Путешествия

Арктические походы «Сибири»

Малоизвестные факты о легендарном советском ледоколе

  
8987
Арктические походы «Сибири»

37 лет назад в свой первый рейс отправился атомоход «Сибирь». В 1987 году он стал вторым в истории надводным кораблем, достигшим в активном плавании Северного полюса. Кроме того, ледокол «Сибирь» стал третьим в мире кораблем с ядерной энергетической установкой.

Ледокол с сауной

«Сибирь» построили на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде. На судне был невероятный по тем временам уровень комфорта. Спутниковая связь обеспечивала навигацию и телефонные переговоры. На судне имелась большая столовая и библиотека. В тренировочном зале можно поддерживать спортивную форму. После чего было приятно зайти в сауну, а затем — поплавать в бассейне.

В 1977 году это был самый мощный ледокол в нашей стране. С его помощью продолжились эксперименты на предмет определения возможности судоходства в высоких широтах. Начались также испытания спутникового оборудования в условиях арктического холода.

Надо сказать, что часть экипажа уже имела опыт работы на атомоходе «Ленин». Собственно и первый капитан «Сибири» Владимир Константинович Кочетков до 1974 года работал дублером капитана ледокола «Ленин».

Первое, что записал себе в актив ледокол «Сибирь», это первая круглогодичная навигация на линии Мурманск-Дудинка. Весной 1978 года атомоход «Сибирь» вместе с ледоколом «Капитан Сорокин» провел в Дудинку дизельэлектроходы «Павел Пономарев» и «Наварин».

После этого «Сибирь» взяла курс на Магадан, чтобы сопроводить электроход «Капитан Мышевский». Атомный ледокол прихватил также груз для дрейфующей станции «Северный полюс-24». Едва в Баренцевом море показался лед, «Сибирь» вышла вперед и потащила «Капитана Мышевского» за собой. Порой дизель-электроход приходилось брать на буксир, чтобы форсировать льды. 13 июня суда вышли на чистую воду и расстались.

«Сибирь» же направилась к полярникам. В нужной точке ледокол остановился у ледяного «острова», где выгрузил оборудование. Затем атомоход ушел к северной оконечности архипелага Северная Земля. 1 июля «Сибирь» вышла в Карское море.

Десятая навигация

В 1987 году ледокол «Сибирь» занимался проводкой судов в Карском море на линии Мурманск — Дудинка. После трех месяцев работы он был отозван в Мурманск. Дело предстояло серьезное. Нужно было спасать полярников со станции СП-27. В начале своей работы станция располагалась на ледовом поле размером два на три километра. Однако к 1987 году поле превратилось в жалкий осколок — двести на триста метров.

Эвакуировать полярников на самолете было невозможно. Трудно было даже продолжать снабжать исследователей всем необходимым. Сбрасываемые с самолета продукты, как правило, падали в океан.

Имелась у похода «Сибири» и другая подоплека — политическая. Дело в том, что в 80-е годы всё чаще стали звучать призывы со стороны Запада о совместном освоении севера. Поэтому Советскому Союзу было важно дать понять, что сектор мирового океана, находящийся севернее нашей страны, это зона влияния СССР.

8 мая атомоход «Сибирь» вышел из Мурманска. На борту находились ученые из разных академий наук. Было также около тридцати журналистов и кинооператоров.

«Сибирь» пробивалась к полярной дрейфующей станции десять суток. От Мурманска ледокол прошел 1360 миль, из них более тысячи миль во льдах. Последние мили пришлось преодолевать ударами. Шутка ли — лед был 4-метровой толщины.

Во время столкновения ледокола со льдом, на столе трудно было что-либо удержать. Один электромеханик рассказал, что как-то взял в поход свою собаку. Когда начались столкновения со льдом, пес забился под стол и проболел всю дорогу. Животное так и не привыкло к мощной вибрации. Механик был вынужден передать собаку встречному судну, шедшему в порт. Но с тем, что не смогла вынести собака, люди вынуждены жить по нескольку месяцев.

Встреча с полярниками была очень трогательной. Те искренне радовались своему вызволению из ледяного плена, подбрасывали шапки и стреляли из ракетниц. До Северного полюса оставалось чуть больше двухсот миль…

«Кругосветное путешествие»

Поначалу заходить на Северный полюс не планировали. Ледовая обстановка была крайне тяжелой, потому ограничились полетом на Ми-12 делегации из 12 человек. Они отвезли на полюс капсулу с традиционным письмом будущим поколениям и мурманской землей.

Однако на следующий день «Сибирь» получила снимки со спутника, на которых ясно были видны разрежения ледовых массивов. Не воспользоваться таким случаем было нельзя. К тому же и Москва не возражала против очередного покорения Северного полюса храбрыми советскими людьми.

К самой северной точке двинулись со скоростью два узла. Временами встречали ледовые перемычки, которые преодолевали сходу. Через двое суток выход к Северному полюсу состоялся. Кто-то поймал «Голос Америки», по которому сообщалось, что американские спутники тоже зафиксировали сей факт. А заокеанские эксперты только разводили руками, комментируя это событие. Им было непонятно, с помощью какой аппаратуры русские так точно вышли к полюсу.

Члены экипажа высадились на лед. Многие не отказали себе в удовольствии совершить кругосветное путешествие, обежав вокруг условной точки Северного полюса. (Получалось, что человек пересек все меридианы разом.)

Впрочем, приходилось спешить, поскольку ледовая обстановка могла в любой момент измениться. Поэтому — короткий митинг, гимн, поднятие флага. Потом хоровод вокруг полюсного шеста. И домой. Впрочем, перед отплытием моряки успели еще и футбольный матч провести, после чего искупались в полюсной проруби.

В ночь на 26 мая ледокол начал движение на юг. Иного направления у стоящего на Северном полюсе и быть не могло.

Как писали в те времена, беспримерный рейс в северные широты продолжался более сорока суток.

Технические характеристики ледокола «Сибирь»

Водоизмещение: 21120 т.

Длина — 147.9 м

Ширина — 29.9 м

Осадка — 11 м.

Высота борта: 17,2 м

Максимальная скорость хода: 20 узлов

Ледопроходимость: 2.0 м.

Автономность: 7.5 месяцев

Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая

Мощность главной установки: 75 000 л.с.

Экипаж: 150 человек

Снимок в открытие статьи: атомный ледокол «Сибирь» во льдах Арктики/ Фото: Роман Денисов /Фотохроника ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня