Позвонили знакомые: помоги попасть в Эрмитаж! Третий день, как приехали, а главный музей страны посетить не можем — очереди. «Хвост» тянется до самой Дворцовой площади.
В Петербурге они впервые, приехали из Тулы. Вроде, и недалеко от невских берегов, а никак было не доехать. Предпочитали отдыхать на заморских пляжах. Нынешним летом созвали семейный совет, обсудили ситуацию в мире (как нынче без этого?), сверили интересы и решили осваивать родные просторы, начав с Северной столицы. Столько о ней слышали, читали!
И вот такое расстройство с первых же дней: не попасть в знаменитые на весь мир музеи. Очереди не только в Эрмитаж, но и в Русский музей, Зоологический, в Кунсткамеру. Поехали в пригороды. Та же картина. В Петергофе с его дворцами и фонтанами пришлось минут сорок томиться у касс…
Туляки рассказывают мне об этом, а я радуюсь. Давно не было подобного в родном городе. Признанный центр отечественного туризма, «музей под открытым небом», как называют его иностранцы, для которых Град Петров — одна из главных «приманок» в России, никак не мог до конца оправиться от кризиса, настигшего его с развалом великой страны. С середины десятых годов нового тысячелетия численность путешественников из разных городов и стран по сравнению с «развальными» девяностыми несколько увеличилась, но своего максимума эпохи СССР все-таки не достигала. И вот, кажется, прорыв.
Об этом свидетельствуют экспертные данные 10 крупнейших туристических компаний города, специализирующихся на внутреннем туризме. За первое полугодие 2015 года поток желающих побывать в Петербурге вырос в среднем на 30% по сравнению с первым полугодием прошлого года. Музейщики это подтверждают. В Эрмитаже рост числа посетителей составил за полгода 20%, в музейном комплексе «Исаакиевский собор» (сюда входят также Спас-на-Крови, Смольный и Большой Сампсониевский соборы) — 9,9%.
Впрочем, любой горожанин, регулярно бывающий в историческом центре города, и без цифр отметит, что гостей явно прибавилось. На Невском проспекте и близ него, как в лучшие годы, не протолкнуться. То и дело тебя останавливают вопросом: «Не подскажите, как пройти?..». И не в Гостиный двор, Пассаж или «Апрашку», известных ещё с советских времен торговых центров. А к Кунсткамере, Мраморному дворцу, Инженерному (Михайловскому) замку. Рядом с последним, являющимся филиалом Русского музея, недавно открылась «Книжная аллея». Её «изюминка» - новинки отечественной литературы по ценам заметно ниже магазинных, живое общение пишущих с читающими и обмен книгами (буккроссинг как его называют на западный манер). Новый летний питерский бренд, вызвавший настоящий ажиотаж у своих и приезжих.
Нового в прежде камерном, неспешном, особенно по сравнению с Москвой, Питере нынче немало. Что называется, креатив проснулся. Туристы, в том числе (а, может быть, в первую очередь), иностранные, очень ведь падки на новое, нестандартное. И едут зачастую уже ради одного этого. Как когда-то в Париж отправлялись посмотреть на Эйфелеву башню, решительно выпадавшую из всего привычного, так едут теперь в Петербург не только приобщиться к искусству Мариинского театра, но и поучаствовать в молодежных фестивалях и флеш-мобах, полюбоваться на актуальный во все времена процесс рождения денег — во время экскурсии на Монетный двор, что в стенах Петропавловки; побродить по лабиринтам кронштадтских фортов петровской эпохи.
Остров Котлин с раскинувшимся на нем городом Кронштадтом — отныне отдельный бренд. Там возродили Морской собор, прославленный именем Иоанна Кронштадтского, отреставрировали площадь вокруг него. Там главный футшток страны — один из старейших постов Мирового океана и мерило невских наводнений. А ещё уникальная дамба, открывающийся с неё шикарный вид на Финский залив и те самые форты (экскурсии от 200 рублей с человека), которые тоже надо привести в порядок, но и в нынешнем своем состоянии привлекающие туристов. Тех специально зазывать не требуется, сами едут с удовольствием. Благо, добираться в Кронштадт благодаря дамбе стало удобно: на маршрутке сорок минут ходу за 60 рублей.
Что привлекает к нам отечественных туристов?
«Достопримечательности, конечно, это в первую очередь, — отвечают мне приятели из Петрозаводска, муж и жена. Живут рядом, в Петербурге бывали не раз, все больше, однако, по делам, «набегами». Сейчас приехали на неделю, чтобы «посмотреть, наконец, не спеша, на самый красивый город России».
«Ещё цены ваши нравятся, — продолжают супруги. — Особенно в сравнении с европейскими. За первые пару дней мы побывали в пяти музеях и ничего, не разорились. Сувениров накупили».
К слову, о ценах на билеты в городские галереи, глиптотеки, паноптикумы. В среднем по городу они не превышают 400 рублей. При этом действует много льгот: для школьников, студентов, инвалидов, пенсионеров, ветеранов, многодетных. Для них в большинстве случаев вход вообще бесплатный.
Остановилась семейная пара из столицы Карелии в частном отеле на улице Гороховой, в пяти минутах ходьбы от Дворцовой площади. «Ну, вы даете, — удивляюсь я им. — Там же наверняка дорого, самый центр города, разгар сезона!». Оказывается, не так уж и дорого, 4800 в сутки за двухместный номер с утренним кофе. Для сравнения, в гостинице у Московского вокзала, соседствующей с Невским проспектом, цены на двухместные номера сейчас «стартуют» с цифры 9800 рублей. Правда, бронировали места в частном пансионе мои приятели-учителя загодя, ещё в начале июня, получив существенную скидку.
Гостиниц для туристов как раз среднего класса в городе хватает. Много частных, небольших.
Что привлекает туристов зарубежных?
«Доступные цены, — объясняет Петри Исомяки, официальный представитель сети финских отелей в Петербурге. — Разница в курсе европейской и американской валют с рублем играет нам на руку. Немножко мешает политика, но я уверен, что это временно. Было бы хорошо, если бы в вашем законе было предусмотрено 72-часовое безвизовое пребывание в Петербурге для тех, кто приезжает сюда на пассажирских поездах „Аллегро“ (они курсируют по маршруту Хельсинки — Петербург — авт.), как это сделано для пассажиров круизных паромов. Я уверен, это на порядок увеличило бы туристический поток. Посоветовал бы также вашей администрации активнее продвигать город на международном туристическом рынке. Он того стоит!».
Продвигать уже начали. Презентации и выставки города на Неве с успехом прошли в нескольких регионах России, в странах ближнего зарубежья, в некоторых европейских.
«Только за первое полугодие этого года специалисты нашего комитета вместе с сотрудниками профильных компаний приняли участие в 10 международных выставках и в пяти специализированных форумах. Они прошли в нескольких странах ЕС, а также в Грузии, Бразилии, Монголии, Сербии, Турции, КНР, - рассказала корреспонденту „СП“ Галина Громова, руководитель пресс-службы комитета по развитию туризма городской администрации. — В Китае, Армении и Эстонии мы презентовали туристический потенциал Петербурга, вызвавший немалый интерес. Были организованы ознакомительные визиты к нам в город туроператоров и журналистов из Японии, Китая, Португалии, Бельгии, из российских регионов. И нас услышали, турист поехал! По данным Пограничного управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, объем общего въездного потока в наш город иностранных граждан увеличился за 1-й квартал 2015 года на 53% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года».
В пользу сказанного и рейтинги. Согласно отечественному сервису онлайн-бронирования отелей Oktogo.ru, десятку «сильнейших» у туристов, путешествующих самостоятельно, возглавил именно Петербург (за ним следуют Сочи, Казань и Москва). «Дикари» из других российских городов и ближнего европейского зарубежья предпочитают короткие вояжи — на выходные или в праздники.
Правда, есть и «обратные» цифры. В среднем на 30% снизился нынче турпоток из США и Канады. Из Великобритании — на 23,7%. Но если в одном месте убывает, то в другом, как известно, прибывает. Иначе говоря, свято место пусто не бывает. Американо-канадско-британские «потери» с лихвой компенсируют гости из Гонконга, Ирана, Республики Корея, Турции, Израиля.
Зачастили к нам китайцы. Предпочитают как раз короткие, в два-три дня туры. Они везде — в музеях, парках, театрах и концертных залах, в торговых центрах. В одном из гипермаркетов недалеко от моего дома, куда захожу обычно не ранним воскресным вечером, по ним можно сверять часы: ровно в 21−00 на парковку въезжает пара-другая микроавтобусов и стройные ряды граждан КНР дружно отправляются за покупками. Прежде, чем взять приглянувшийся товар, каждый обязательно подсчитывает на своем калькуляторе, выгодная ли цена. Судя по заполненным, как правило, до краев тележкам, она их вполне устраивают.
Китайцев побывало у нас за минувшие полгода 18 127 человек. За тот же период 2014 года — 7 188 человек. «Прибавка» более чем в два раза! Сыграло тут свою роль, говорят специалисты, межправительственное соглашение о взаимных безвизовых групповых поездках. Ну и, конечно, грамотное продвижение «продукта» под названием «Санкт-Петербург».
Санкт-Петербург