Именно здесь, в городке Лумбини, родился принц Гаутама — Будда, и только в Изумрудной Долине обитают живые индуистские богини Кумари. Непал — мировая столица альпинизма. Самые высокие горные вершины, в том числе знаменитый Эверест, находятся на севере этой страны.
А ещё Непал — последняя гавань последних романтиков.
Русский отец непальского туризма
Непал для туристов был открыт совсем недавно — чуть больше полувека назад.
И сделал это… наш соотечественник, эмигрант из революционной России Борис Лисаневич — личность легендарная, загадочная, как сам Эверест. Взлёты и падения в его жизни чередовались, как крутые подъёмы и спуски Гималаев. Близкий друг многих коронованных особ, исторических личностей и людей искусства, среди которых были Елизавета II и Джевахарлал Неру, Матисс и Стравинский, Дягилев и Анна Павлова, Агата Кристи и Франсуаза Саган, Ворошилов и Терешкова, Бельмондо (который, кстати, снял фильм о Борисе) и Ингрид Бергман, и многие-многие другие. Имя его неотделимо от Непала, как сами Гималаи.
Когда-то в одном из аристократических клубов Индии Борис познакомился с непальским королём в изгнании. Затем, используя свои многочисленные связи и знакомства, Лисаневич умудрился вернуть престол (!) непальскому монарху. И как следствие, получил приглашение посетить Катманду и полный карт-бланш на любую деятельность в стране. Лисаневич приехал в Непал и, потрясённый красотой и экзотикой Изумрудной долины, убедил короля в перспективности туристического бизнеса, арендовал целое крыло королевского дворца и переоборудовал его в роскошный пятизвездочный отель «Yak and Yeti Park Royal Hotel».
Отель этот — один из самых престижных в Катманду — процветает до сих пор. В ресторане и сейчас подают украинский борщ, паштет из рябчика, бефстроганов и котлеты по-киевски, их ещё называют «А-ля Борис» — с ударением на первом слоге. Говорят, готовить эти блюда поваров когда-то учил сам Лисаневич.
Бориса Лисаневича называют в Непале не иначе, как «отцом туризма». Наверное, поэтому главным героем одной из самых известных книг об этой стране — «Тигр на завтрак» Мишеля Песселя — стал не король, не принц и не далай-лама, а именно он: авантюрист и романтик, игрок и жизнелюб.
Просто гордость охватывает — какую удивительную страну открыл миру наш человек!
Радуга в Катманду
Катманду не похож на столицы других государств — никаких небоскрёбов, накаких широких скоростных трасс. Если быть точным, то в Изумрудной Долине расположена не одна столица, а целых три. Нынешняя — Катманду, и две столицы бывших княжеств — Патан и Бхактапур, в каждой из которых есть своя собственная площадь Дурбар. Долина усыпана маленькими домиками из тёмно-красного кирпича с уютными черепичными крышами, с удивительными окнами и балконами — ажурная резьба из морёного дерева и полное отсутствие стекол. Город яркий, тёплый и по-хорошему провинциальный. Время словно заблудилось в узких улочках и — остановилось совсем.
Говорят, в Катманду храмов больше, чем домов, а богов больше, чем людей. Здесь все боги — звери, камни и деревья. Индуистские святыни мирно соседствуют с буддистскими. А дружелюбное «Намастэ», звучащее со всех сторон, в дословном переводе значит: «Я приветствую Бога в твоем лице».
Долина Катманду интересна вся, до последнего кирпичика, чтоб изучить и понять её, не хватит жизни. Но есть знаковые места, без посещения которых просто нельзя обойтись.
Королевский Дворец — ныне там музей, где собраны личные вещи бывших непальских монархов. Поражает филигранная резьба по дереву, которой украшены фасады зданий, ставни и двери. Удивительно, что за долгие столетия — несмотря на влажность и землетрясения — с этой резьбой не произошло ровным счётом ничего.
Боднатх — знаменитая «голубоглазая» ступа, крупнейшая в мире, построенная более полутора тысяч лет назад. В основание ступы замурованы священные реликвии. В Непале и соседнем Тибете верят, что строгие глаза Будды, изображенные на верхней части ступы, обладают магической силой и способны исполнять желания.
Пашупатинатх — уникальный храм с золотой крышей и серебряными дверями. Посвящён он Богу Шиве. У храма можно встретить самых настоящих йогов, раскрашенных отшельников-садху с дредами до земли и заклинателей змей… Но не всякий турист решится приблизиться к столь экзотическому месту. Дело в том, что здесь, на берегу священной реки Багмати, почитаемой индуистами не меньше, чем Ганг, происходит ежедневная кремация ушедших в мир иной…
Бхактапур — музей под открытым небом. Именно здесь Бертолуччи снимал своего «Маленького Будду». Место невероятной красоты, с множеством древних статуй и памятников. Яркая кирпичная мостовая во время дождя превращается в оранжевое зеркало и отражает изваяния и храмы… Вы словно попадаете в другое измерение. Полная ирреальность происходящего.
Сваямбунатх — храмовый комплекс и символ города — расположен на вершине Обезьяньей горы. Обезьяны — их вокруг очень много — бродят по дорожкам, без всякого почтения скачут по священным ступам и устаивают потасовки. Короче, живут своей жизнью и на людей внимания не обращают. К комплексу ведут 365 ступеней — по количеству дней в году. На вершине полукруглого основания ступы Сваямбунатх — золотая колонна, со всех четырех граней которой «всевидящие глаза Будды» вот уже две тысячи лет смотрят на раскинувшуюся внизу Изумрудную Долину. Всё вокруг наполнено покоем, умиротворением и торжественным светом, это обязательно почувствует любой человек, даже абсолютно далёкий от религии.
Монахи и паломники, которых в Сваямбунатхе великое множество — вращают молитвенные колёса, вознося хвалу Будде. Ступу следует обойти трижды — обязательно по часовой стрелке, а буддист вы или нет — это не имеет значения. Почему трижды? По традиции — в первый раз вы делаете это за всех людей, второй — за всех животных, и только третий — за себя.
А потом, если вам посчастливится, вы увидите радугу над древним городом. Нам — повезло. Радуга вспыхнула и засияла над Катманду, яркая, как флаги, развевающиеся над рыжими крышами…
Трудно быть Богиней
Портреты этой маленькой девочки с огромными глазами в Непале можно увидеть на каждом шагу. Пожалуй, даже чаще, чем портреты нынешнего президента страны. Это и понятно, ведь он, хоть и президент, но всего-навсего человек, а она — Богиня! Индуисты поклоняются ей, называя Кумари (девственная), буддисты почитают её, как воплощение своей богини Тары.
Чтобы стать живой Богиней, нужно пройти очень суровый отбор и множество испытаний. Дворцовые священнослужители проверяют всё — от гороскопа до отсутствия шрамов на теле. А ещё маленькая Богиня должна быть красивой — без единого изъяна! — и смелой. Она не имеет права бояться темноты и страшных звуков. А один из священных экзаменов — ночь наедине с окровавленными отрезанными головами буйволов, в сопровождение леденящих душу криков и барабанного боя — даже взрослого может довести до нервного срыва. Трудно себе представить, что девочке-Богине, которая с божественным спокойствием прошла через это, в то время было всего три года!
Проживает маленькая Кумари в собственной резиденции на площади Дурбар. Два белых каменных льва охраняют её покой. Родителям позволено изредка навещать дочь-богиню, а опекают и учат её дворцовые священники. На праздниках её вывозят в народ на огромной повозке с золочёными колёсами — ноги Богини не должны касаться грешной земли. Считается, что в каждом её жесте, и в каждом слове, даже случайно обронённом, скрывается тайный и великий смысл… Иногда Кумари появляется в резном окне своего храма и благословляет прохожих.
А лет в 12, передав божественные права новой маленькой Богине, она вернётся в родительский дом, уже как обычная девочка. И будет ходить в школу вместе со всеми детьми. А вот иметь собственных детей ей вряд ли придётся — в Непале считают, что мужа бывшей Кумари неминуемо ждёт ранняя смерть. Непальцы — народ суеверный, поэтому их не прельщает ни красота, ни колоссальное для Непала приданое, ни солидная государственная пенсия, которую получает девочка-Богиня.
Посему бывшие Кумари чаще всего остаются одинокими.
Трудно быть Богом. Ещё труднее быть Богиней на пенсии…
Полёты вместе с орлами
Покхара находится на берегу озера Фева, в котором отражаются снежные пики Большого Гималайского хребта. В 70-х годах прошлого столетия этот город был столицей американских и европейских хиппи, потомки которых приезжают сюда до сих пор.
Отсюда начинаются треки к вершинам Аннапурны. Отсюда начинают своё покорение горных рек рафтингисты.
А ещё в Покхаре есть авиа-клуб «Непал», который, кстати, организовали русские пилоты. Полёт на дельтаплане с инструктором по силам любому человеку. Даже если вы не являетесь поклонником активного отдыха и даже если — проверено на себе! — боитесь высоты.
Для этого не надо прыгать с обрыва в бездну. Мотодельтаплан мягко взлетает и столь же мягко садится. Если в это время держать в руке стакан с водой, не выплеснется ни единой капли. На крыле этой чудо-машины закреплён фотоаппарат — нажимаете на кнопку дистанционного управления и ваше фото на 3-х километровой высоте готово.
Покхара с высоты птичьего полёта невероятно прекрасна! Дельтаплан подлетает к сияющим вершинам Гималаев так близко, что кажется, ещё немного, и вы коснётесь их рукой. Нежный бархат рисовых террас, зелёное зеркало озера Фева, белый колокол Ступы Мира на вершине горы, дети, которые машут вам со склона, огромные орлы, недвижно парящие рядом…
Щенячий восторг от полёта невозможно описать словами, нельзя снять на фото и видео. Это нужно почувствовать самому. Полет заканчивается совершенно неожиданно, но за это время испытываешь такой водоворот ощущений и эмоций, что жизнь расцвечивается совершенно новыми красками…
В гости к бенгальскому тигру
Национальный парк Читван — в прошлом охотничьи угодья непальских королей. Высокопоставленных иностранных гостей принимали здесь же. Королевский охотничий домик в заповеднике стоит и сейчас. Говорят, в Читване и принц Чарлз, и король Испании Хуан-Карлос на сафари бывали.
Теперь любой турист может почувствовать себя немного королём, дефилируя по джунглям верхом на слоне с фотоаппаратом наперевес или по реке Рапти — в длинном, выдолбленном из цельного ствола дерева, каноэ. Здесь можно увидеть в естественных условиях жизнь обезьян, диких слонов, носорогов, гималайских медведей, крокодилов и, если повезёт, встретиться с королевским бенгальским тигром или леопардом.
Заросли реально непроходимые, джунгли звенят и дышат. Слон ведёт себя в лесу, как в посудной лавке… Но он у себя дома, посему звери и птицы вокруг внимания этот треск и шум просто не обращают. Пассажирам наверху придётся уворачиваться от лиан и веток, но результат превосходит все ожидания — когда метрах в трёх от тебя мирно пасутся носороги и пятнистые олени, а вокруг летают бабочки размером с хорошего воробья, чувствуешь себя… ну… если не принцем Чарлзом, то уж Николаем Дроздовым — точно…
Кстати, для любителей особого экстрима — можно совершить пешую прогулку по джунглям. Под охраной и в сопровождении гида, разумеется. Но до этого вы получаете ооочень подробную инструкцию о том, как… убегать от животных при неожиданной и близкой встрече… Где — зигзагом бежать, где по прямой. Говорят, ощущения непередаваемые…
Все отели и лоджи в заповеднике окружены высокими стенами и проводами под напряжением, чтобы животные по ночам не подходили слишком близко. Как-то один из туристов вышел в полночь на балкон, посмотреть на звёзды — они в Читване огромные и, кажется, висят прямо над головой.
Но поразили его не звёзды, а множество светящихся глаз в тёмных зарослях…
…Мы смотрим на них, а они внимательно наблюдают за нами. Они — дома, а мы в гостях. И забывать об этом не стоит…
Рассвет над Эверестом
Городок Нагаркот расположен в предгорьях Гималаев на высоте 2300 метров над уровнем моря. Чтобы попасть сюда, нужно довольно долго кружить по высокогорному серпантину, и через некоторое время жару сменит ровный и приятный климат средней полосы.
На вершинах холмов располагаются уютные отели, а из каждого окна открывается потрясающий вид на снежные вершины Гималаев.
Здесь прохладно и свежо. Рыжие стволы сосен, кажется, достают до самого неба. Облака медленно плывут между деревьев, плывут на тебя и вместе с тобой. И сердце твоё превращается в пёрышко и летит вслед за ними, высоко, к сияющим гималайским пикам.
Сюда стоит приехать, чтоб хотя бы раз в жизни встретить рассвет над Эверестом и навсегда поверить в вечную жизнь и бессмертие души.
И лично убедиться, что бешенство красок Рериха — чистая правда.
Главное
Непал — это не только экзотика.
Нельзя ехать в Гималаи за экзотикой, как в Грецию — за шубой.
Непал — это лестница в небо.
Настолько незримая и невесомая, что пока мы — материалисты и скептики — фиксируем себя любимого на фоне очередного храма и торгуемся на сувенирных развалах, она может остаться незамеченной… В конце концов, можно обойтись и вовсе без сувениров, но привезти самое важное — свое состояние, тонкое и щемящее ощущение полёта.
Стоит лишь однажды поймать эту дивную волну, она втянет тебя всего целиком и уже не отпустит никогда.
Каждый человек открывает свой Непал и свои Гималаи, но все сходятся в одном — эта земля обладает невероятным притяжением.
Гармония и покой, свет и красота, свобода и вдохновение — всё это там, на Крыше мира. И сопротивляться этому притяжению невозможно.
Коротко:
Время: Опережает московское время на 2 часа 45 минут.
Виза: Ставится по прилету. Если забыли фото - их сделают тут же, в аэропорту. Стоимость двухнедельной визы — $25. Сбор при отъезде из страны — столько же.
Связь: С мобильной связью — проблема. Наши телефоны или не работают вовсе, или оживают только время от времени. Для покупки местной СИМ-карты нужно иметь паспорт, фото 3Х4. Интернет-кафе на каждом шагу — и в столице, и за её пределами.
Пробки: В Непале их предостаточно. Важное отличие от московских — водители и пассажиры улыбаются! Кстати, непальские водители — настоящие асы, они умудряются разъезжаться с коллегами в таких узких местах, где у нас зацепились бы друг за друга два мотоциклиста, в том числе и на высокогорных серпантинах с одной (!) полосой. Как? Непонятно…
Покупки: Шарфы, пашмины, свитера
Язык: государственный язык — непали. Туристу, для того, чтоб объясниться, будет вполне достаточно английского на школьном уровне. Если и с этим проблема, не переживайте — вас всё равно обязательно постараются понять…
Кухня: На любой вкус. Непальская, индийская (осторожней со специями!), японская, европейская и даже русская! Попробуйте момо — непальские пельмени с разными начинками, вегетарианские котлеты (нечто невероятное!), взбитый йогурт в керамических стаканчиках и — обязательно! — местное пиво «Эверест» и «Непал Айс». Попробуйте, даже если не пьёте пиво вообще!
Сервис и цены: Непал доступен для любого кошелька и может удовлетворить самых притязательных и капризных туристов. Отели в этой стране разные — от Guest House за доллар-два до дорогих пятизвёздочных люксов. Доброжелательность персонала от звёздности не зависит. А номер в самом роскошном и экзотическом отеле в Катманду — «Dwarika's», - между прочим, он входит в десятку лучших отелей мира и находится под охраной Юнеско — стоит около 200 долларов… Сравните с Европой и почувствуйте разницу.
Эверест: Заниматься альпинизмом может себе позволить далеко не каждый. Но если очень хочется посмотреть на главную вершину Гималаев поближе, это можно сделать, облетев её на маленьком самолёте или вертолёте. По возвращении получите именной диплом, удостоверяющий факт беспримерного подвига.
Безопасность: Очень спокойная страна. Даже если Вам придёт в голову гулять по улицам Катманду в полночь. Немножко раздражают забастовки, появившиеся в Непале вместе с маоистами, но, — что делать? — когда на место духовности приходит политика, ничего хорошего от этого ждать не приходится.
А вот в Национальных парках в сумерках из отеля лучше не выходить — можно случайно встретить кого-нибудь из семейства кошачьих или, к примеру, носорогов с отпрысками. Имейте в виду — по пересечённой местности и те, и другие бегают очень быстро. Особенно, за туристами…
Поражает: Непал — одна из самых бедных стран мира, ничего не производит, ничего в промышленных масштабах не выращивает. Туристы, альпинисты, паломники — вот и весь доход. Политическая ситуация — с того момента, как к власти пришли маоисты, не лучше, чем у нас. Но вот что удивительно — люди, живущие на этой земле, чаще радуются, чем печалятся. Они любят саму жизнь во всех её проявлениях. Взгляды их светлы, а сердца — спокойны. Есть, чему поучиться.