Будучи в Сочи, я вспомнил своего преподавателя по связям с общественностью, который рассуждал, зачем нужны рестораны. Ведь и правда, можно дома настругать салата, нарезать колбасы, налить рюмку и провести семейный обед. Но очень и очень многие в выходной хотя бы раз в год идут в ресторан. И пусть там все прокурено и еда не слишком вкусная. Они идут туда, потому что им хочется праздника. Не поесть, а собраться, надеть выходное платье, доехать, сесть за стол, изучить меню…
Еще одна аналогия, о которой я подумал в Сочи, — ВДНХ в советское время. Я просто жил рядом и видел, как толпы туристов из других городов осаждали выставку. Зачем? Им опять же был нужен праздник. Когда уже в конце 80-х годов полки магазинов опустели, люди все равно хотели гордиться за страну и неважно чем — новшествами в нефтепереработке или новой породой кроликов. Люди стояли в павильоны с коровами, чтобы почувствовать, что советская мясная промышленность самая лучшая. И ведь на ВДНХ действительно так было. Пусть нигде более она таковой и не была. А еще праздник дополнялся шашлыком после часовой в лучшем случае очереди и фотографией у фонтана «Дружба народов». Меня тоже в день, когда я пошел в первый класс, возили на ВДНХ, потому что это было составной частью семейного праздника.
Так вот в Сочи люди едут за праздником. Спорт у них далеко не на первом месте, некоторые из них даже на хоккее Финляндия — Норвегия думали, что играют шведы. Им нужно прикоснуться к тому, что раньше видели только по телевизору. Это и потрясающие воображение спортивные сооружения, и сделанный в Европе поезд «Ласточка», и студия программы «Пусть говорят» Андрея Малахова, и магазин «Боско-спорт», где можно купить майку, как у Плющенко.
Зрителей можно изучать по российским флагам с названиями родных городов. Интересно, что я не видел ни одного флага других стран с надписями. Так вот в Сочи представлены Азов, Славянск-на-Кубани, Таганрог, Пятигорск, Дорогобуж, Благовещенск, Светлогорск… Говорят, что Олимпиаду уже посетили более полумиллиона человек.
И вот совершенно прав был Путин, когда сказал, что после распада СССР у людей не было какого-то масштабного общенационального проекта, которому может радоваться и гордиться каждый. Действительно, ВДНХ уже давно торговый центр, а жители Азова или Дорогобужа переживали лишь серые будни, в которых праздником считалась трансляция концерта Григория Лепса или программы Андрея Малахова. И вот у людей появилась возможность попасть по ту сторону телевизора.
Я уже писал о том, что Олимпиада — это масштабное телешоу, и очень многие, конечно, захотели принять в нем участие. И пусть для того, чтобы потом с гордостью показывать соседям майку, как у Плющенко или Овечкина, надо простоять три часа в магазин «Боско-спорт», где товары не успевают разбирать и приклеивать ценники. Если же кому-то дорого купить майку, они встанут в эту очередь, чтобы сфотографироваться на фоне студии программы «Пусть говорят».
Наверное, я сам никогда не пойму, что так привлекает этих людей, потому что могу поехать на сборную России в Европу или совершить тур на матч мюнхенской «Баварии», однако я ни в коем случае не осуждаю их. Такова уж наша страна — большая и разная — Россия с айфоном и Россия с шансоном это только ее составные части, в реальности России еще очень много. И ей было нужно то, чтобы объединило всех. Олимпиада и стала таковым проектом и власть тут, надо сказать, попала в точку. В Сочи я уже даже от таксистов не слышал о том, что все разворовали. Видимо, люди просто простили все в обмен на попадание в другую сторону телевизора.
Мне кажется, что Олимпиаду напрасно политизируют. Меньше всего зрители думают о Путине, оппозиции или отношениях с США и Украиной. Куда больше их волнует, где купить шапку с медвежонком, который является талисманом Олимпиады, или где находится швейцарское кафе с национальными блюдами. В Сочи сейчас совсем нет границ или ненависти, активно насаждаемой государственными пропагандистами. Забавно смотреть, как российские болельщики, пытаются по-русски объяснить иностранцам, что хотят с ними сфотографироваться, а потом сильно удивляются, что те их не понимают.
Для очень многих из приезжающих в Сочи Олимпиада станет самым главным впечатлением в жизни и самым главным источником положительных эмоций. К сожалению, это так. Но разве справедливо было бы лишить этих людей хотя бы такого проекта, к чему призывали оппозиционеры и блогеры, считающие, что Олимпиада не нужна, а все деньги нужно пустить на больных детей или науку. Тем более что не было бы Олимпиады, ни больные дети, ни ученые все рано не получили бы ни одной лишней копейки.
Ну разве не сказка для нашего человека, когда его вежливо обыскивают, а волонтеры, которые работают по всему городу, с улыбкой желают вам доброго утра или спокойно ночи? А не сказка, когда ты в лет сорок впервые видишь вживую хоккей, да еще и с участием таких звезд, как Малкин, Дацюк или Овечкин? Как же я был рад за мужика, который вылетел из электрички и побежал на хоккейный матч Россия-США с ватманом, где написаны слова поддержки спортсменам, и кульком семечек. Я воображаю, с каким счастьем на лице он будет рассказывать друзьям, что он там был.
Даже я, регулярный посетитель крупных спортивных событий, писал из Сочи в блог о том, какое счастье испытал, когда после серебряной для России санной эстафеты мне на трибуну бросили тренировочный жилет нашего выдающегося саночника Альберта Демченко. Мои друзья, которые еще за пару дней до этого предупреждали меня, что в Сочи небезопасно и убеждали не ехать, потом закидали мой телефон сообщениями, что видели по телевизору, как я болею за саночников и как мне повезло испытать такие эмоции.
Конечно, не стоит смеяться над болельщиком, который громко констатировал, что «Швейцария сдалась», когда сборная этой страны поменяла вратаря на шестого полевого игрока, чтобы отыграться в хоккейном матче со шведами. Возможно, у него в городе не было не то что хоккея, а даже самого примитивного катка. Мы просто очень часто не знаем, как живет страна даже в ста километрах от своего города. В Сочи можно это понять. Да, может быть, где-то и испытать шок, но ведь правда не всегда бывает приятной.
Социальные сети долго обсуждали сдвоенные туалеты в Сочи или забавный перевод на английский названий блюд в меню или улиц на указателях. Все это так — объявление по-английски остановок в электричке создает впечатление, что диктора иностранному языку учил сам Виталий Мутко, а в ледовом дворце «Большой» есть объединенные женско-мужские туалеты с несколькими кабинками. Можно написать еще и о том, что на окраине Сочи по улице по-прежнему течет канализация, а котлета с рисом в «Красной поляне» стоит 780 рублей. Однако все это не имеет никакого значения. Поверьте, на это никто не обращает внимания, потому что даже через полчаса нахождения в олимпийской столице положительные эмоции перевешивают весь негатив. Я не преувеличиваю, я не видел в Сочи серых лиц, кои сразу мне попались при прилете в Домодедово. Раскрашенные видел, а серые нет. Ну и как ходить хмурым, если волонтер тебе улыбнется, а полицейский в форме волонтера в зоне безопасности пожелает приятного вечера.
Вообще в Сочи я увидел ту идеальную Россию, какую можно построить, если очень захотеть. И после Олимпиады уже ведь не скажешь, что русские не умеют улыбаться, что они не умеют радоваться и быть счастливыми. Умеют и могут. И только вот советские люди хотели видеть ВДНХ у себя в городах и на заводах, так же и россияне будут хотеть видеть свою страну таковой, каковой она предстала в Сочи.
И у нас осталась одна неделя этого праздника. Я представляю, как будет грустно не только мне, когда он закончится. Но у нас, кажется, может появиться самая настоящая национальная идея — сделать Россию такой, какой она предстала перед всем миром в Сочи. И это будет уже совсем другая страна, чем та, что есть сейчас.
Фото: Григорий Соколов/ РИА Новости