих пор. Команду может покинуть один из ее лидеров Александр Кержаков. Причина тоже в деньгах. Из «Газпромбанка», у которого те же хозяева, что и у футбольного клуба, пропали 330 миллионов рублей с личного счета футболиста. Он обвиняет руководство банка в том, что он не содействует ему в возвращении средств. Собственно, несколько месяцев назад по этой самой причине Кержаков встал на сторону Денисова.
После отставки Гуса Хиддинка «Анжи» возглавил Рене Меленстен, работавший ранее ассистентом Алекса Фергюссона в «Манчестер Юнайтед». Он не избавился от комплекса второго тренера, поведение звезд контролировать не мог, отсюда и унылая игра команды даже на фоне двух туров с Хиддинком (всего команда набрала лишь два очка в четырех матчах). После бесславного поражения от «Ростова», завершившегося свистом болельщиков, Керимов отозвал из «Крыльев Советов» дагестанского специалиста Гаджи Гаджиева. Этот жест должен стать символичным — ставку отныне «Анжи» будет делать на местные кадры.
Причины решения Керимова завязать со строительством суперклуба называются разные. Но, очевидно, что они возникли не после поражения от «Ростова», а намного раньше.
Многие обратили внимание на то, что чуть более недели назад котировки «Уралкалия» рухнули на 20−25 процентов, потеряв 5,5 миллиарда долларов своей капитализации. Соответственно, финансовое состояние олигарха не позволило ему тянуть проект.
Наверняка сыграло свою роль и то, что новый глава Дагестана Рамазан Абдулатипов куда меньше, чем прежнее руководство республики, заинтересован в футбольном клубе, который ко всему прочему базируется не в Махачкале, а в подмосковном Кратово. Для Керимова же «Анжи» было некой принудительной формой социальной ответственности, поэтому сейчас у него появились и политические, и экономические причины, чтобы с себя ее снять.
Один из ближайших к самому Керимову людей, председатель Совета директоров «Анжи» Константин Ремчуков сказал, что главная причина смены курса дагестанской команды — ухудшение состояния здоровья владельца. Представители Керимова эти слова Ремчукова опровергли. Однако именно эта версия кажется наиболее правдоподобной. Все-таки владелец «Независимой газеты» является не чужим для «Анжи» человеком, да и вряд ли он будет спекулировать на такой деликатной теме.
Экс-кандидат в президенты РФС Алишер Аминов оценивает инвестиции Керимова в «Анжи» в 450 миллионов евро. Правда, по его словам, эти деньги ушли на «ткачеподобных аферистов». Неудовлетворительную работу близкого к Керимову футбольного менеджера Германа Ткаченко отмечает также акционер московского «Спартака» Джеван Челоянц.
Главный редактор радио «Спорт», автор многочисленных книг о футбольном закулисье Николай Яременко считает, что олигарх просто понял, что за два-три года покупкой всех возможных звезд команду не создать:
— Он вкладывал деньги, чтобы приходить на стадион и получать удовольствие. Однако вместо удовольствия ему приходилось ежедневно отвечать на бесконечные звонки Самюэля Это’о, который то жаловался, то чего-то просил.
Кстати, на базу в Кратово камерунец летает на вертолете, а живет в пятиэтажном пентхаусе на Ленинском проспекте в Москве, который Керимов ему снимает за 20 тысяч евро в месяц. Естественно, ни он, ни другие игроки в Махачкалу переезжать не намерены, предпочитая вариант базирования команды в Подмосковье.
«СП»: — А Это’о действительно настолько конфликтный футболист, как пишет пресса?
— Кулаки он вход пускает, это правда. Например, после финала Кубка России, в котором «Анжи» проиграло ЦСКА, он избил в раздевалке Юрия Жиркова.
«СП»: — Каковы нынешние перспективы Анжи?
— Озвучиваемый бюджет 50−70 миллионов очень неплохой. С такими деньгами ЦСКА выиграло в этом году три титула, поэтому о закрытии проекта говорить не стоит. Другое дело, что эта история нанесла очень серьезный удар по репутации российского футбола. Теперь если Федун (президент «Спартака — «СП»), Дюков (президент «Зенита» — «СП») или кто угодно решит купить звезду мировой величины, она вряд ли поедет в Россию. Тем более в клуб, созданный на пустом месте. Европейские проекты, схожие с «Анжи», это испанская «Малага» и английский «Манчестер Сити» имеют хоть какую-то историю, а, значит, репутацию.
И будут, безусловно, чисто политические последствия. Ведь, несмотря на то, что команда жила в Москве, для многих дагестанцев именно футбол стал той ниточкой, которая связывала их с Россией.
«СП»: — Куда теперь денутся дорогостоящие игроки?
— Кокорин на 90 процентов снова будет играть в «Динамо», Жирков там же на процентов 70, Денисов непонятно, потому что он вполне может вести переговоры с разными клубами. Габулова в «Динамо» точно не будет из-за подозрений в участии в договорных матчах.
«СП»: — Это’о и Траоре остаются?
— У Это’о остался год контракта. Однако, говорят, что при приезде ему выплатили сразу всю сумму за три года. Команда ему ничего не должна и он может уйти в любой момент, если захочет. Траоре же интересуется «Зенит».
По всей видимости, теперь по пути «Анжи» пойдет «Динамо», в которое не так давно пришел близкий к Путину бизнесмен, член кооператива «Озеро» Борис Ротенберг. Его брат Аркадий ныне владеет хоккейным «Динамо» и уже выиграл с ним Кубок Гагарина. Таким образом, получается внутрисемейное соперничество.
Только вот хоккейному «Динамо» повезло куда больше, чем футбольному. Ротенберг пришел туда в уже сложившийся коллектив, выигравший при достаточно невысоком бюджете главный трофей КХЛ 2011/2012 годов. Команде откровенно повезло с менеджментом во главе с Андреем Сафроновым и тренерским штабом во главе с Олегом Знарком. Они довольно долго и поступательно развивали клуб, шаг за шагом доводя его до вершины.
В футболе же, увы, нет ни такого менеджмента, ни таких тренеров. Задача существующих управленцев тут довольно проста — привезти дорогого игрока, получить свой процент, привезти еще одного и так до бесконечности. При этом главное умело усыплять бдительность владельца команды разговорами о том, что вот-вот, дескать, твое детище заиграет и выиграет Лигу Чемпионов. Как сейчас стало понятно, для владельца это может быть вредно даже с медицинской точки зрения.
Поэтому правы те, кто говорит, что в Россию надо завозить с Запада не игроков и тренеров, а менеджеров, иначе на развитии футбола можно будет ставить крест.
На снимке: генеральный директор ФК «Анжи» Айваз Казиахмедов, депутат Госдумы Магомед Гаджиев, владелец ФК «Анжи», бизнесмен Сулейман Керимов и президент Дагестана Магомедсалам Магомедов (слева направо). октябрь 2012 года.
Фото: РИА Новости